### v2

# Исследовательские задачи и Московская математическая конференция школьников

Исследовательские задачи и Московская математическая конференция школьников
$А.$ Заславский и А.Б. Скопенков
Эта версия представлена в <<Математическое Просвещение>> в январе 2026 г. Предыдущие версии предварительно обсуждались с августа 2024 г. (с ответственным секретарем редколлегии и другими деятелями математического образования) и представлялись в МП в феврале 2025 г. и в ноябре 2025. Благодарим Д.В. Прокопенко, А.И. Сгибнева, М.Б. Скопенкова, Б.Р. Френкина и Г.Р. Челнокова за полезные замечания и обсуждения.
А.А. Заславский: ЦЭМИ РАН, МЭИ; alzasl@yandex.ru.
А.Б. Скопенков: https://users.mccme.ru/skopenko/; Московский физико-технический институт и Независимый Московский университет; skopenko@mccme.ru.
Введение
Российское (и советское) образование знаменито <<системой кружков и олимпиад>>, включающей также спецкурсы, <<спецматематику>>, летние школы, подготовку к олимпиадам и т.д. В этом тексте мы поделимся опытом подкрепления и развития этой системы в рамках Московской математической конференции школьников. Далее мы называем ее просто Конференцией, хотя она включает также конкурс и награждение работ. Мы покажем, как преодолеть широко известные недостатки многих конференций-конкурсов школьников: работы не самостоятельные, результаты недостаточно проверяются, доклады излагаюстся непонятно. Такие недостатки подталкивают школьников к имитации исследовательской деятельности. Мы надеемся, что этот текст будет интересен участникам <<системы кружков и олимпиад>> (школьникам, учителям и исследователям), организаторам конференций школьников, а также людям, интересующимся математическим образованием как частью культуры.
Мы проводим Конференцию, чтобы приобщить школьников к решению исследовательских задач. К ним мы относим задачи, в которых ответ или метод решения неизвестен ученику (но не обязательно нерешенные научные задачи). Важное отличие исследовательской деятельности от учебной — необходимость более серьезно проверять результаты (§4111Читатель может читать статью подряд — и тогда пропускать ссылки. Ссылки приведены, чтобы помочь читателю поскорее добраться до интересующего его материала, если он захочет сделать это вместо чтения подряд. [Эта сноска добавлена в соответствии с замечанием редколлегии Мат. Просвещения ¡¡…сложная система отсылок в разные разделы, читать тяжело…¿¿. Мы согласны с ответственным секретарем редколлегии, что информация в сноске само собой разумеющаяся и сноску желательно удалить. Мы будем рады это сделать, если редколлегия подтвердит, что соответствующее замечание снято (даже при отсутствии сноски) и не будет далее повторяться.]). Мы приобщаем учеников к идеям и развиваем их интуицию. Мы включаем в этот процесс проверку записью — более серьезную, чем на олимпиадах. Здесь под интуицией мы понимаем именно способность к озарению, а не само озарение. Грубо говоря, если я не только продумал решения десяти задач на интуитивном уровне, но и записал их, то моя интуиция при решении одиннадцатой задачи уже выше.
Развитие интуиции реализуется профессиональным общением с консультантом и рецензентом (§6). Консультации — важнейшая форма работы, но она наименее формализована. В результате консультаций не только обнаруживаются и исправляются ошибки, но рождаются упрощения (см. пример работы К. Зюбина в §3) и новые результаты (см. пример работы В. Зеленина в §3).
Это происходит и в процессе записи, и в неформальных обсуждениях (возможность которых основана на более раннем серьезном освоении базового материала). Основы этой работы описаны в §7, §4 и в конце §6.
На продвинутом уровне этот процесс формирует реалистичное представление о научно-исследовательской работе. Самостоятельное решение учебных задач (включающее проверку путем записи) создает ту базу, из которой только и рождаются впоследствии открытия (не обязательно в математике!). Например, Г. Перельман начинал с решения учебных задач на кружке (не важно,что внешней мотивировкой кружка, в котором он занимался, были письменные олимпиады, а не конференции школьников). Надеемся, что участие в Конференции поможет школьникам создать базу для профессионального роста.
Научно-педагогическому сообществу полезно и интересно получить представление о <<научно-проектно-конференционной>> деятельности школьников в целом. Пока что это невозможно, ибо результаты этой деятельности недоступны: из многих известных нам конференций школьников полные тексты работ выкладываются в интернет только на ММКШ. См. подробнее <<Прозрачность>> в §6.
Подготовка работы на Конференцию — хорошая тренировка к олимпиадам. Действительно, подобно решению задачи на олимпиаде, существенная часть такой подготовки — придумывание и написание четких формулировок и завершенных доказательств (§4). В процессе такой подготовка ученик развивается в более <<взрослом>> направлении, чем на олимпиадах. Это помогает (а не мешает) подготовке к самим олимпиадам (парадокс? читайте [Sk], [ZSS, §26]). В частности, доведение некоторых доказательств до завершенных, уровень надежности которых превышает уровень <<полного балла на олимпиаде>>, так же полезно, как тренировка на песке перед футбольным матчем на траве.
Многие из приводимых соображений не оригинальны. Однако опыт авторов говорит о необходимости еще раз высказать эти соображения. [^2] Toutes choses sont dites déjà; mais comme personne n’écoute, il faut toujours recommencer. A. Gides. Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку никто не слушал, нужно постоянно начинать заново. Андре Жид (вольный перевод авторов).
См. также расширенную обновляемую версию [P] этой статьи и [$M$, Sg13, Sg, Sk08, $S$].
1. Зачем участвовать в Конференции и как обычно возникают работы?
Изучение математики путем решения и разбора задач — важнейшая черта <<системы кружков и олимпиад>>, см. подробнее [ZSS, п. 1.2]. Мы называем такую деятельность учебно-исследовательской. Прилагательным <<исследовательская>> мы подчеркиваем
$\bullet$ самостоятельность и творческий характер (изучения материала путем) решения задач (пусть даже несложных);
$\bullet$ естественность постепенного перехода к научно-исследовательской работе.
