### v2

# Мотивированное изложение комбинаторной теоремы о нулях

Мотивированное изложение комбинаторной теоремы о нулях
М. Ложкин и А. Скопенков
М. Ложкин: lozhkin.mixail@gmail.com. Национальный Исследовательский Университет <<Высшая Школа Экономики>>.
А. Скопенков: https://users.mccme.ru/skopenko; skopenko@mccme.ru. Московский Физико-Технический Институт, Независимый Московский Университет.
Заметка возникла из обсуждений семинаров по курсу <<Дискретный анализ>> А. Райгородского на ФПМИ МФТИ, а также занятий кружка ЦПМ, проводимых М. Ложкиным. Благодарим А. Волостнова за предосталение его материалов по §2, а также А. Волостнова, Д. Гринберга, Н. Ленскую и Ф. Петрова и анонимного рецензента за полезные обсуждения.
О применениях линейной алгебры и многочленов в комбинаторике хорошо известно (см., например, [R1, R2, S]). Менее известные в школьном образовании применения комбинаторной теоремы о нулях (теорем Алона 7.b и 7.b) описаны в [A, C, D, KS]. Мы покажем, как эта теорема постепенно и естественно возникает при решении <<олимпиадных>> задач. Простейшие идеи (утверждения 2, 2, 4, 4, 6 и 6) естественно появляются при решении задач 1, 3 и 5, чем подводят читателя к обобщениям (теоремам 7 и 7). Явная формулировка промежуточных частных случаев позволяет читателю проделать самостоятельно возможно большее количество этих постепенных обобщений.
Многие излагаемые здесь результаты близки к переднему краю науки. Однако эти результаты <<олимпиадные>>: для понимания формулировок и придумывания доказательств не требуется знаний, выходящих за пределы <<кружковской>> программы (или программы первого курса).
Подумайте самостоятельно над доказательством каждого утверждения! Доказательства приведены после формулировки или в конце заметки. Если условие задачи является утверждением, то задача состоит в том, чтобы это утверждение доказать (тогда мы пишем <<доказательство утверждения>>, а не <<решение задачи>>).
1. Приходим к комбинаторной теореме о нулях
Степенью одночлена $x_{1}^{d_{1}}\ldots x_{n}^{d_{n}}$азывается число $d_{1}+\ldots+d_{n}$. Степенью $\deg f$енулевого многочлена $f$азывается максимальная степень входящих в него одночленов. Степенью нулевого многочлена называется минус бесконечность.
Задача 1.
Даны два многочлена по модулю 2 от $n$еременных, сумма степеней которых меньше $n$. Если они имеют общий корень, то они имеют хотя бы два общих корня.
Доказательство основано на следующем утверждении 2.
Через ${\mathbb{Z}}_{p}$бозначается множество вычетов по модулю $p$. Напомним, что
$A_{1}\times\ldots\times A_{n}\ :=\ \{(a_{1},\ldots,a_{n})\ :\ a_{1}\in A_{1},\ldots,a_{n}\in A_{n}\}.$
В утверждениях 2 и 2 сумирование и равенства рассматриваются по модулю 2.
Утверждение 2.
Дан многочлен $f$о модулю 2 от $n$еременных степени меньше $n$.
(a) Имеем $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}f(\alpha)=0.$
(b) Если $f$меет корень, то он имеет хотя бы два корня.
Назовем многочлен (с какими угодно коэффициентами) от нескольких переменных неполным, если в каждом его одночлене одна из переменных отсутствует.
Доказательство утверждения 2. (a) Так как $\deg f<n$, то $f$еполный. Если $f$е содержит $x_{1}$, то $f(0,\beta)=f(1,\beta)$ри любом $\beta\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n-1}$, поэтому равенство из утверждения верно. Значит, оно верно для любого неполного многочлена $f$.
(b) Применим п. (a). Так как сумма четного количества слагаемых равна нулю и одно из них равно нулю, то еще одно равно нулю. ∎
Доказательство утверждения 1. Обозначим данные многочлены через $f_{1},f_{2}$. Обозначим $g:=f_{1}f_{2}+f_{1}+f_{2}=1+(1+f_{1})(1+f_{2})$. Набор $\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}$вляется корнем многочлена $g$огда и только тогда, когда $\alpha$вляется общим корнем многочленов $f_{1},f_{2}$. Имеем $\deg g\leqslant\deg f_{1}+\deg f_{2}<n$. Значит, по утверждению 2.b многочлены $f_{1},f_{2}$меют хотя бы два общих корня. ∎
Утверждение 2.
