# Исследовательские задачи и Московская математическая конференция школьников

### v2

@@
Многие из приводимых соображений не оригинальны. Однако опыт авторов говорит о необходимости еще раз высказать эти соображения. [^2] Toutes choses sont dites déjà; mais comme personne n’écoute, il faut toujours recommencer. A. Gides. Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку никто не слушал, нужно постоянно начинать заново. Андре Жид (вольный перевод авторов).
См. также расширенную обновляемую версию [P] этой статьи и [$M$, Sg13, Sg, Sk08, $S$].
@@
Пример.777[Этот пример и примеры из §4 добавлены в соответствии с замечанием редколлегии Мат. Просвещения о недостаточном количестве конкретных примеров (а не только ссылок на примеры; такие ссылки уже были). Мы согласны с ответственным секретарем, что одни примеры можно (обратно) заменить на ссылки, а другие удалить. Мы будем рады это сделать, если редколлегия подтвердит, что соответствующее замечание снято (даже при отсутствии явного приведения примеров вместо ссылок) и не будет далее повторяться.]
Работа С. Тищенко (руководитель А.Я. Канель-Белов) была награждена 1й премией на международной конференции школьников Intel-ISEF в 2000 г. Работа претендовала на решение одной из проблем Эрдеша. За несколько месяцев до этого руководителю была направлена (Б. Мохаром через А. Скопенкова) ссылка на решение этой проблемы, полученное ранее. Однако о том, что эта проблема решена ранее, не сообщалось ни в работе, представленной на Intel-ISEF, ни в ее опубликованной версии [Ti01] (в аннотации и истории вопроса на первых страницах).888В конце статьи [Ti01] есть теорема 1а, названная отрицательным решением проблемы Эрдеша, а еще через страницу дана ссылка на работу, в которой была получена теорема 1a. Эта информация должна присутствовать при первом упоминании в статье решения проблемы Эрдеша. Следующая информация, возможно, не была тогда сообщена руководителю и автору, но неизбежно возникла бы в работе при добросовестном написании истории вопроса. The paper solves a very specific problem of diameter 3 and subcubic graph, which I doubt can be referred to as a problem of Erdos (the general degree-diameter problem is related to Erdos, though). In particular, there is no reference to a paper by Erdos.
@@
  • [Sk08] А.Б. Скопенков, Размышления об исследовательских задачах для школьников, Мат. Просвещение, 12 (2008), 23–32. www.mccme.ru/circles/oim/issl.pdf.
  • [Sk21d] A. Skopenkov. On different reliability standards in current mathematical research, arXiv:2101.03745. More often updated version: https://www.mccme.ru/circles/oim/rese_inte.pdf.

### v3

@@
Многие из приводимых соображений не оригинальны. Однако опыт авторов говорит о необходимости еще раз высказать эти соображения. [^2] Toutes choses sont dites déjà; mais comme personne n’écoute, il faut toujours recommencer. A. Gides.
Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку никто не слушал, нужно постоянно начинать заново. Андре Жид.
См. также расширенную обновляемую версию [P] этой статьи и [$M$, Sg13, Sg, Sk08, $S$]. О других формах <<проектно-конференционной>> деятельности школьников см., например, [LK, RPT] и перечисление в [Be14, конец параграфа 2 (<<позитивный опыт>>)].
@@
Пример.666Этот пример и примеры из §4 добавлены в соответствии с замечанием редколлегии Мат. Просвещения о недостаточном количестве конкретных примеров.