При таком изучении часто возникают решения, которые интересно показать более широкому кругу школьников и учителей. Иногда при этом естественно появляется элемент новизны или даже новые результаты. Но это совсем не обязательно: такие решения могут быть и самостоятельным переоткрытием известной теоремы. Их разумно и полезно подавать на Конференцию. В частности, удачно подавать на Конференцию решение задачи, предложенной на Летней конференции Турнира городов (далее — ЛКТГ), в Задачнике <<Кванта>> или на самой Конференции [M]. См. также [Sk08, Как найти задачу для исследования, стр. 25-26].
Обучение проверке идей путем записи решений — процесс не только интересный и полезный, но длительный и трудоемкий. Принятие работы на Конференцию (и, если автору удобно, само выступление) вносит в него элемент праздника.
Перед участниками выступают и школьники, и математики (не только московские!). Школьники рассказывают о своих результатах (§3, [N]), а математики представляют задачи для исследования [M]. Заседания проходят живо: высказываются интересные комментарии и задаются вопросы. Доклады понятны школьникам и учителям; даже в сложных докладах приводятся доступные им яркие результаты и идеи доказательств См., например, видеозаписи некоторых докладов [N]. Участие в Конференции помогло многим авторам довести работы до публикации в <<Кванте>>, в <<Математическом Просвещении>> и даже в научных журналах [Ko17, KP, Mo16, Ni08, Ru10].
За счет чего это получается? Поданные тексты тщательно рецензируются (§6). Сначала рецензируются краткие версии, содержащие только четкую формулировку одного результата с необходимыми определениями (см. подробнее §7 и [P, §0]). Авторы учитывают замечания рецензентов, по желанию пользуясь помощью консультантов (которые обычно не становятся соруководителями).
2. Какие работы принимаются на Конференцию?
Мы принимаем самостоятельные содержательные (в т.ч. простые и короткие) работы (=тексты) школьников и первокурсников одного из следующих типов (номинаций):
$\bullet$ научно-исследовательские работы (есть четкая формулировка и завершенное доказательство, см. §4; работа представлена в Архив http://arxiv.org или в https://hal.science, cм. подробнее начало §5).
$\bullet$ учебно-исследовательские работы (есть четкая формулировка и завершенное доказательство);
$\bullet$ исследовательские разработки (есть четкая формулировка гипотезы);
$\bullet$ наглядные / экспериментальные материалы (есть понятные рисунок или видео / ссылка на архив типа github, на котором лежит программа и математически грамотное описание ее ввода и вывода).
Работа не должна содержать ни одного заведомо неверного утверждения, а также необоснованной претензии на новизну (результатов или доказательств) или на завершенность доказательств. (Если это не выполнено, то автору предоставляется возможность подать новую версию, в которой таковых не будет.)
Во все номинации, кроме первой, принимаются результаты как заведомо не претендующие на новизну (например, решение задачи с кружка), так и потенциально имеющие элемент новизны (которая пока не проверена, см. начало §5).
Эти критерии (а также приводимые ниже и в [P, §2] пояснения к ним) не очень формальны. Решение о принятии / отклонении работы по каждой номинации принимает программный комитет на основании рецензий, см. §6. Он же распределяет время на доклады, а доклады — на аудиторные и стендовые. Для последних решений важны степень содержательности и интересности работы (а не только завершенность доказательств).
Примеры работ, принятых в каждую из номинаций, см. в §3 и [N]. В §3 работы [AB, Be13, Ko, LV, Mo16, Ni08, Ru10, Za20] относятся к научно-исследовательской номинации, работы [AB, Do, Ku, Ib, Ne, Ru10] — к учебно-исследовательской номинации, работы [Ko, LV] — к номинации исследовательские разработок, работа [Lo] — к номинации наглядных материалов. Разные версии одной работы могут относиться к разным номинациям.
Самостоятельность означает, что автор решил задачу сам (а не прочитал в книге и не скачал из интернета). Конечно, сама последовательность задач может быть подсказкой; допускаются также подсказки от руководителя. Важно, чтобы эти подсказки были полезны для развития автора, и чтобы заимствования было явно указаны в тексте. В совместной работе должен быть указан вклад автора, с подтверждением от соавторов. Уровень самостоятельности проясняется на Конференции, когда слушатели задают автору вопросы по содержанию работы.
3. Примеры работ
[AB] Д. Ахтямов. Разрешимость уравнений третьей и четвертой степени при помощи одного радикала. 2013-2015. Руководители И. Богданов и А. Скопенков.
Автору помогло знакомство с основными идеями теории Галуа (но не с ее абстрактным изложением), полученное на кружке. Позже выяснилось, что эта задача изучалась и решена в компьютерной науке в 2002 г. (Chu, Kang). Интересно, что Chu и Kang, ссылающиеся на абстрактное изложение теории Галуа, в одном месте применяют громоздкие вычисления вместо идей теории Галуа. В 2013 г. работа была награждена по номинации учебно-исследовательских работ. После этого автор продолжил работу и в 2014 г. подготовил новую версию. Она выложена в Архив и награждена уже научной премией. Работа вошла в проект для ЛКТГ [ABG+]. В 2015 г. автор получил новые результаты, совместно с И. Богдановым. Вклад автора (подтвержденный соавтором) в эти новые результаты награжден по номинации научно-исследовательских работ.
[Be13] В. Белоусов. A smaller counterexample to the Lando conjecture. 2013. Руководитель А. Скопенков.
Рецензент нашел ряд ошибок в доказательстве. Автор согласился с частью замечаний и сделал соответствующие исправления, а по другим замечаниям написал рецензенту письмо с пояснениями. Рецензент согласился с автором и дал положительный отзыв на следующую версию работы. Работа выложена в Архив и награждена по номинации научно-исследовательских работ.
[Do] П. Долгирев. О конкурентности некоторых чевиан треугольника. 2009. Руководитель А. Привалов.
Первая версия работы содержала существенные ошибки и отличалась неудачным стилем изложения. Тем не менее, совместные усилия автора, руководителя и консультанта позволили довести работу до завершения, принятия на Конференцию и награждения. В следующем году подготовка новой работы потребовала значительно меньших усилий.
[Ko] С. Комаров. Две равные окружности в прямоугольном треугольнике. 2022, 2023. Автор не указал руководителя.