Дан многочлен $f$о модулю 2 от $n$еременных степени не более $n$.
(a) Коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}f(\alpha).$
(b) Если $f$ануляется в каждой точке, то его коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен нулю.
Доказательство. (a) Утверждение 2.a доказано для неполных многочленов (не обязательно имеющих степень менее $n$). Поэтому достаточно доказать утверждение 2.a для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}\cdots x_{n}$. Для него сумма из условия равна $k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Далее число $p$ростое. В утверждениях 3, 4, 4, 6 и 6 сумирование и равенства рассматриваются по модулю $p$.
Задача 3 (теорема Шевалле).
Даны многочлены по простому модулю $p$т $n$еременных, сумма степеней которых меньше $n$. Если они имеют общий корень, то они имеют хотя бы два общих корня.
Доказательство основано на следующем естественном обобщении утверждения 2. Из него вытекает более сильный факт: количество корней делится на $p$ (теорема Варнинга).
Утверждение 4.
Дан многочлен $f$о модулю $p$т $n$еременных степени меньше $n(p-1)$.
(a) Имеем $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)=0.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке, то он не зануляется хотя бы в двух точках.
Доказательство. (a) Ввиду линейности достаточно доказать утверждение для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$. В этом случае выражение в формуле можно разложить на множители:
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)=\sum_{\alpha_{1}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{1}^{k_{1}}\cdot\ldots\cdot\sum_{\alpha_{n}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{n}^{k_{n}}.$
Так как $k_{1}+\ldots+k_{n}<n(p-1)$, то, не уменьшая общности, $k_{1}<p-1$. Тогда111Равенство $\sum_{\alpha_{1}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{1}^{k_{1}}=0$ледует также из леммы 8.b для $A={\mathbb{Z}}_{p}$ $m=k_{1}$., беря первообразный корень $g$о модулю $p$, получаем:
[…]
$\bullet$ первое равенство верно, поскольку $g$ — первообразный корень;
$\bullet$ второе равенство верно, поскольку $g^{k_{1}}\neq 1$;
$\bullet$ последнее равенство верно, поскольку по малой теореме Ферма $g^{k_{1}(p-1)}=1$.
(b) Применим п. (a). Так как сумма равна нулю и одно из слагаемых не равно нулю, то еще одно не равно нулю. ∎
Доказательство утверждения 3. Обозначим данные многочлены через $f_{1},f_{2},\ldots,f_{k}$. Обозначим
$g:=\prod_{j=1}^{k}(f_{j}^{p-1}-1).$
Ввиду малой теоремы Ферма, $g(\alpha)\neq 0$огда и только тогда, когда $\alpha$вляется общим корнем многочленов $f_{1},\ldots,f_{k}$. Так как многочлены $f_{1},\ldots,f_{k}$меют общий корень, то многочлен $g$е зануляется в некоторой точке. Имеем
$\deg g=(p-1)\left(\deg f_{1}+\deg f_{2}+\ldots+\deg f_{k}\right)<n(p-1).$
Значит, по утверждению 4.b многочлен $g$е зануляется хотя бы в двух точках. Поэтому у многочленов $f_{1},\ldots,f_{k}$сть хотя бы два общих корня. ∎
Утверждение 4.
Дан многочлен $f$о модулю $p$т $n$еременных степени не более $n(p-1)$.
(a) Коэффициент при одночлене $x_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$авен $(-1)^{n}\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)$.
(b) Если $f$ануляется в каждой точке, то его коэффициент при одночлене $x_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$авен нулю.
Доказательство. (a) Утверждение 4.a доказано для одночленов, у которых степень вхождения хотя бы одной переменной меньше $p-1$ (но не обязательно имеющих степень менее $n(p-1)$). Поэтому достаточно доказать утверждение 4.a для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$. Для него по малой теореме Ферма сумма из условия равна $(-1)^{n}(p-1)^{n}k=k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Задача 5 (Всероссийская олимпиада 2007/11.5).
В каждой вершине 100-угольника записаны два различных числа. Тогда из каждой вершины можно удалить одно число так, чтобы оставшиеся числа в любых двух соседних вершинах были различны.
