# Исследовательские задачи и Московская математическая конференция школьников

### v1

@@
Многие из приводимых соображений не оригинальны. Однако опыт авторов говорит о необходимости еще раз высказать эти соображения. [^2] Toutes choses sont dites déjà; mais comme personne n’écoute, il faut toujours recommencer. A. Gides. Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку никто не слушал, нужно постоянно начинать заново. Андре Жид.
@@
Мы принимаем самостоятельные содержательные (в т.ч. простые и короткие) работы (=тексты) школьников (и первокурсников) одного из следующих типов (номинаций):
$\bullet$ научно-исследовательские работы (есть четкая формулировка и завершенное доказательство, см. §4; подача в Архив http://arxiv.org или в https://hal.science, cм. подробнее начало §5).
@@
[Be13] В. Белоусов. A smaller counterexample to the Lando conjecture. 2013.
@@
Что такое завершенное доказательство?
В нашем понимании это доказательство, вероятность ошибки в котором ничтожно мала за счет его высокого уровня строгости и структурированности. Для надежности проверки (и тесно связанной с ней понятности) математического текста человечество выработало некоторые стандарты проверяемости. Только текст, в котором эти стандарты соблюдаются, мы называем <<завершенным доказательством>>; соответствующий термин в науке — <<надежный источник>> (<<reliable reference>>). Другими словами, оно написано уже для пользователя, а не еще для разработчика (work in progress) и не еще для проверяющего (как на олимпиаде). (Завершенность понимается именно в этом смысле, а не в смысле отсутствия направлений для дальнейших исследований.)
Завершенность доказательства в научно-исследовательской номинации соответствует принятию работы в ее текущем виде в рецензируемый научный журнал. Завершенность доказательства в наиболее грамотных и содержательных работах учебно-исследовательской номинации понимается аналогично. Таким образом, школьник, учась писать завершенные доказательства на простых коротких примерах, серьезно облегчает себе написание завершенных доказательств в последующих научных работах (или выполнение работы для пользователя вне науки).
Примеры.
Most of the experiences with theoretical mathematics have been less positive than those described above. This has been particularly true when incorrect or speculative material is presented as known and reliable, and credit is claimed by the perpetrator. Sometimes this is an ‘honest mistake’, sometimes the result of nonstandard conceptions of what constitutes proof. Straightforward mistakes are less harmful. For example, the fundamental ‘Dehn lemma’ on two-disks in three-manifolds was presented in 1910. An error was found333П.С. Александровым, который считал нахождение этой ошибки своим важным достижением (прим. авторов)., and by the time it was proved (by Papakyriakopolos in 1957) it was recognized as an important conjecture.
@@
More recently in this century the ‘Italian school’ of algebraic geometry did not avoid major damage: it collapsed after a generation of brilliant speculation. See [EH, K] for discussions of the difficulties and the long recovery. In 1946 the subject was still regarded with such suspicion that Weil felt he had to defend his interest in it; see the introduction to [W]. [JQ93]
Применение сформулированных принципов рецензирования (а также умение сделать соответствующую работу интересной в процессе консультаций) хорошо прослеживается на примере работы В. Немычниковой 2014 г. (руководитель А.А. Привалов), см. §3. Развитие профессионализма в рамках участия в ММКШ (а также, и даже в первую очередь, в рамках обучения в матклассе) помогло В. Немычниковой успешно учиться в выбранном ВУЗе (МФТИ).
См. более подробные рассуждения и конкретные примеры в [JQ93, ABC+, BBB+, Sk08, Sk21d].
Как?