Автор самостоятельно развил тему, начатую публикацией Ю.А. Блинкова в <<Кванте>>. Доведение работы потребовало более года. Поэтому в 2022 на Конференцию была принята только короткая четкая формулировка, в номинацию исследовательских разработок. После этого автор продолжил работу и в следующем году подготовил полную версию. Она выложена на геометрический сайт и награждена уже по номинации научно-исследовательских работ.
[Ku] А. Куликова. Теорема об изогоналях. 2016. Руководитель Д. Прокопенко.
Задача поставлена руководителем и успешно доведена до завершения, принятия на Конференцию и награждения ней. После Конференции работа была продолжена, ее существенно переработанная версия опубликована [KP].
[Ib] Д. Ибрагимов. 32 буквы русского алфавита кодируются последовательностями из нулей и единиц… 2015. Руководитель А. Скопенков.
Автор записал решение задачи, придуманное им на кружке. После внесения исправлений работа была принята на Конференцию и награждена.
[Lo] М. Лошаков. Объединение двух пересекающихся кубов. 2018. [Рис. пока сюда не включен, ибо 12 Мб.] Руководители А. Скопенков, А. Спивак, Е. Стефанова.
[LV] И. Васенов. Разрезания правильного многоугольника на подобные прямоугольные треугольники. 2020, 2021. Руководители М. Лацкович и А. Скопенков.
Задача поставлена руководителем по мотивам статей из научных журналов. Автору потребовалось продолжительное время, чтобы самостоятельно реализовать идею, предложенную руководителем. Крупный специалист в данной области, после присылки ему работы, смог получить более сильный результат. Совместная работа автора с ним выложена в Архив и опубликована в научном журнале [LV]. Вклад автора (подтвержденный справкой от соавтора) награжден по номинации научно-исследовательских работ.
[Mo16] E. Морозов. Обобщенная задача Аполлония. 2016-2017. Руководитель Ф. Нилов.
Автор самостоятельно исследовал обобщение на четыре окружности результата о трех окружностях, доказанного (как считается) Аполлонием более 2000 лет назад. Работа выложена в Архив и награждена в 2016 г. по номинации научно-исследовательских работ. После этого автор продолжил работу и получил ряд новых результатов. Они награждены в 2017 г. по номинации научно-исследовательских работ. Работа опубликована.
[Ne] В. Немычникова. Об одной конике, связанной с kk-трисами треугольника. 2014. Руководитель А. Привалов.
Первая версия работы [Ne1] содержала неверную формулировку основного результата, что и было отмечено в рецензии [Ne1re]. Во второй версии [Ne2] автор учла это замечание, привела правильную формулировку, а также улучшила доказательство. Однако, формулировка следующего результата оказалась некорректной из-за отсутствия необходимых определений [Ne2re]. Эти недочеты были исправлены в третьей версии [Ne]. Она была принята и награждена первой премией в номинации учебно-исследовательских работ. Работа содержала элемент новизны: построенная в ней точка включена в энциклопедию центров треугольника. Но работа не была включена в номинацию научно-исследовательских работ, потому что не было выполнено условие своевременного выкладывания в Архив.
[Ni08] Ф. Нилов. Параболические четырехугольники. 2008. Руководитель А. Заславский.
Автор сам придумал результат. Это получилось во многом благодаря урокам геометрии М. Волчкевича во Второй школе. Доведение работы до принятия потребовало помощи консультанта. Работа выложена в Архив, награждена по номинации научно-исследовательских работ и опубликована. Впоследствии автор многократно был руководителем работ и стал постоянным членом жюри Конференции.
[Ru10] А. Рухович. На какие части разбиваются многогранники их пересечением? 2010, 2011. Руководитель А. Скопенков.
Задача была поставлена руководителем по мотивам статей из научных журналов (см. ссылки в [ABR+, Ru10]). Автор самостоятельно нашел ответ. Работа выложена в Архив, награждена по номинации научно-исследовательских работ и опубликована в научном журнале [Ru10]. Она вошла в проект ЛКТГ [ABR+].
[Za20] Д. Захаров. О раскраске трехэлементных подмножеств. 2018. Руководитель А. Райгородский.
Автор представил работу, уже выложенную в Архив и принятую в научный журнал. Она награждена по номинации научно-исследовательских работ.
[Ze5] В. Зеленин, Идеалы в множестве квазитропических матриц. 2025. Руководитель В. Борзенко.
В процессе консультаций появились новые результаты: сравните версию [Ze1], поданную на конференцию, и принятую на конференцию версию [Ze5]. Она награждена по номинации учебно-исследовательских работ. По-видимому, результаты работы новые. Поскольку эта новизна не была проверена своевременным выкладыванием в Архив, работа не была включена в номинацию научно-исследовательских работ,
[Zu6] К. Зюбин. Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций. 2020.
В процессе консультаций были упрощены и прояснены формулировки: сравните версию [Zu1], поданную на конференцию, и последующую версию [Zu3]. При этом на конференцию была принята версия [Zu6], награжденная по номинации учебно-исследовательских работ.
Тематика работ разнообразна, больше всего работ подается по элементарной геометрии и дискретной математике.
В вышеприведенных примерах [Ni08, Ru10, Mo16, AB, LV] авторам потребовалось 1-2 года, чтобы довести доказательство до завершенного.
4. Завершенность (надежность) доказательств
Зачем?
Важнейший результат интеллектуальной деятельности — текст (или программа), который можно прочитать (или которой можно воспользоваться) без консультаций с ее автором. И который проверен его авторами настолько серьезно, что пользование не принесет вреда. Поэтому важное отличие исследовательской деятельности от учебной — необходимость серьезно проверять результаты.
При обучении развивается способность что-то сделать, обычно связанная с имитацией деятельности для пользователя (построить модель самолета, решить задачу на олимпиаде). Продвинутое обучение предполагает постепенное развитие в сторону реализации этой способности результатом (починить водопроводный кран в настоящем самолете, опубликовать короткое завершенное доказательство олимпиадной / кружковской задачи, даже не претендующее на новизну). Ученик, прошедший такое обучение, в будущем сможет писать полезные и надежные научные работы и программы, проектировать атомные станции и разрабатывать новые лекарства. См. также [Sk08, абзац на стр. 24-25] (о парадоксе <<отрицательного вклада>>).