Доказательство основано на следующем естественном обобщении вышеприведенных утверждений 4, в котором вместо значений многочлена на ${\mathbb{Z}}_{2}^{n}$ ${\mathbb{Z}}_{p}^{n}$ассматриваются значения многочлена на произведении $A_{1}\times\ldots\times A_{n}\subset{\mathbb{Z}}_{p}^{n}$.
Замечание. У утверждений 5 и 10 имеется несложное прямое комбинаторное доказательство (см. доказательство утверждения 10 в решениях). Однако для большей части утверждений этого текста доказательство, не использующее комбинаторную теорему о нулях, неизвестно (или сложно).
Далее в этом тексте ${\mathbb{F}}$сть ${\mathbb{Z}}_{p}$ли ${\mathbb{R}}$ (случай произвольного поля доказывается так же, но не применяется в комбинаторных задачах из §2).
Утверждение 6.
Даны двухэлементные подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{F}}$ногочлен $f$оэффициентами в ${\mathbb{F}}$т $n$еременных степени меньше $n$.
(a) Обозначим $\{a_{i0},a_{i1}\}:=A_{i}$. Тогда
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}(-1)^{\alpha(1)+\ldots+\alpha(n)}f(a_{1\alpha(1)},\ldots,a_{n\alpha(n)})=0.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке множества $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то он не зануляется хотя бы в двух его точках.
Доказательство. (a) Так как $\deg f<n$, то $f$еполный. Если $f$е содержит $x_{1}$, то $f(a_{10},a_{2\alpha(2)},\ldots,a_{n\alpha(n)})=f(a_{11},a_{2\alpha(2)},\ldots,a_{n\alpha(n)})$ля любых $\alpha(2),\ldots,\alpha(n)\in{\mathbb{Z}}_{2}$, поэтому нужное равенство верно. Тогда оно верно и для любого неполного многочлена $f$.
(b) Следует из п. (a). ∎
С помощью утверждения 6 доказываются утверждения 12.b и 13.
Утверждение 6.
Даны двухэлементные подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{F}}$ногочлен $f$оэффициентами в ${\mathbb{F}}$т $n$еременных степени не более $n$.
(a) Обозначим $\{a_{i0},a_{i1}\}:=A_{i}$. Тогда коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен
$\frac{\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}(-1)^{\alpha(1)+\ldots+\alpha(n)}f(a_{1\alpha(1)},\ldots,a_{n\alpha(n)})}{\prod\limits_{i=1}^{n}(a_{i,0}-a_{i,1})}.$
(b) Если $f$ануляется на $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен нулю.
Доказательство. (a) Утверждение 6.a доказано для неполных многочленов (не обязательно имеющих степень менее $n$). Поэтому достаточно доказать утверждение 6.a для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}\cdots x_{n}$. Имеем
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}(-1)^{\alpha(1)+\ldots+\alpha(n)}a_{1\alpha(1)}\cdot\ldots\cdot a_{n\alpha(n)}=\prod\limits_{i=1}^{n}(a_{i,0}-a_{i,1}).$
Поэтому сумма из условия равна $k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Доказательство утверждения 5. Обозначим $n=100$. Определим многочлен
[…]
Имеем $\deg f=n$. Так как $n$етно, то в многочлене $f$оэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен $2\neq 0$. Применим утверждение 6.b для множеств чисел, записанных в вершинах. Получим, что найдутся такие числа $a_{1},\ldots,a_{n}$, записанные в вершинах, что $f(a_{1},\ldots,a_{n})\neq 0$. Это и есть искомые числа. ∎
Теорема 7 (Алон).
Даны конечные подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{F}}$ногочлен $f$оэффициентами в ${\mathbb{F}}$т $n$еременных степени менее $|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n$.
(a) Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in{\mathbb{F}}\setminus\{0\}$, где $\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, для которых
$\sum_{\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}}\frac{f(\alpha)}{P(\alpha)}=0.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке множества $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то он не зануляется хотя бы в двух его точках.
П. (b) следует из п. (a). Для доказательства теорем 7.a и 7.a требуется лемма 8.b.
Теорема 7 (Алон).
Даны конечные непустые подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{F}}$ногочлен $f$оэффициентами в ${\mathbb{F}}$т $n$еременных степени не более $|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n$.