Обучаясь в <<системе кружков и олимпиад>>, школьники постепенно переходят от занимательных задач к математическим теориям (ср. §1). Нарастают необходимость и возможность контролировать правильность (и понятность) решений — особенно, когда обучение включает элемент исследования с неизвестными заранее ответом или подводными камнями в доказательстве.444К сожалению, в погоне за количеством в ущерб качеству такая необходимость не всегда признается, а возможность — реализуется. В частности, необходимость записи завершенных доказательств некоторых утверждений. А значит, и четких формулировок утверждений (например, промежуточных шагов решения). К завершенности некоторых доказательств стоит стремиться только на достаточно продвинутом этапе. Тем более важно не пренебрегать таким стремлением, особенно когда ученика за него можно наградить. Интересно, что обычно успешные олимпиадники достаточно мотивированы и подготовлены к переходу на более высокий уровень завершенных доказательств.
Проверку записью разумно сочетать с неформальной проверкой и с помощью от учителя, руководителя, консультанта.
@@
Научно-исследовательские работы.
По нашему мнению, сейчас некорректно утверждать новизну результатов работы без ее подачи в архив http://arxiv.org или https://hal.science и отсутствия (в течение нескольких недель после появления) писем автору со ссылками на те результаты работы, которые уже известны. Такая проверка новизны имеет свои ограничения и не отменяет важнейшей предварительной работы (рассылку специалистам по данной тематике и поиск по математическим базам данных). Однако она проста для включения в формальные требования, а также совмещает проверку новизны с пользой для сообщества (работа доступна) и ответственностью рекомендателя / автора (удалить уже выложенный текст, как правило, невозможно).
Выложить первую работу на архив невозможно без рекомендации (математика, имеющего достаточное количество работ по данной теме в архиве за последние годы). И без прочтения <<предостережений>> (ссылка на которые продублирована на сайте Конференции). Рекомендации обеспечивают программный комитет и приглашенные им потенциальные рекомендатели. Наши обсуждения выкладывания в архив обычно весьма содержательны: перед выкладыванием часто автор исправляет недочеты, иногда выясняется известность результата и / или возможность его развития. Обычно в результате мы даем рекомендацию, а также помогаем автору выложить представленную в архив версию на популярный ресурс по данной теме (например, на https://geometry.ru — на случай задержки или отклонения модераторами архива). Если, по нашему мнению, выкладывание работы в архив нанесет ущерб репутации ее автора, то мы сообщаем об этом автору. При этом остается его возможность обратиться к другим рекомендателям, на которых и будет лежать ответственность за рекомендацию.
Пример.555Этот пример и примеры из §4 добавлены в соответствии с пожеланием редколлегии Мат. Просвещения. По ее желанию они могут быть сокращены. Работа С. Тищенко (руководитель А.Я. Канель-Белов) была награждена 1й премией на международной конференции школьников Intel-ISEF в 2000 г. Работа претендовала на решение одной из проблем Эрдеша. За несколько месяцев до этого руководителю была направлена (Б. Мохаром через А. Скопенкова) ссылка на решение этой проблемы, полученное ранее. Однако о том, что эта проблема решена ранее, не сообщалось ни в работе, представленной на Intel-ISEF, ни в ее опубликованной версии [Ti01] (в аннотации и истории вопроса на первых страницах).666В конце статьи [Ti01] есть теорема 1а, названная отрицательным решением проблемы Эрдеша, а еще через страницу дана ссылка на работу, в которой была получена теорема 1a. Эта информация должна присутствовать при первом упоминании в статье решения проблемы Эрдеша. Следующая информация, возможно, не была тогда сообщена руководителю и автору, но неизбежно возникла бы в работе при добросовестном написании истории вопроса. The paper solves a very specific problem of diameter 3 and subcubic graph, which I doubt can be referred to as a problem of Erdos (the general degree-diameter problem is related to Erdos, though). In particular, there is no reference to a paper by Erdos.
Другие работы.
@@
Ответственность рецензента и программного комитета.