В научном мире подготовка надежных текстов для пользователя происходит в рамках системы <<тщательного рецензирования>> (peer review). При ней окончательный (публикуемый, награждаемый) текст формируется в процессе работы автора над замечаниями рецензента. Этот процесс аналогичен процессу отладки программы, являющемуся основным в программировании. Учителю и (постепенно) ученику полезно знакомиться с таким стилем работы и приобщаться к нему.
Напомним также (см. введение), что написание завершенных доказательств способствует развитию интуиции за пределы данного материала.
Что такое завершенное (надежное) доказательство?
В нашем понимании это — доказательство, вероятность ошибки в котором ничтожно мала благодаря тому, что оно удовлетворяет высоким стандартам строгости и структурированности. Для надежности (и тесно связанной с ней понятности) математического текста человечество выработало некоторые стандарты проверяемости. Только текст, в котором эти стандарты соблюдаются, мы называем <<завершенным доказательством>>; соответствующий термин в науке — <<надежный источник>> (<<reliable reference>>). Другими словами, оно написано уже для пользователя, а не еще для разработчика (work in progress) и не еще для проверяющего (как на олимпиаде). (Завершенность понимается именно в этом смысле, а не в смысле отсутствия направлений для дальнейших исследований.)
Завершенность доказательства в научно-исследовательской номинации соответствует принятию работы в ее текущем виде в рецензируемый научный журнал. Завершенность доказательства в наиболее грамотных и содержательных работах учебно-исследовательской номинации понимается аналогично.
Таким образом, школьник, учась писать завершенные доказательства на простых коротких примерах, серьезно облегчает себе написание завершенных доказательств в последующих научных работах (или выполнение работы для пользователя вне науки).
Примеры. [См. сноску 7]
Приведем яркую цитату из [JQ93]:333Многие ситуации, связанные с нестрогостью в математике, были менее удачными, чем описанные выше. В особенности это проявляется там, где нестрогий материал подается как известный и надежный, с претензией на приоритет. Иногда это ¡¡честная ошибка¿¿, иногда результат нестандартного понимания того, что является доказательством.
Прямые ошибки приносят меньше вреда. Например, фундаментальная лемма Дена о двумерных дисках в трехмерном многообразии была представлена в 1910 г. В доказательстве была обнаружена ошибка, и ко времени появления верного доказательства (К. Папакириякопулос, 1957) эта лемма была признана важной гипотезой.
Низкие стандарты доказательств приводят к более значительным трудностям. В восемнадцатом веке небрежные рассуждения привели к болезненным проблемам в области сходимости последовательностей и равномерной сходимости функций. В качестве ¡¡лечения¿¿ была введена строгость. Она была вовремя принята, несмотря на возражения ряда математиков. Это помогло избежать более значительных проблем.
Позднее в двадцатом веке значительных проблем не избежала итальянская школа алгебраической геометрии. Она пришла в упадок после поколения блестящих нестрогих рассуждений. Обсуждение трудностей и долгого оздоровления приводится в [EH, K]. В 1946 к этому предмету по-прежнему относились с таким подозрением, что А. Вейлю пришлось защищать свой интерес к нему; см. введение к [W].
Most of the experiences with theoretical mathematics have been less positive than those described above. This has been particularly true when incorrect or speculative material is presented as known and reliable, and credit is claimed by the perpetrator. Sometimes this is an ‘honest mistake’, sometimes the result of nonstandard conceptions of what constitutes proof. Straightforward mistakes are less harmful. For example, the fundamental ‘Dehn lemma’ on two-disks in three-manifolds was presented in 1910. An error was found444П.С. Александровым, который считал нахождение этой ошибки своим важным достижением (прим. авторов)., and by the time it was proved (by Papakyriakopolos in 1957) it was recognized as an important conjecture.
Weak standards of proof cause more difficulty. In the eighteenth century, casual reasoning led to a plague of problems in analysis concerning issues like convergence of series and uniform convergence of functions. Rigor was introduced as the antidote. It was adopted over the objections of some theorists in time to avoid major damage.
More recently in this century the ‘Italian school’ of algebraic geometry did not avoid major damage: it collapsed after a generation of brilliant speculation. See [EH, K] for discussions of the difficulties and the long recovery. In 1946 the subject was still regarded with such suspicion that Weil felt he had to defend his interest in it; see the introduction to [W].
Применение сформулированных принципов рецензирования (а также умение сделать соответствующую работу автора интересной в процессе консультаций) хорошо прослеживается на примере работы В. Немычниковой в §3.
Более подробные рассуждения и конкретные примеры см. в [JQ93, ABC+, BBB+, Sk08, Sk21d].
Как конкретно ученик подходит к завершенности доказательств?
Обучаясь в <<системе кружков и олимпиад>>, школьники постепенно переходят от занимательных задач к математическим теориям (ср. §1). Нарастают необходимость и возможность контролировать правильность (и понятность) решений — особенно, когда обучение включает элемент исследования с неизвестными заранее ответом или подводными камнями в доказательстве.555К сожалению, в погоне за количеством в ущерб качеству такая необходимость не всегда признается, а возможность — реализуется. В частности, необходимость записи завершенных доказательств некоторых утверждений. А значит, и четких формулировок утверждений (например, промежуточных шагов решения).
К завершенности некоторых доказательств стоит стремиться только на достаточно продвинутом этапе. Тем более важно не пренебрегать таким стремлением, особенно когда ученика за него можно наградить. Интересно, что обычно успешные олимпиадники достаточно мотивированы и подготовлены к переходу на этот более высокий уровень.
После неформальной проверки рекомендуем проверять доказательство записью. Разумно также пользоваться помощью консультанта и даже однокашника.
Разумеется, научить писать завершенные доказательства сможет только тот, кто сам это умеет и от себя требует.
В рамках кружков начальное знакомство с системой <<тщательного рецензирования>> фактически реализуется письменной сдачей задач (такое было и на ранних ЛКТГ).
Мы знакомим публику с этой системой, выкладывая [R] все работы, поданные на Конференцию, и рецензии на них. Ведь конкретные примеры рецензирования гораздо более эффективны, чем общие слова (см., в частности, примеры [Be13, Ne] в §3).