(a) Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in{\mathbb{F}}\setminus\{0\}$, где $\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, для которых коэффициент при одночлене $x_{1}^{|A_{1}|-1}\cdots x_{n}^{|A_{n}|-1}$авен
$\sum_{\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}}\frac{f(\alpha)}{P(\alpha)}.$
(b) Если $f$ануляется на $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то коэффициент при одночлене $x_{1}^{|A_{1}|-1}\cdots x_{n}^{|A_{n}|-1}$авен нулю.
Далее $A\subset F$ — любое конечное подмножество. Для $a\in A$бозначим
$Aa=\prod\limits_{b\in A,\ b\neq a}(a-b).$
Лемма 8.
(a) (Интерполяционная формула Лагранжа) Для любых подмножества $A\subset{\mathbb{F}}$ногочлена $f$оэффициентами в ${\mathbb{F}}$т одной переменной степени менее $|A|$меем
$f(x)=\sum_{a\in A}\frac{f(a)\prod\limits_{b\in A,\ b\neq a}(x-b)}{Aa}.$
(b) Для любого подмножества $A\subset{\mathbb{F}}$меем
$\sum_{a\in A}\frac{a^{m}}{Aa}=\begin{cases}0,&m<|A|-1;\\ 1,&m=|A|-1.\end{cases}$
Доказательство. (a) В обеих частях равенства написаны многочлены степени менее $|A|$. Они совпадают во всех точках множества $A$, следовательно они равны. (Заметим, что $|A|<p+1$ри ${\mathbb{F}}={\mathbb{Z}}_{p}$.)
(b) Подставим в п. (a) многочлен $f(x)=x^{m}$ри $m<|A|$:
$x^{m}=\sum_{a\in A}\frac{a^{m}\prod_{b\in A\setminus\{a\}}(x-b)}{Aa}.$
Приравняв коэффициенты обеих частей при $x^{|A|-1}$, получаем требуемое равенство. ∎
Доказательство теорем 7.a и 7.a. Положим $P(\alpha):=A_{1}\alpha_{1}\cdot\ldots\cdot A_{n}\alpha_{n}$. Ввиду линейности достаточно доказать каждую из теорем для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$. В этом случае выражение в формуле можно разложить на множители:
$\sum_{\alpha_{1}\in A_{1}}\cdots\sum_{\alpha_{n}\in A_{n}}\frac{\alpha_{1}^{k_{1}}\cdots\alpha_{n}^{k_{n}}}{P(\alpha)}=\sum_{\alpha_{1}\in A_{1}}\frac{\alpha_{1}^{k_{1}}}{A_{1}\alpha_{1}}\cdot\ldots\cdot\sum_{\alpha_{n}\in A_{n}}\frac{\alpha_{n}^{k_{n}}}{A_{n}\alpha_{n}}.$
Используем формулу 8.b. Если $k_{i}<|A_{i}|-1$ля некоторого $i$, то один из множителей равен нулю. Иначе $k_{i}=|A_{i}|-1$ля любого $i$, тогда каждый из множителей равен $1$. ∎
Замечания. (a) Приведённое доказательство теорем Алона 7 и 7 отлично от имеющегося в [A, C, D].
(b) Теоремы Алона являются естественным обобщением интерполяционной формулы Лагранжа 8.a. В [KP] это подмечено, и теорема Алона 7.a применена к вычислению коэффициентов некоторого многочлена. В [P] обобщается следующее <<качественное следствие>> интерполяционной формулы Лагранжа 8.a: многочлен степени $n$т одной переменной задается своими значениями в $n+1$очке (ср. теорему 7.b); обобщение применяется к комбинаторным тождествам.
(c) Многочлен $f$т переменных $x_{1},\ldots,x_{n}$азовем $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом, если среди его одночленов $x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$, отличных от $x_{1}^{d_{1}}\cdots x_{n}^{d_{n}}$, нет таких, что $k_{i}\geqslant d_{i}$ля всех $i\in\{1,\ldots,n\}$. В теоремах Алона 7 и 7 обозначим $d_{i}=|A_{i}|-1$ля $i=1,\ldots,n$. Тогда условия на степень многочлена можно ослабить соответственно до следующих:
$\bullet$ $f$вляется $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом и коэффициент при $x_{1}^{d_{1}}\cdots x_{n}^{d_{n}}$авен нулю;
$\bullet$ $f$вляется $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом.