Рекомендации рецензента (принять / отклонить работу) обосновываются (в самой рецензии, а не в телефонных разговорах с программным комитетом) конкретными замечаниями со ссылками на конкретные места в работе. Рецензия выкладывается на сайт рецензирования без указания фамилии рецензента. Кроме того, любой желающий может прислать подписанную рецензию на любую работу. Такие рецензии также выкладываются на страницу рецензирования (даже те, с которыми программный комитет не согласен, кроме спама). Поэтому
$\bullet$777По желанию редколлегии Мат. Просвещения, если первые две жирные точки не ясны, то они могут быть удалены. рецензент, приглашенный программным комитетом, несет ответственность за обоснованность рецензии перед ним (ответственность рецензента обеспечивается репутационным риском вследствие некомпетентного отзыва);
$\bullet$ рецензент, приславший рецензию, несет ответственность за ее обоснованность рецензии перед сообществом;
$\bullet$ программный комитет несет ответственность за обоснованность решения о принятии / отклонении работы на основании рецензий перед сообществом;
$\bullet$ программный комитет соблюдает принцип непредвзятости: оценивается именно работа, а не личность автора;
$\bullet$ программный комитет соблюдает принцип <<решение, принимаемое закрытым обсуждением, не должно противоречить публичным обсуждениям содержания работы>>. 888Например, работа не может быть награждена премией второй степени (по какой-то номинации) на закрытом заседании жюри, если опубликован единственный отзыв, рекомендующий работу к высшей награде (по этой номинации), и на публичном обсуждении доклада не было высказываний по содержанию работы, ограничивающих сверху ее оценку (например, ¡¡имеются такие-то недочеты¿¿ или ¡¡новизны недостаточно для публикации¿¿). Благодаря этому принципу автор (и все участники публичного обсуждения) могут ответить на все высказывания по содержанию работы. Заметим также, что без выполнения такого принципа невозможно утверждать, что выполняется принцип непредвзятости.
О такой системе <<прозрачного тщательного рецензирования>> (transparent peer review) см. подробнее [T]. Рецензия готовится в течение не более чем трех недель после получения работы.
Если прорецензированная работа отклонена, то автор может подать новую версию, учитывающую замечания рецензента. Либо новая версия принимается, либо процесс повторяется (возможно, несколько раз). Этот процесс можно ускорить, упростить и сделать более приятным, используя перед подачей очередной версии рекомендации (§7) и консультации (см. ниже). Иногда этот процесс не завершается до крайнего срока в данном году, тогда он переносится на следующий год. Он аналогичен работе научных журналов. Он отличается от олимпиад (и контрольных) тем, что время у автора на доработку не ограничено, но принимается только доработанная (достаточно надежная) версия, а никаких <<баллов>> за недоработанную версию не ставится.
@@
  • [Zu1] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin1.pdf
  • [Zu3] https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin3.pdf

### v2

@@
Многие из приводимых соображений не оригинальны. Однако опыт авторов говорит о необходимости еще раз высказать эти соображения. [^2] Toutes choses sont dites déjà; mais comme personne n’écoute, il faut toujours recommencer. A. Gides. Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку никто не слушал, нужно постоянно начинать заново. Андре Жид (вольный перевод авторов).
@@
Мы принимаем самостоятельные содержательные (в т.ч. простые и короткие) работы (=тексты) школьников и первокурсников одного из следующих типов (номинаций):
$\bullet$ научно-исследовательские работы (есть четкая формулировка и завершенное доказательство, см. §4; работа представлена в Архив http://arxiv.org или в https://hal.science, cм. подробнее начало §5).
@@
[Be13] В. Белоусов. A smaller counterexample to the Lando conjecture. 2013. Руководитель А. Скопенков.
@@
Что такое завершенное (надежное) доказательство?
В нашем понимании это — доказательство, вероятность ошибки в котором ничтожно мала благодаря тому, что оно удовлетворяет высоким стандартам строгости и структурированности. Для надежности (и тесно связанной с ней понятности) математического текста человечество выработало некоторые стандарты проверяемости. Только текст, в котором эти стандарты соблюдаются, мы называем <<завершенным доказательством>>; соответствующий термин в науке — <<надежный источник>> (<<reliable reference>>). Другими словами, оно написано уже для пользователя, а не еще для разработчика (work in progress) и не еще для проверяющего (как на олимпиаде). (Завершенность понимается именно в этом смысле, а не в смысле отсутствия направлений для дальнейших исследований.)