Опишем реализацию такого знакомства при представлении некоторых тем на ЛКТГ 2010х-20х годов. Команда, решающая данный цикл задач, может состоять из любого числа участников. За каждое решение, написанное для пользователя, оцененное в <<+>> или <<+.>>, команда получает пять <<бобов>> (см. рекомендации [Re]). Дополнительные бобы могут выдаваться за красивые решения, решения сложных задач или оформление некоторых решений в системе . У жюри бесконечно много бобов. У каждой команды в начале десять бобов. Если у команды есть бобы, то решения можно сдавать и устно, и как написанные для соавтора (т.е. менее точно, чем для пользователя). Команда отдает один боб за каждую такую попытку сдачи (удачную или нет). Участники сами выбирают задачу, по которой пишут решение для пользователя, но могут обсудить с жюри свой выбор. Приглашаем участников обсуждать с жюри возникающие вопросы (без траты бобов). В частности, жюри может помочь записать решение для пользователя или дать подсказку к задаче, которая долго не решается. Те, кто успешно сдают задачи, завоевывают право получить интересные дополнительные задачи для исследования.
5. Чем мотивировано различение по номинациям?
Работы, не претендующие на научную новизну.666[В (неформальных) обсуждениях ответственный секретарь редколлегии Мат. Просвещения (МП) предложил удалить данный кусочек, §7 и бо́льшую часть §6. Предложения о сокращении как таковые мы приветствуем. Более того,
$\bullet$ перед представлением статьи в МП мы сделали огромную работу по сокращениям; в результате обсуждений с ответственным секретарем двух из этих сокращений в одном случае он предложил вернуть сокращенный текст;
$\bullet$ АС сразу при представлении других статей в МП указывал на возможность удалений отдельных параграфов; никогда такие возможности редколлегией МП не одобрялись.
Но, по нашему мнению, удаление указанных кусочков покажется неуместным большинству читателей МП (¡¡между Квантом и научными журналами¿¿ по словам ответственного секретаря). Это мнение основано на обширных профессиональных обсуждениях с учителями, студентами и школьниками на протяжении десятилетий. Однако мы не претендуем на истину в последней инстанции, а предлагаем явно спросить мнение учителей, студентов и школьников о желательности предложенного удаления кусочков. При этом конкретные сокращения в этих кусочках мы готовы делать (или дать кусочки мелким шрифтом, etc).]
Целью исследовательской деятельности школьника не обязательно должна быть завершенная научная работа. Большинству школьников трудно ее сделать. Тем более, что начинающему не очевидно, что имеются разные степени завершенности: от work in progress (на стадии написания первых версий или текста доклада на научном семинаре; похвала руководителя и коллег) до reliable reference (опубликованная работа, которой может пользоваться другой математик или инженер; научная премия или возможность защитить курсовую, дипломную, диссертацию и т.д.).
Cамостоятельное решение важной красивой (известной) задачи или проведение вычислительного эксперимента как раз подведет школьника и к разумному выбору задач для более серьезной работы, и к необходимости четких формулировок и завершенных доказательств (§4), и к возможности их написать. Награждены могут быть все работы — при условии, что известность результата (или отсутствие серьезной проверки новизны) явно отражена, а итоги экспериментов или незавершенных доказательств не называются теоремами. Введенное для этого явное различение по номинациям поможет школьникам
$\bullet$ решать доступные и полезные им задачи;
$\bullet$ учиться серьезно проверять свои доказательства;
$\bullet$ сформировать реалистичное представление о научной работе.
Научно-исследовательские работы.
Мы считаем, что работы школьников, награждаемые премиями по этой номинации, должны удовлетворять критериям (полноты доказательств и серьезности проверки новизны), предъявляемым к завершенным научным работам (без скидки на возраст авторов). При этом требования к глубине и количеству результатов могут быть более слабыми.
По нашему мнению, сейчас некорректно утверждать новизну результатов работы без ее подачи в архив http://arxiv.org или https://hal.science и отсутствия в течение нескольких недель информации об известности этих результатов. Такая проверка новизны имеет свои ограничения и не отменяет важнейшей предварительной работы (рассылку специалистам по данной тематике и поиск по математическим базам данных). Однако она проста для включения в формальные требования, а также совмещает проверку новизны с пользой для сообщества (работа доступна) и ответственностью рекомендателя / автора (удалить уже выложенный текст, как правило, невозможно).
Выложить первую работу на архив невозможно без рекомендации (математика, имеющего такое право). При попытке выложить работу в Архив автору предлагаются <<предостережения>> (ссылка на которые продублирована на сайте Конференции). Рекомендации помогает получить программный комитет, если (по его мнению) выкладывание работы не нанесет ущерб репутации ее автора. Получению рекомендации предшествуют содержательные обсуждения: перед выкладыванием часто автор исправляет недочеты, иногда выясняется известность результата и / или возможность его развития (см. пример работы К. Зеленина в §3). Обычно в результате мы даем рекомендацию, а также помогаем автору выложить представленную в Архив версию на популярный ресурс по данной теме (например, на https://geometry.ru) — на случай задержки или отклонения модераторами Архива. Некоторые работы выложены (и могут быть выложены) в Архив независимо от программного комитета — на их рекомендателях и лежит ответственность за рекомендацию.
Пример.777[Этот пример и примеры из §4 добавлены в соответствии с замечанием редколлегии Мат. Просвещения о недостаточном количестве конкретных примеров (а не только ссылок на примеры; такие ссылки уже были). Мы согласны с ответственным секретарем, что одни примеры можно (обратно) заменить на ссылки, а другие удалить. Мы будем рады это сделать, если редколлегия подтвердит, что соответствующее замечание снято (даже при отсутствии явного приведения примеров вместо ссылок) и не будет далее повторяться.]