Работа С. Тищенко (руководитель А.Я. Канель-Белов) была награждена 1й премией на международной конференции школьников Intel-ISEF в 2000 г. Работа претендовала на решение одной из проблем Эрдеша. За несколько месяцев до этого руководителю была направлена (Б. Мохаром через А. Скопенкова) ссылка на решение этой проблемы, полученное ранее. Однако о том, что эта проблема решена ранее, не сообщалось ни в работе, представленной на Intel-ISEF, ни в ее опубликованной версии [Ti01] (в аннотации и истории вопроса на первых страницах).777В конце статьи [Ti01] есть теорема 1а, названная отрицательным решением проблемы Эрдеша, а еще через страницу дана ссылка на работу, в которой была получена теорема 1a. Эта информация должна присутствовать при первом упоминании в статье решения проблемы Эрдеша. Следующая информация, возможно, не была тогда сообщена руководителю и автору, но неизбежно возникла бы в работе при добросовестном написании истории вопроса. The paper solves a very specific problem of diameter 3 and subcubic graph, which I doubt can be referred to as a problem of Erdos (the general degree-diameter problem is related to Erdos, though). In particular, there is no reference to a paper by Erdos.
@@
9. Приложение: характерные заблуждения
Вред от многих заблуждений очевиден. Поэтому, как правило, они не формулируются явно, но используются при принятии решений. Мы попробовали вычленить и явно сформулировать эти заблуждения.999В этом нам помогла статья [Be14]. Мы благодарны ее автору, Алексею Канелю-Белову, за письменную формулировку своей точки зрения, из которой легко вычленить заблуждения, см. ниже. Скажем очевидное — в статье [Be14] много мыслей и бесспорных, и спорных, но которые не стоит считать заблуждениями.
Заблуждение 1.
Школьник не может сделать научную работу.
Это опровергается примерами, см. в частности, §3. Иногда для опровержения заблуждения 1 приводятся примеры незавершенных работ школьников (уровня ‘work in progress’, а не ‘reliable reference’). Такие примеры лишь поддерживают заблуждение 1.
Заблуждение 2.
Школьнику легко сделать научную работу. Многие школьники делают научные работы.
Подготовке научной работы предшествуют годы изучения <<внешкольной>> математики. Характерный ориентировочный срок подготовки первой короткой научной работы — полгода-год. Наиболее удачна ситуация, когда учение настолько постепенно и естественно перерастает в исследование, что одно трудно (и не нужно) отделять от другого. Тогда невозможно определить, где кончается учебная работа и начинается научная. Обсуждаемый срок зависит от доли времени, которое начинающий посвящает исследованиям — оно и не должно быть большим по сравнению со временем на обучение.
Одна из трудностей в подготовке первой научной работы начинающим — осознание разницы между уровнем ‘work in progress’ и ‘reliable reference’, и переход на более высокий уровень. В (не)преодолении этой трудности велика роль руководителя (и окружающих вообще). Распространение понимания такой разница и путей перехода на более высокий уровень способствует увеличению количества научных работ начинающих (и их гармоничному развитию) На [R] можно посмотреть, как реально ‘work in progress’ превращается в завершенную научную работу, или награждается как таковой (без обмана автора).
Заблуждение 3.
Организаторы конференций, ставящие — в качестве необходимого yсловия признания награждаемой работы научной — ее выкладывание в архив, наносят вред авторам работ.
Вот формулировка этого заблуждения, которая опубликована уважаемым автором в уважаемом журнале [Be14, (1) в п. 3.1 на стр. 240].
<<Не надо учащихся <<подставлять>>. Например, сам учащийся может неадекватно оценивать свою работу и её изложение, так что требование выкладывать работу на сайте www.arxiv.org в качестве предварительного условия окажется провокационным.>>
Это заблуждение основано на заведомо ложном предположении о том, что любой желающий может выложить в Архив свою первую работу. См. по этому поводу абзац перед кусочком <<пример>> в §5. В [Be14, (1) в п. 3.1 на стр. 240] не приводится (известная автору) ссылка [P, §2], где приводится сходный текст о требовании выкладывания в архив — c необходимыми предостережениями и только для номинации научно-исследовательских работ. Часто авторы не дают (известных им) необходимых ссылок на подтверждение своей точки зрения, поскольку понимают, что ссылки эту точку зрения опровергают.