(d) Утверждение 8.b можно доказать напрямую, используя разложение по строке определителя Вандермонда (см. определение в решении задачи 14.b).
2. Применяем комбинаторную теорему о нулях
Здесь мы приводим комбинаторные применения. Об алгебраических обобщениях теорем Алона, Шевалле и Варнинга (теоремы 7, 7 и утверждение 3) в разных направлениях см., например, [BS, C14, CGS].
Задача 9 (теорема Эрдеша-Гинзбурга-Зива).
Для всякого простого $p$юбой набор из $12p-$ 1 целых чисел содержит $p$исел, сумма которых делится на $p$.
Этот забавный факт вытекает из следующего общего результата (хотя может быть доказан и независимо).
Задача 10 (Теорема Коши-Давенпорта).
Пусть $p$ростое и $A,B\subset{\mathbb{Z}}_{p}$епусты. Обозначим $A+B=\{a+b\,:\,a\in A,\;b\in B\}$. Тогда $|A+B|\geqslant\min(|A|+|B|-1,p)$.
Указание. Обозначим
$f(x,y)=\prod_{c\in A+B}(x+y-c).$
Тогда $f(x,y)=0$ри всех $x\in A$, $y\in B$.
Задача 11.
Пусть $p$ростое и $A,B\subset{\mathbb{Z}}_{p}$епусты. Обозначим
$A\dotplus B=\{a+b\,:\,a\in A,\;b\in B,\;a\neq b\}.$
(a) (Гипотеза Эрдеша-Хайльбронна) Имеем $|A\dotplus A|\geqslant\min(2|A|-3,p).$
(b) Если $A\neq B$, то $|A\dotplus B|\geqslant\min(|A|+|B|-2,p)$.
Указание. П. (a) сводится к п. (b). П. (b) сводится к случаю $|A|\neq|B|$, который доказывается при помощи теоремы 7.b.
Задача 12.
(a) (Международная олимпиада 2007) Найдите наименьшее целое $k$, такое что в пространстве ${\mathbb{R}}^{3}$меется $k$лоскостей, объединение которых не содержит точку $(0,0,0)$, но содержит все остальные точки $(a,b,c)\in{\mathbb{Z}}^{3}$, такие что $0\leqslant a,b,c\leqslant n$.
(b) (теорема Олсона) Пусть $p$ростое. Найдите наименьшее целое $m$, для которого среди любых $m$екторов из ${\mathbb{Z}}_{p}^{k}$ (не обязательно различных) найдутся несколько векторов с нулевой суммой.
Задача 13.
Пусть $p$ростое, степень каждой вершины графа меньше $2p$, а средняя степень больше $22p-$ 2. Тогда имеется непустой подграф, степень каждой вершины которого равна $p$.
Задача 14.
Пусть $k$ $n$ — целые положительные числа.
(a) Если $12k\leqslant n+$ 1, то для любых $a_{1},\ldots,a_{k}\in{\mathbb{Z}}_{n}$ (не обязательно различных) существует перестановка $\sigma$ножества $\{1,\ldots,k\}$акая, что вычеты $a_{1}+\sigma(1),\ldots,a_{k}+\sigma(k)\in{\mathbb{Z}}_{n}$опарно различны.
(b) Найдите коэффициент при одночлене $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$ногочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant n}(x_{j}-x_{i})^{2}.$
(c) (гипотеза Сневиля, доказанная Алоном) Пусть $p$ — нечётное простое число, $k<p$ычеты $b_{1},\ldots,b_{k}\in{\mathbb{Z}}_{p}$опарно различны. Тогда для любых $a_{1},\ldots,a_{k}\in{\mathbb{Z}}_{p}$ (не обязательно различных) найдётся перестановка $\sigma$ножества $\{1,\ldots,k\}$акая, что вычеты $a_{1}+b_{\sigma(1)},\ldots,a_{k}+b_{\sigma(k)}\in{\mathbb{Z}}_{p}$опарно различны.
Здесь п. (b) — подсказка к п. (a), а п. (c) — обобщение п. (a) для нечётного простого $n$.
Задача 15.