Работа С. Тищенко (руководитель А.Я. Канель-Белов) была награждена 1й премией на международной конференции школьников Intel-ISEF в 2000 г. Работа претендовала на решение одной из проблем Эрдеша. За несколько месяцев до этого руководителю была направлена (Б. Мохаром через А. Скопенкова) ссылка на решение этой проблемы, полученное ранее. Однако о том, что эта проблема решена ранее, не сообщалось ни в работе, представленной на Intel-ISEF, ни в ее опубликованной версии [Ti01] (в аннотации и истории вопроса на первых страницах).888В конце статьи [Ti01] есть теорема 1а, названная отрицательным решением проблемы Эрдеша, а еще через страницу дана ссылка на работу, в которой была получена теорема 1a. Эта информация должна присутствовать при первом упоминании в статье решения проблемы Эрдеша. Следующая информация, возможно, не была тогда сообщена руководителю и автору, но неизбежно возникла бы в работе при добросовестном написании истории вопроса. The paper solves a very specific problem of diameter 3 and subcubic graph, which I doubt can be referred to as a problem of Erdos (the general degree-diameter problem is related to Erdos, though). In particular, there is no reference to a paper by Erdos.
На ММКШ такое практически невозможно ввиду прозрачности принятия в номинацию научной-исследовательских работ премией (в частности, выкладывания в архив).
6. Рецензирование и консультации (заочный первый тур Конференции)
В этом и следующем параграфах мы переходим к наиболее существенной — практической — и нетривиальной части статьи.
Как устроено рецензирование?
Поданные работы выкладываются на страницу рецензирования [R] (зачем? см. ниже о прозрачности). Работы рецензируются для проверки результатов и их доказательств. Первый шаг такой проверки — проверка формулировки (является ли она четкой? нет ли очевидных контрпримеров?). Однако умение четко сформулировать лемму (в частности, попытаться построить контрпример к придуманной формулировке) помогает в решении сложной олимпиадной задачи.
Взглянуть на свою работу глазами другого человека, <<пользователя>>, трудно. Однако именно взгляд со стороны (рецензента и консультанта) помогает увидеть и ошибки, и новые возможности, которые трудно заметить автору или руководителю, <<живущим внутри>> задачи. Без обсуждений с математиком, не знакомым заранее с работой, автору обычно невозможно подготовить по-настоящему проверенный доклад.
Рецензент лишь оценивает представленный текст, но не должен учить автора писать тексты (в отличие от руководителя и консультанта).
Ответственность программного комитета.
Рекомендации рецензента (принять / отклонить работу) обосновываются (в самой рецензии, а не в телефонных разговорах с программным комитетом) конкретными замечаниями со ссылками на конкретные места в работе. Рецензия выкладывается на сайт рецензирования без указания фамилии рецензента. Кроме того, любой желающий может прислать подписанную рецензию на любую работу. Такие рецензии также выкладываются на страницу рецензирования (даже те, с которыми программный комитет не согласен, кроме спама). Поэтому программный комитет
$\bullet$ несет ответственность перед сообществом за обоснованность решения о принятии / отклонении работы на основании рецензий ;
$\bullet$ соблюдает принцип непредвзятости: оценивается именно работа, а не личность автора;
$\bullet$ сооблюдает принцип <<решение, принимаемое закрытым обсуждением, не должно противоречить публичным обсуждениям содержания работы>>. 999Например, работа не может быть награждена премией второй степени (по какой-то номинации) на закрытом заседании жюри, если опубликован единственный отзыв, рекомендующий работу к высшей награде (по этой номинации), и на публичном обсуждении доклада не было высказываний по содержанию работы, ограничивающих сверху ее оценку (например, ¡¡имеются такие-то недочеты¿¿ или ¡¡новизны недостаточно для публикации¿¿). Благодаря этому принципу автор (и все участники публичного обсуждения) могут ответить на все высказывания по содержанию работы, влияющие на закрытое обсуждение ее оценки]. Заметим также, что без выполнения такого принципа невозможно утверждать, что выполняется принцип непредвзятости.
О такой системе <<прозрачного тщательного рецензирования>> (transparent peer review) см. подробнее [T].
Своевременность.
Рецензия готовится в течение не более чем трех недель после получения работы.
Что делать, если прорецензированная работа отклонена?
Автор может подать новую версию, учитывающую замечания рецензента. Либо новая версия принимается, либо процесс повторяется (возможно, несколько раз). Этот процесс можно ускорить, упростить и сделать более приятным, используя перед подачей очередной версии рекомендации (§7) и консультации (см. ниже). Иногда этот процесс не завершается до крайнего срока в данном году, тогда он переносится на следующий год. Он аналогичен работе научных журналов. Он отличается от олимпиад (и контрольных) тем, что время у автора на доработку не ограничено, но принимается только доработанная (достаточно надежная) версия, а никаких <<баллов>> за недоработанную версию не ставится.
Несогласие автора с замечанием рецензента — нормальная, хотя и редкая ситуация [R]. Вот способы ее разрешения.
(1) Автор может на консультации обсудить те замечания рецензента, которых не понимает или с которыми не согласен. Если нужно, консультант поможет автору грамотно составить письмо рецензенту, см. (2). Эти обсуждения не выкладываются на страницу рецензирования.
(2) Автор может прислать письмо о замечаниях рецензента с обоснованием несогласия. Это письмо выкладывается на страницу рецензирования. Поэтому автору желательно обсудить текст письма с руководителем и с консультантом: ведь текст письма, как и текст работы, показывает уровень математической грамотности автора.
Прозрачность.
Выкладывание работ в интернет позволяет избежать профанации, т.е. несоответствия между заявленным (скажем, на сайте или в письме к спонсору) уровнем конференции-конкурса и реальным уровнем работ (который может даже признаваться в частных разговорах). Авторы учатся нести репутационную ответственность за качество своих текстов. При этом наличие исправленной автором ошибки обычно повышает репутацию автора.
Выкладывание работ в интернет позволяет также педагогическому сообществу получить представление о системах <<тщательного рецензирования>> (§4) и <<прозрачного тщательного рецензирования>> [T]. Для такого рецензирования необходимо рассматривать работы заранее.
Мы предлагаем авторам консультации.
Мы приглашаем и руководителей участвовать в них. Работы, присланные на консультацию, не выкладываются на страницу рецензирования. Консультант дает замечания и советы, а также отвечает на вопросы. Это помогает автору подготовить версию работы, которая получит положительный отзыв рецензента и будет принята. При этом одобрение консультанта не означает принятия работы.
7. Рекомендации: как начинающему написать работу по математике
Эти рекомендации не касаются важных предварительных обсуждений с учителем (руководителем), в которых вырисовывается решение задачи (или программа или рисунок). Мы рекомендуем, что делать после таких обсуждений.