Заблуждение 4.
Важнейшим критерием успешности конференций является количество работ на этой конференции.
Например, в работе [Be14] о критериях успешности конференций (в форме рекомендаций) написано только в [Be14, п. 3.1 и 3.2][Be14, внизу стр. 234 и далее] даются рекомендации не по самим конференциям, а по другой работе). Многие рекомендации и требования неясны и противоречивы (ибо приведены без конкретики), а одно из них основано на заведомо ложной информации. См. подробнее заблуждениe 3 и текст после него, а также заблуждениe 5. Поэтому на первый план выходит критерий успешности, четко сформулированный в [Be14, п. 3.1]:
<<9….Разумное число докладов. Оптимальное — примерно 20-25, а если их меньше 10, то это, скорее, неудача.>>
Это заблуждение (без его явной публичной формулировки) используется при принятии решений. Например, отказ в спонсорской поддержке может быть мотивирован только количеством участников. Неразумность этого заблуждения очевидна: лучше одному человеку принести пользу, чем десяти — вред. Неразумность ясна еще и из возможности имитации: количество участников в моей конференции я могу увеличить,
$\bullet$ не замечая серьезные недочеты в работах (тогда не получится публиковать полные тексты награждаемых работ, но это общепринято);
$\bullet$ подавляя распространение информации о других основах исследовательской работы со школьниками, см. [ZS26, §1].
Заблуждение 4 тем более естественно, что оно близко к разумному соображению: (достаточно большое) количество школьников действительно должно быть важным второстепенным критерием успешности, рассматриваемым с учетом обстоятельств и более важных критериев. Ср. [KS, §2 Введение: о критериях успешности]. Важнейшим же критерием успешности для нас является принцип <<не навреди>>, т.е. соответствие между уровнем содержательности / надежности награждаемых работ и формулировками награждения, см. конкретику в §17. Мы тем более благодарны спонсорам и коллегам за материальную и моральную поддержку этого принципа.
Заблуждение 5.
Организаторы конференций призывают к мягкости, но не замечают, что поступают жестко. Организаторы конференций выставляют жесткие требования и пишут о высоком уровне конференций, но не замечают, что не выполняют этих требований.
Например, в первые годы ММКШ иногда общение с авторами и руководителями происходило недостаточно доброжелательно. Извинения принесены и приняты. В качестве одной из мер по преодолению этого рецензии стали выкладываться на сайт.
В [Be14, п. 3.1, (2,3,6,7,8)] на разные лады рекомендуется мягкость в отношении докладов, а в [Be14, п. 3.2] приводятся противоречащие требования. Вот конкретные примеры.
В [Be14, п. 3.1] написано:
<<3. … Предварительный отсев докладов должен быть максимально мягким, надо твердо отсекать лишь <<уфологию>> и совсем слабые работы. Следует доверять известным специалистам и принимать работы по их рекомендации.>>
<<7. … Следует напоминать жюри, что участники могут быть чрезвычайно чувствительны к оценкам их выступлений, и призывать к осторожности.>>
<<8. Оценка учащегося должна определяться позитивными аспектами: творческими достижениями, красивыми идеями (в том числе методическими), оригинальностью изложения…>>
А в [Be14, п. 3.2, сноска 14] написано:
<<Автор неоднократно сталкивался с ситуацией, когда школьникам и руководителю указывали на математическую ошибку. Однако она не исправлялась, а докладчик на следующей конференции повторял доклад слово в слово. По мнению автора, это основание для дисквалификации. То же относится и к злостному неуказанию источников.>>
Мы полностью согласны с предыдущей фразой сноски: <<Нарушением научной этики является отказ в исправлении [ошибок].>> Однако доведение до <<дисквалификации>> нам представляется излишне жестким.