Каждое из данных $12^{n}+$ 1 конечных множеств покрашено в один из двух цветов. Оба цвета имеются. Тогда найдётся не менее $2^{n}$опарно различных множеств (не обязательно из данных), каждое из которых является симметрической разностью двух множеств разных цветов. (Напомним, что симметрическая разность двух множеств есть множество всех элементов, принадлежащих ровно одному из них.)
Решения задач
В решениях задач 9, 10, 11, 12.b, 13 равенства являются равенствами вычетов по модулю $p$ли многочленов с коэффициентами в ${\mathbb{Z}}_{p}$.
9. Если среди данных $12p-$ 1 чисел найдутся $p$исел, дающих одинаковые остатки от деления на $p$, то возьмем их. Иначе упорядочим остатки $x_{1}\geqslant x_{2}\geqslant\ldots\geqslant x_{2p-1}$т деления данных чисел на $p$. Обозначим $M_{p}=\{x_{p}\}$ $M_{i}=\{x_{i},x_{p+i}\}$ля $i=1,\ldots,p-1$. Индукцией по $n$омощью теоремы Коши-Давенпорта 10 нетрудно получить, что
$|A_{1}+\ldots+A_{n}|\geqslant\min(|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n+1,p)$
для любых непустых подмножеств $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{Z}}_{p}$. Поэтому $|M_{1}+\ldots+M_{p}|=p$. Значит, $0\in M_{1}+\ldots+M_{p}$.
10. Набросок доказательства, не использующего теоремы 7. Можно считать, что $|A|\leqslant|B|$. Проведём индукцию по $|A|$. База $|A|=1$чевидна.
Переход. Пусть $|A|>1$. Если $B={\mathbb{Z}}_{p}$, то теорема очевидна. Иначе, ввиду простоты числа $p$, существует такое $x\in{\mathbb{Z}}_{p}$, что для $A^{\prime}:=A+x$ыполнено $A^{\prime}\cap B\neq\varnothing$ $A^{\prime}\not\subset B$. Тогда по индукции можно перейти к паре множеств $(A^{\prime}\cap B,A^{\prime}\cup B)$.
10. Обозначим $a:=|A|$, $b:=|B|$, $C:=A+B$.
Пусть сначала $a+b-1>p$. Тогда существуют непустые подмножества $A^{\prime}\subset A$ $B^{\prime}\subset B$, для которых $|A^{\prime}|+|B^{\prime}|=p+1$. Поскольку $A^{\prime}+B^{\prime}\subset C$ $\min(a+b-1,p)=p=\min(|A^{\prime}|+|B^{\prime}|-1,p)$, то утверждение сведено к случаю $a+b-1=p$.
Пусть теперь222Аналогично предыдущему абзацу утверждение сводится к случаю $a+b-1=p$. Вместо этого мы включаем в нижеприведенную формулу множитель $(x+y)^{a+b-2-|C|}$. $a+b-1\leqslant p$. Пусть, напротив, $|C|\leqslant a+b-2$. Положим
$f(x,y)=(x+y)^{a+b-2-|C|}\prod_{c\in C}(x+y-c).$
Ясно, что $f(x,y)=0$ри всех $x\in A$, $y\in B$. Тогда по теореме 7.b коэффициент при $x^{a-1}y^{b-1}$авен нулю. Но он равен (${a+b-2\choose a-1}$. Так как $a+b-2\leqslant p-1$, то он не делится на $p$. Противоречие.
11. (a) Возьмём произвольный элемент $a\in A$. Тогда $A\dotplus A=A\setminus\{a\}\dotplus A$, и мы свели задачу к пункту (b).
(b) Обозначим $a:=|A|$, $b:=|B|$, $C:=A\dotplus B$. Если $a+b-2>p$, то аналогично доказательству теоремы Коши-Давенпорта 10 удалим из множеств $A$ли $B$акие-нибудь элементы и сведем утверждение к случаю $a+b-2=p$.
Пусть теперь $a+b-2\leqslant p$. Пусть, напротив, $|C|\leqslant a+b-3$. Положим
$f(x,y)=(x-y)(x+y)^{a+b-3-|C|}\prod_{c\in C}(x+y-c).$
Ясно, что $f(x,y)=0$ри всех $x\in A$, $y\in B$. Тогда по теореме 7.b коэффициент при $x^{a-1}y^{b-1}$авен нулю. Но он равен (${a+b-3\choose a-2}-{a+b-3\choose a-1}$.