Если ученику пока не интересно учиться приводить четкие формулировки и завершенные доказательства4), то рекомендуем подать на Конференцию работу в номинацию наглядных / экспериментальных материалов (в которой такие формулировки и доказательства не требуются, см. §2).
Работа по математике — это в первую очередь четко сформулированное математическое утверждение (теорема или гипотеза). Только после четкой формулировки утверждения имеет смысл писать его доказательство и мотивировки. Хотя придумывание может происходить в другом порядке, даже в обратном. См. <<Зачем>> в §4.
Если ученик уже дошел до того уровня, когда уже интересно и полезно учиться приводить четкие формулировки и завершенные доказательства, то полезно написать четкую формулировку одного результата, включая строгие определения используемых в ней понятий (почему только одного? см. следующий абзац). Если в голове или в тексте имеется несколько результатов, то выберите любой — например, самый интересный или самый простой для записи. Начните с удаления всего текста, кроме этой формулировки (и используемых в ней определений). В частности, не нужно употреблять и определять понятия, не используемые в формулировке результата. Учитывайте рекомендации [Re]. Обсуждайте формулировку с руководителем и консультантом; исправляйте ее в соответствии с их замечаниями. Такие обсуждения гораздо быстрее, проще и приятнее, чем с рецензентом. Когда руководитель и консультант признают формулировку четкой, подайте ее на Конференцию, назвав результат гипотезой (поскольку в тексте не будет ее доказательства). Если рецензент признает формулировку четкой (и в работе не будет ничего другого), то работа будет принята в номинацию исследовательских разработок. Как правило, только после такого принятия четкой формулировки полезно (с помощью руководителя и консультанта) добавлять новые куски (например, эвристические соображения или завершенные доказательства) — если ученик сочтет это нужным. Некоторые работы, начатые с короткой четкой формулировки, уже доведены до полных текстов, награжденных научной премией Конференции (см., например, §3, [Ko]).
Главное — не количество, а качество! Минимизировать текст нужно, ибо недостаточная математическая грамотность какой-то его части может помешать принятию всей работы. Длина текста сама по себе не является достоинством (она является достоинством только тогда, когда текст длинный за счет глубины и нетривиальности результатов, а не за счет неудачного изложения). Один четко сформулированный результат, имеющий завершенное доказательство, как правило, является заметным достижением. Его подготовка принесет пользу автору, а его публикация — пользователю. Обычно такая подготовка требует нескольких итераций <<консультация (рецензия) — новая версия>>. Когда текст будет одобрен рецензентом, можно будет добавить введение (объяснение, почему результат интересен и как он связан с другими) и дальнейшие результаты. Большое количество результатов, не проверенных по-настоящему, не нужно пользователю. Поэтому работа сразу над многими результатами до того, как рецензент одобрил один из них, обычно является пустой тратой времени и осложняет обучение. Если некоторые рассуждения не являются завершенными доказательствами, то либо удалите их, либо назовите их набросками, а их выводы — гипотезами, чтобы не дезориентировать читателя (и не помешать принятию работы на Конференцию).
См. [S] и истории рецензирования работ на [R] (например, К. Зюбина в 2020 и О. Кашурина в 2019).
8. Руководство Конференции, его открытость
Программный комитет:
$\bullet$ Д.В. Трещёв (председатель), академик РАН, директор Математического Института им. В.А. Стеклова;
$\bullet$ А.А. Заславский, кандидат техн. наук, председатель жюри олимпиады им И.Ф. Шарыгина по геометрии;
$\bullet$ А.Б. Скопенков, доктор физ.-мат. наук, профессор МФТИ и НМУ;
$\bullet$ И.В. Ященко, кандидат физ.-мат. наук, директор МЦНМО.
Жюри: члены программного комитета, руководители принятых работ школьников (по одному от каждой работы) и следующие постоянные члены жюри:
$\bullet$ П.В. Бибиков, кандидат физ.-мат. наук, зав. кафедрой математики лицея <<Вторая школа>>;
$\bullet$ В.В. Буланкина, учитель математики школ 2007 и 444, методист ЦПМ.
$\bullet$ Ф.К. Нилов, учитель математики школы 57;
$\bullet$ А.А. Привалов, учитель математики химического лицея N 1303;
$\bullet$ Д.В. Прокопенко, учитель математики школы 2007;
$\bullet$ А.М. Райгородский, доктор физ.-мат. наук, директор Физтехшколы прикладной математики и информатики МФТИ;
$\bullet$ А.И. Сгибнев, кандидат физ.-мат. наук, зав. кафедрой математики школы <<Интеллектуал>>.
Оргкомитет: И.В. Ященко и Б.Р. Френкин.
Совет рецензентов: [Rf].
В создании конференции важную роль сыграли Н.Н. Константинов (1932-2021) и В.Д. Арнольд (1968-2017). В программном комитете состояли также Н.Н. Константинов в 2008-2021 гг и А.И. Сгибнев в 2012-2021 гг.
Открытость. Руководители, работы учеников которых регулярно принимаются на Конференцию, по решению программного комитета и постоянных членов жюри приглашаются в постоянные члены жюри. Авторы многочисленных удачных рецензий по решению программного комитета приглашаются в совет рецензентов. Постоянные члены жюри, активно сотрудничающие с программным комитетом, по решению программного комитета приглашаются в программный комитет.
Список литературы
  • [AB] D. Akhtyamov, I. Bogdanov, Solvability of cubic and quartic equations using one radical, arXiv:1411.4990.
  • [ABC+] M. Atiyah, A. Borel, G. J. Chaitin, D. Friedan, J. Glimm, J. J. Gray, M. W. Hirsch, S. MacLane, B. B. Mandelbrot, D. Ruelle, A. Schwarz, K. Uhlenbeck, R. Thom, E. Witten, C. Zeeman. Responses to ‘‘Theoretical Mathematics: Toward a cultural synthesis of mathematics and theoretical physics’’, by A. Jaffe and F. Quinn. Bull. Am. Math. Soc. 30 (1994) 178–207. arXiv:math/9404229.