Завершенность доказательства в научно-исследовательской номинации соответствует принятию работы в ее текущем виде в рецензируемый научный журнал. Завершенность доказательства в наиболее грамотных и содержательных работах учебно-исследовательской номинации понимается аналогично.
Таким образом, школьник, учась писать завершенные доказательства на простых коротких примерах, серьезно облегчает себе написание завершенных доказательств в последующих научных работах (или выполнение работы для пользователя вне науки).
Примеры. [См. сноску 7]
Приведем яркую цитату из [JQ93]:333Многие ситуации, связанные с нестрогостью в математике, были менее удачными, чем описанные выше. В особенности это проявляется там, где нестрогий материал подается как известный и надежный, с претензией на приоритет. Иногда это ¡¡честная ошибка¿¿, иногда результат нестандартного понимания того, что является доказательством.
Прямые ошибки приносят меньше вреда. Например, фундаментальная лемма Дена о двумерных дисках в трехмерном многообразии была представлена в 1910 г. В доказательстве была обнаружена ошибка, и ко времени появления верного доказательства (К. Папакириякопулос, 1957) эта лемма была признана важной гипотезой.
Низкие стандарты доказательств приводят к более значительным трудностям. В восемнадцатом веке небрежные рассуждения привели к болезненным проблемам в области сходимости последовательностей и равномерной сходимости функций. В качестве ¡¡лечения¿¿ была введена строгость. Она была вовремя принята, несмотря на возражения ряда математиков. Это помогло избежать более значительных проблем.
Позднее в двадцатом веке значительных проблем не избежала итальянская школа алгебраической геометрии. Она пришла в упадок после поколения блестящих нестрогих рассуждений. Обсуждение трудностей и долгого оздоровления приводится в [EH, K]. В 1946 к этому предмету по-прежнему относились с таким подозрением, что А. Вейлю пришлось защищать свой интерес к нему; см. введение к [W].
Most of the experiences with theoretical mathematics have been less positive than those described above. This has been particularly true when incorrect or speculative material is presented as known and reliable, and credit is claimed by the perpetrator. Sometimes this is an ‘honest mistake’, sometimes the result of nonstandard conceptions of what constitutes proof. Straightforward mistakes are less harmful. For example, the fundamental ‘Dehn lemma’ on two-disks in three-manifolds was presented in 1910. An error was found444П.С. Александровым, который считал нахождение этой ошибки своим важным достижением (прим. авторов)., and by the time it was proved (by Papakyriakopolos in 1957) it was recognized as an important conjecture.
@@
More recently in this century the ‘Italian school’ of algebraic geometry did not avoid major damage: it collapsed after a generation of brilliant speculation. See [EH, K] for discussions of the difficulties and the long recovery. In 1946 the subject was still regarded with such suspicion that Weil felt he had to defend his interest in it; see the introduction to [W].
Применение сформулированных принципов рецензирования (а также умение сделать соответствующую работу автора интересной в процессе консультаций) хорошо прослеживается на примере работы В. Немычниковой в §3.
Более подробные рассуждения и конкретные примеры см. в [JQ93, ABC+, BBB+, Sk08, Sk21d].
Как конкретно ученик подходит к завершенности доказательств?
Обучаясь в <<системе кружков и олимпиад>>, школьники постепенно переходят от занимательных задач к математическим теориям (ср. §1). Нарастают необходимость и возможность контролировать правильность (и понятность) решений — особенно, когда обучение включает элемент исследования с неизвестными заранее ответом или подводными камнями в доказательстве.555К сожалению, в погоне за количеством в ущерб качеству такая необходимость не всегда признается, а возможность — реализуется. В частности, необходимость записи завершенных доказательств некоторых утверждений. А значит, и четких формулировок утверждений (например, промежуточных шагов решения).