Так как $a+b-3\leqslant p-1$, то при $a\neq b$та разность не делится на $p$. Противоречие. (Этого достаточно для п. (а).)
Пусть теперь $a=b$. Если $A\cap B=\varnothing$, то применим теорему Коши-Давенпорта 10. Иначе перейдём ко множествам $(A^{\prime},B^{\prime})=(A\cap B,A\cup B)$. Нетрудно видеть, что
[…]
Таким образом, утверждение сведено к случаю $a\neq b$.
12. (a) Ответ: $3n$.
В качестве примера возьмем
  • $n$лоскостей $x=a$, $1\leqslant a\leqslant n$;
  • $n$лоскостей $y=b$, $1\leqslant b\leqslant n$;
  • $n$лоскостей $z=c$, $1\leqslant c\leqslant n$.
Пусть теперь $k<3n$ножество $\{0,1,\ldots,n\}^{3}-\{(0,0,0)\}$окрыто $k$лоскостями с уравнениями $a_{i}x+b_{i}y+c_{i}z+d_{i}=0$. Обозначим
$f(x,y,z)=\prod_{i=1}^{k}(a_{i}x+b_{i}y+c_{i}z+d_{i}).$
Тогда $\deg f=k<3n$. Этот многочлен равен нулю во всех точках множества $\{0,1,\ldots,n\}^{3}$, кроме, быть может, точки $(0,0,0)$. Тогда по теореме 7.b он равен нулю и в точке $(0,0,0)$. Значит, некоторая плоскость содержит точку $(0,0,0)$.
(b) Ответ: $k(p-1)+1$.
Ясно, что $m>k(p-1)$, поскольку можно выбрать базисные векторы $e_{1}$, $e_{2}$, $\ldots$, $e_{k}$о $p-1$аз.
Рассмотрим произвольные $m=k(p-1)+1$екторов $v_{1},\ldots,v_{m}\in\mathbb{Z}_{p}^{k}$. Покажем, что можно выбрать несколько из них с нулевой суммой. Сумма нескольких из этих векторов — линейная комбинация $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}$, где $\varepsilon_{i}\in\{0,1\}$ля $i\in\{1,\ldots,m\}$. Обозначим $j$-ю координату вектора $v_{i}$ерез $v_{ij}$ля $i\in\{1,\ldots,m\}$, $j\in\{1,\ldots,k\}$. Если $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}\neq 0$, то существует такое $j\in\{1,\ldots,m\}$, что $\varepsilon_{1}v_{1j}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{mj}\neq 0$. В пространстве ${\mathbb{Z}}_{p}^{k}$оординатами $\varepsilon_{1},\ldots,\varepsilon_{m}$ассмотрим $m-1=k(p-1)$иперплоскостей, заданных уравнениями
[…]
Аналогично версии п. (a) по модулю $p$ти гиперплоскости не могут покрывать все точки куба $\{0,1\}^{m}$, кроме точки $(0,\ldots,0)$. Значит, существует точка $(\varepsilon_{1},\ldots,\varepsilon_{m})\in\{0,1\}^{m}$, не лежащая ни в одной из построенных $k(p-1)$иперплоскостей. Тогда $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}=0$.
13. Обозначим через $V$ $E$ножества вершин и рёбер данного графа. Для каждого ребра $e\in E$ведем переменную $x_{e}$. Определим многочлен с коэффициентами в ${\mathbb{Z}}_{p}$ормулой
$f(x)=\prod_{v\in V}\left(\left(\sum_{e\in E\,:\,v\in e}x_{e}\right)^{p-1}-1\right).$
Имеем $f(0,\ldots,0)\neq 0$. Кроме того, $\deg f\leqslant|V|(p-1)<|E|$ (если граф имеет изолированную вершину, то в определении многочлена $f$уммирование ведется по пустому множеству, поэтому степень многочлена $f$е равна $|V|(p-1)$). Значит, по теореме 7.b многочлен принимает ненулевое значение ещё хотя бы в одной точке $z\in\{0,1\}^{|E|}$. Удалим из графа все те рёбра $e$, для которых $z_{e}=1$. Если появились изолированные вершины, то удалим их. Получим искомый подграф.