  • [ABG+] Решение уравнений в с помощью одного радикала, представлялась Д. Ахтямовым, И. Богдановым, А. Глебовым, А. Зыкиным, А. Скопенковым Е. Стрельцовой, https://turgor.ru/lktg/2015/4/index.htm
  • [ABR+] How do curved spheres intersect in 3-space, or two-dimensional meandra, presented by S. Avvakumov, A. Berdnikov, A. Rukhovich and A. Skopenkov, http://www.turgor.ru/lktg/2012/3/index.htm
  • [Be13] V. Belousov, A smaller counterexample to the Lando conjecture, arXiv:1311.3086.
  • [BBB+] К.Базард, Й.Байер, К.Бенцмюллер, М.Давид, Е.Зельманов, Л.Лэмпорт, Ю.В.Матиясевич, Л.Полсон, Б.Сток, Д.Шляйхер. Математическое доказательство: от поколения к поколению. Мат. Просвещение. 34 (2025) 5–35.
  • [Do] П. Долгирев. О конкурентности некоторых чевиан треугольника, https://old.mccme.ru//mmks//dec09/dolgirev.doc
  • [Ib] Д. Ибрагимов, 32 буквы русского алфавита кодируются последовательностями из нулей и единиц…, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2015/ibragimov2.pdf
  • [JQ93] A. Jaffe, F. Quinn, ‘‘Theoretical mathematics’’: Toward a cultural synthesis of mathematics and theoretical physics. Bull.Am.Math.Soc. 29 (1993) 1-13. arXiv:math/9307227.
  • [Ko] Комаров Сергей, Две равные вписанные окружности в прямоугольном треугольнике, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2022/komarov11.pdf, https://geometry.ru/two_equal_incircles.pdf
  • [Ko17] Е.С. Коган. Множественная сложность построения правильного многоугольника. Мат. Просвещение. 24 (2019) 145–149. arXiv:1711.05807.
  • [KP] А. Куликова, Д. Прокопенко. Теорема об изогоналях. Квант, 2018, N4, 41–44 и N5, 34–36.
  • [Ku] А. Куликова. Теорема об изогоналях. https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2016/kulikova3.pdf
  • [Lo] М. Лошаков, Объединение двух пересекающихся кубов. https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2018/loshakov2.pdf
  • [LV] M. Laczkovich, I. Vasenov, Tiling of regular polygons with similar right triangles, Rocky Mountain J. Math. 53:1 (2023) 153–155. arXiv:2109.07817.
  • [M] Доклады математиков. http://www.mccme.ru/circles/oim/mmks/notesm.htm
  • [MM] Московская математическая конференция школьников, Мат. Просвещение. (2011)
  • [Mo16] Е.А. Морозов. Обобщенная задача Аполлония. Мат. Просвещение. 23 (2018) 80–111. arXiv:1611.03090.
  • [N] Доклады школьников (очный тур ММКШ). https://www.mccme.ru/circles/oim/mmks/notes.htm.
  • [Ne] В. Немычникова, Об одной конике, связанной с kk-трисами треугольника, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2014/nemychnikova3.pdf
  • [Ne1] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2014/nemychnikova1.pdf
  • [Ne1re] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2014/nemychnikova1re.pdf
  • [Ne2] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2014/nemychnikova2.pdf
  • [Ne2re] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2014/nemychnikova2re.pdf.
  • [Ni08] Ф.К. Нилов, Параболические четырехгольники, Мат. Просвещение, 12 (2008) 195–204. arXiv:0803.0072.
  • [P] Представление, рецензирование и награждение работ на ММКШ, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/pravila_mmks.htm
  • [R] Рецензирование работ (заочный тур ММКШ), https://www.mccme.ru/circles/oim/mmks/rest.htm
  • [Re] Рекомендации, http://www.mccme.ru/circles/oim/home/pism.pdf
  • [Rf] Совет рецензентов ММКШ, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/referees.pdf
  • [Ru10] A. Rukhovich, On intersection of two embedded spheres in 3-space, Topol. Appl. 170 (2014) 96–103. arXiv:1012.0925.
  • [S] Стандартная рецензия, https://www.mccme.ru/circles/oim/mmks/starep_stpr.htm
  • [Sg13] А.И. Сгибнев, Исследовательские задачи для начинающих, Москва, МЦНМО, 2013, 2015, 2019.
  • [Sg] А.И. Сгибнев, Что такое исследовательская работа школьника по математике, http://www.mccme.ru/nir/uir/vern.pdf
  • [Sk] А.Б. Скопенков, Олимпиады и математика, Мат. Просвещение, 10 (2006).
  • [Sk08] А.Б. Скопенков, Размышления об исследовательских задачах для школьников, Мат. Просвещение, 12 (2008), 23–32. www.mccme.ru/circles/oim/issl.pdf.
  • [Sk21d] A. Skopenkov. On different reliability standards in current mathematical research, arXiv:2101.03745. More often updated version: https://www.mccme.ru/circles/oim/rese_inte.pdf.
  • [SS] А. Сгибнев и А. Скопенков, О некоторых интересных конференциях школьников, Математика в школе, 2011. http://www.mccme.ru/circles/oim/mmks/mmkvant.pdf
  • [T] Transparent peer review, https://www.mccme.ru/circles/oim/home/transp_peer_review.htm
  • [Ti01] Тищенко С.А., Максимальный размер планарного графа ($\Delta=3$, $D=3$) Фундаментальная и прикладная математика 7:1 (2001), 159-171. https://www.mathnet.ru/links/95d91d082d54c014330c467542597087/fpm557.pdf
  • [Za20] D. Zakharov, Chromatic numbers of Kneser-type graphs, J. of Comb. Theory, A, 172 (2020) 105188. arXiv:1811.10567.
  • [Ze1] В. Зеленин, Идеалы в множестве квазитропических матриц, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2025/zelenin1.pdf
  • [Ze5] В. Зеленин, Идеалы в множестве квазитропических матриц, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2025/zelenin5.pdf
  • [Zu1] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin1.pdf
  • [Zu3] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin3.pdf
  • [Zu6] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, /https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin6.pdf
  • [ZSS] Элементы математики в задачах: через олимпиады и кружки — к профессии, под редакцией А. Заславского, А. Скопенкова и М. Скопенкова, Москва, МЦНМО, 2018. http://www.mccme.ru/circles/oim/materials/sturm.pdf.