К завершенности некоторых доказательств стоит стремиться только на достаточно продвинутом этапе. Тем более важно не пренебрегать таким стремлением, особенно когда ученика за него можно наградить. Интересно, что обычно успешные олимпиадники достаточно мотивированы и подготовлены к переходу на этот более высокий уровень.
После неформальной проверки рекомендуем проверять доказательство записью. Разумно также пользоваться помощью консультанта и даже однокашника.
@@
Работы, не претендующие на научную новизну.666[В (неформальных) обсуждениях ответственный секретарь редколлегии Мат. Просвещения (МП) предложил удалить данный кусочек, §7 и бо́льшую часть §6. Предложения о сокращении как таковые мы приветствуем. Более того,
$\bullet$ перед представлением статьи в МП мы сделали огромную работу по сокращениям; в результате обсуждений с ответственным секретарем двух из этих сокращений в одном случае он предложил вернуть сокращенный текст;
$\bullet$ АС сразу при представлении других статей в МП указывал на возможность удалений отдельных параграфов; никогда такие возможности редколлегией МП не одобрялись.
Но, по нашему мнению, удаление указанных кусочков покажется неуместным большинству читателей МП (¡¡между Квантом и научными журналами¿¿ по словам ответственного секретаря). Это мнение основано на обширных профессиональных обсуждениях с учителями, студентами и школьниками на протяжении десятилетий. Однако мы не претендуем на истину в последней инстанции, а предлагаем явно спросить мнение учителей, студентов и школьников о желательности предложенного удаления кусочков. При этом конкретные сокращения в этих кусочках мы готовы делать (или дать кусочки мелким шрифтом, etc).]
@@
Научно-исследовательские работы.
По нашему мнению, сейчас некорректно утверждать новизну результатов работы без ее подачи в архив http://arxiv.org или https://hal.science и отсутствия в течение нескольких недель информации об известности этих результатов. Такая проверка новизны имеет свои ограничения и не отменяет важнейшей предварительной работы (рассылку специалистам по данной тематике и поиск по математическим базам данных). Однако она проста для включения в формальные требования, а также совмещает проверку новизны с пользой для сообщества (работа доступна) и ответственностью рекомендателя / автора (удалить уже выложенный текст, как правило, невозможно).
Выложить первую работу на архив невозможно без рекомендации (математика, имеющего такое право). При попытке выложить работу в Архив автору предлагаются <<предостережения>> (ссылка на которые продублирована на сайте Конференции). Рекомендации помогает получить программный комитет, если (по его мнению) выкладывание работы не нанесет ущерб репутации ее автора. Получению рекомендации предшествуют содержательные обсуждения: перед выкладыванием часто автор исправляет недочеты, иногда выясняется известность результата и / или возможность его развития (см. пример работы К. Зеленина в §3). Обычно в результате мы даем рекомендацию, а также помогаем автору выложить представленную в Архив версию на популярный ресурс по данной теме (например, на https://geometry.ru) — на случай задержки или отклонения модераторами Архива. Некоторые работы выложены (и могут быть выложены) в Архив независимо от программного комитета — на их рекомендателях и лежит ответственность за рекомендацию.
Пример.777[Этот пример и примеры из §4 добавлены в соответствии с замечанием редколлегии Мат. Просвещения о недостаточном количестве конкретных примеров (а не только ссылок на примеры; такие ссылки уже были). Мы согласны с ответственным секретарем, что одни примеры можно (обратно) заменить на ссылки, а другие удалить. Мы будем рады это сделать, если редколлегия подтвердит, что соответствующее замечание снято (даже при отсутствии явного приведения примеров вместо ссылок) и не будет далее повторяться.]