14. (a) Для $x_{i},x_{j}\in\{1,\ldots,k\}$меем $|x_{i}-x_{j}|\leqslant k-1\leqslant(n-1)/2<n/2$
$x_{i}+a_{i}\not\equiv x_{j}+a_{j}\,\,(\operatorname{mod}\,n)\quad\Leftrightarrow\quad x_{j}-x_{i}\not\equiv a_{i}-a_{j}\,\,(\operatorname{mod}\,n)\quad\Leftrightarrow\quad x_{j}-x_{i}\neq r_{ij},$
где $r_{ij}$бозначает число, сравнимое с $a_{i}-a_{j}$о модулю $n$, из интервала $(-n/2,n/2]$. Таким образом, достаточно показать, что существуют различные $x_{1},\ldots,x_{k}\in\{1,\ldots,k\}$акие, что $x_{j}-x_{i}\neq r_{ij}$ля любых $1\leqslant i<j\leqslant k$. Ввиду теоремы 7.b достаточно показать, что коэффициент при мономе $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$ногочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})(x_{j}-x_{i}-r_{ij})$
не равен нулю. Так как этот коэффициент совпадает с коэффициентом при том же мономе многочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})^{2},$
то нужное вытекает из ответа на п. (b).
(b) Ответ: $k!(-1)^{{k\choose 2}}$.
Для доказательства воспользуемся формулой (для определителя Вандермонда)
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})=\sum_{\sigma}\operatorname{sgn}\sigma\cdot x_{\sigma(1)}^{0}\cdots x_{\sigma(k)}^{k-1},$
где $\sigma$робегает все перестановки множества $\{1,\ldots,k\}$, а $\operatorname{sgn}\sigma$ — знак перестановки. Тогда
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})^{2}=\left(\sum_{\sigma}\operatorname{sgn}\sigma\cdot x_{\sigma(1)}^{0}\cdots x_{\sigma(k)}^{k-1}\right)\cdot\left(\sum_{\pi}\operatorname{sgn}\pi\cdot x_{\pi(1)}^{0}\cdots x_{\pi(k)}^{k-1}\right).$
При раскрытии скобок моном $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$рисутствует только в произведении слагаемых, соответствующих всем тем перестановкам $\sigma$ $\pi$, для которых $\pi=\sigma\alpha$, где $\alpha(j)=k+1-j$ри любом $j$. Для таких перестановок $\operatorname{sgn}\sigma\cdot\operatorname{sgn}\pi=\operatorname{sgn}\alpha=(-1)^{{k\choose 2}}$. Поэтому искомый коэффициент равен $k!(-1)^{{k\choose 2}}$.
Литература
[A] N. Alon, Combinatorial Nullstellensatz, Combin. Probab. Comput. 8 (1999), 7–29,
[BS] A. Bishnoi and P.L. Clark, Restricted variable Chevalley-Warning theorems,
[C] E. Chen, Combinatorial Nullstellensatz, 2013
[C14] P.L. Clark, The Combinatorial Nullstellensätze Revisited, The Electr. J. of Comb., 21 (2014), https://www.combinatorics.org/ojs/index.php/eljc/article/view/v21i4p15
[CGS] P.L. Clark, T. Genao, and F. Saia, Chevalley-Warning at the Boundary, Expositiones Math., to appear,
[D] В. Димитров. Combinatorial Nullstellensatz, стр. 416-425 в книге <<Петербургские олимпиады школьников по математике 2003-2005>>. СПб: Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2007.
[KP] Р. Н. Карасёв, Ф. В. Петров. Ещё раз о комбинаторной теореме о нулях, стр. 116-120 в книге <<Задачи Санкт-Петербургской олимпиады по математике 2010 года>>. СПб: Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2007.
[KS] A. Kezdy, H. Snevily, Distinct Sums Modulo $n$ and Tree Embeddings, Combin. Probab. Comput. 11 (2002), 35–42,
[P] Ф. В. Петров. Восстановление многочлена по его значениям, стр. 98-106 в книге <<Задачи Санкт-Петербургской олимпиады школьников по математике 2015 года>>. М.: МЦНМО, 2015.
[R1] А.М. Райгородский, Проблема Борсука, М.: МЦНМО, 2015.
[R2] А.М. Райгородский, Линейно-алгебраический метод в комбинаторике, М.: МЦНМО, 2015.
[S] А. Скопенков, Короткое опровержение гипотезы Борсука, Мат. Просвещение, 17 (2013), 88–92, http://arxiv.org/abs/0712.4009