Во-первых, учащийся мог не понять замечания. Или не согласиться с ним, и не иметь возможности обсудить несогласие до конференции, а не на ней (или не знать, что заранее лучше). Поэтому вместо <<дисквалификации>> более мягко не принимать работу на конференцию, пока все важные ошибки не исправлены (преодолевая заблуждение 4), при этом давая учащемуся достаточные возможности для их исправления. см. §6). Вместо оценок типа <<злостное>> мы употребляем более спокойные выражения (<<повторное>>).
Во-вторых, раз работа докладывается на конференции, то она прошла <<предварительный отсев докладов>>, к <<максимальной мягкости>> которого призывает автор (возможно, <<работа принята по рекомендации известного специалиста>>). Стоит ли наказывать учащегося <<дисквалификацией>> за непродуманный автором баланс между желаниями мякости и требовательности? Ср. [Be14, §3.1, сноска 13].
В третьих, работа с ошибкой вполне может содержать <<позитивные аспекты: творческие достижения, красивые идеи, оригинальность изложения>>, Автор призывает именно ими <<определять оценку [работы] учащегося>>, что противоречит <<дисквалификации>>.
В четвертых, см. пример в конце §5.
В [Be14, п. 3.1] написано:
<<2. … Доброжелательность к учащимся. Жюри не должно самоутверждаться за их счет, в частности, проявлять снобизм. Необходима доступность в общении, не следует строить из себя небожителей.>>
А в [Be14, п. 3.2] написано:
<<5. Не следует публично решать квадратные уравнения! Доклад — не урок, где автор демонстрирует свои элементарные технические умения с подробным рассказом у доски.>>
Здесь выражение <<квадратные уравнения>> используется не буквально, а как негативный образ для чего-то тривиального. 101010Действительно, доклады о школьных квадратных уравнениях нам неизвестны (и в [Be14] ссылки на них не приводится). При этом работы о квадратных уравнениях в числовых системах, или о свойствах квадратного трехчлена — например, динамических — могут быть весьма нетривиальны. Такие выражения нам представляются недостаточно доброжелательными (снобистскими). То, что тривиально, элементарно, технично с точки зрения члена жюри, может быть серьезным достижением для школьника. Даже если это не так, мы используем более спокойные выражения (<<молодец, что сделал эту работу, но она не слишком выходит за пределы школьной программы>>, <<молодец, что привел подробности в тексте, но в докладе их лучше пропустить>>).
Интересно, что требований к компетентности рецензирвания и к математической грамотности работ в [Be14, п. 3.1 и 3.2] нет совсем.
Рекомендации мягкости без явно указанных (и проиллюстрированых примерами) их ограничений требованиями (и наоборот) аналогичны противоречивому популистскому призыву <<за снижение налогов и повышение качества бесплатной медицины>> Как конкретнее мы сочетаем рекомендации по мягкости и требовательности, написано в §17.
О других заблуждениях (в т.ч. транслированных в [Be14, название+, 3.1(4), сноски 12, 13]) мы при необходимости напишем здесь позже.
@@
  • [RPT] Research projects topics, https://icerm.brown.edu/program/summer@icerm/si-12, https://icerm.brown.edu/program/summer@icerm/si-13
@@
  • [Sk08] А.Б. Скопенков, Размышления об исследовательских задачах для школьников, Мат. Просвещение, 12 (2008), 23–32. www.mccme.ru/circles/oim/issl.pdf
  • [Sk21d] A. Skopenkov. On different reliability standards in current mathematical research, arXiv:2101.03745. More often updated version: https://www.mccme.ru/circles/oim/rese_inte.pdf
@@
  • [ZS26] А. Заславский и А. Скопенков, О непредвзятости и прозрачности рецензирования, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/transpar_mp.pdf
  • [ZSS] Элементы математики в задачах: через олимпиады и кружки — к профессии, под редакцией А. Заславского, А. Скопенкова и М. Скопенкова, Москва, МЦНМО, 2018. http://www.mccme.ru/circles/oim/materials/sturm.pdf