Работа С. Тищенко (руководитель А.Я. Канель-Белов) была награждена 1й премией на международной конференции школьников Intel-ISEF в 2000 г. Работа претендовала на решение одной из проблем Эрдеша. За несколько месяцев до этого руководителю была направлена (Б. Мохаром через А. Скопенкова) ссылка на решение этой проблемы, полученное ранее. Однако о том, что эта проблема решена ранее, не сообщалось ни в работе, представленной на Intel-ISEF, ни в ее опубликованной версии [Ti01] (в аннотации и истории вопроса на первых страницах).888В конце статьи [Ti01] есть теорема 1а, названная отрицательным решением проблемы Эрдеша, а еще через страницу дана ссылка на работу, в которой была получена теорема 1a. Эта информация должна присутствовать при первом упоминании в статье решения проблемы Эрдеша. Следующая информация, возможно, не была тогда сообщена руководителю и автору, но неизбежно возникла бы в работе при добросовестном написании истории вопроса. The paper solves a very specific problem of diameter 3 and subcubic graph, which I doubt can be referred to as a problem of Erdos (the general degree-diameter problem is related to Erdos, though). In particular, there is no reference to a paper by Erdos.
@@
Ответственность программного комитета.
Рекомендации рецензента (принять / отклонить работу) обосновываются (в самой рецензии, а не в телефонных разговорах с программным комитетом) конкретными замечаниями со ссылками на конкретные места в работе. Рецензия выкладывается на сайт рецензирования без указания фамилии рецензента. Кроме того, любой желающий может прислать подписанную рецензию на любую работу. Такие рецензии также выкладываются на страницу рецензирования (даже те, с которыми программный комитет не согласен, кроме спама). Поэтому программный комитет
$\bullet$ несет ответственность перед сообществом за обоснованность решения о принятии / отклонении работы на основании рецензий ;
$\bullet$ соблюдает принцип непредвзятости: оценивается именно работа, а не личность автора;
$\bullet$ сооблюдает принцип <<решение, принимаемое закрытым обсуждением, не должно противоречить публичным обсуждениям содержания работы>>. 999Например, работа не может быть награждена премией второй степени (по какой-то номинации) на закрытом заседании жюри, если опубликован единственный отзыв, рекомендующий работу к высшей награде (по этой номинации), и на публичном обсуждении доклада не было высказываний по содержанию работы, ограничивающих сверху ее оценку (например, ¡¡имеются такие-то недочеты¿¿ или ¡¡новизны недостаточно для публикации¿¿). Благодаря этому принципу автор (и все участники публичного обсуждения) могут ответить на все высказывания по содержанию работы, влияющие на закрытое обсуждение ее оценки]. Заметим также, что без выполнения такого принципа невозможно утверждать, что выполняется принцип непредвзятости.
О такой системе <<прозрачного тщательного рецензирования>> (transparent peer review) см. подробнее [T].
Своевременность.
Рецензия готовится в течение не более чем трех недель после получения работы.
Что делать, если прорецензированная работа отклонена?
Автор может подать новую версию, учитывающую замечания рецензента. Либо новая версия принимается, либо процесс повторяется (возможно, несколько раз). Этот процесс можно ускорить, упростить и сделать более приятным, используя перед подачей очередной версии рекомендации (§7) и консультации (см. ниже). Иногда этот процесс не завершается до крайнего срока в данном году, тогда он переносится на следующий год. Он аналогичен работе научных журналов. Он отличается от олимпиад (и контрольных) тем, что время у автора на доработку не ограничено, но принимается только доработанная (достаточно надежная) версия, а никаких <<баллов>> за недоработанную версию не ставится.
@@
  • [Ze1] В. Зеленин, Идеалы в множестве квазитропических матриц, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2025/zelenin1.pdf
  • [Ze5] В. Зеленин, Идеалы в множестве квазитропических матриц, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2025/zelenin5.pdf
  • [Zu1] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin1.pdf
  • [Zu3] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin3.pdf
  • [Zu6] К. Зюбин, Минимальное время получения натурального числа $n$ из 1 путем выполнения заданных операций, /https://old.mccme.ru//circles//oim/mmks/works2020/zyubin6.pdf