### v1

# Мотивированное изложение комбинаторной теоремы о нулях

Мотивированное изложение комбинаторной теоремы о нулях
М. Ложкин и А. Скопенков
М. Ложкин: Национальный Исследовательский Университет <<Высшая Школа Экономики>>.
А. Скопенков: https://users.mccme.ru/skopenko. Московский Физико-Технический Институт, Независимый Московский Университет.
Заметка возникла из обсуждений семинаров по курсу <<Дискретный анализ>> А. Райгородского на ФПМИ МФТИ, а также занятий кружка ЦПМ, проводимых М. Ложкиным. Благодарим А. Волостнова за предосталение его материалов по §2, а также А. Волостнова, Н. Ленскую и Ф. Петрова за полезные обсуждения.
О применениях линейной алгебры и многочленов в комбинаторике хорошо известно (см., например, [R14, R15, S]). Менее известные в школьном образовании применения комбинаторной теоремы о нулях (теорем Алона 7.b и 7.b) описаны в [A, C, D, KS]. Мы покажем, как эта теорема постепенно и естественно возникает при решении <<олимпиадных>> задач. Простейшие идеи (утверждения 2, 2, 4, 4, 5 и 5) естественно появляются при решении задач 1, 3 и 6, чем подводят читателя к обобщениям (теоремам 7 и 7). Явная формулировка промежуточных частных случаев позволяет читателю проделать самостоятельно возможно большее количество этих постепенных обобщений.
Многие излагаемые здесь результаты близки к переднему краю науки. Однако эти результаты <<олимпиадные>>: для понимания формулировок и придумывания доказательств не требуется знаний, выходящих за пределы школьной <<кружковской>> программы (или программы первого курса).
Подумайте самостоятельно над доказательством каждого утверждения! Доказательства приведены после формулировки или в конце заметки. Если условие задачи является утверждением, то задача состоит в том, чтобы это утверждение доказать (тогда мы ссылаемся на это утверждение как на утверждение, а не как на задачу).
1. Приходим к комбинаторной теореме о нулях
Степенью одночлена $x_{1}^{d_{1}}\ldots x_{n}^{d_{n}}$азывается число $d_{1}+\ldots+d_{n}$. Степенью $\deg f$ногочлена $f$азывается максимальная степень входящих в него одночленов. Степенью нулевого многочлена называется минус бесконечность.
Напомним, что
$A_{1}\times\ldots\times A_{n}\ :=\ \{(a_{1},\ldots,a_{n})\ :\ a_{1}\in A_{1},\ldots,a_{n}\in A_{n}\}.$
В утверждениях 1, 2 и 2 сумирование и равенства рассматриваются по модулю 2.
Задача 1.
Даны два многочлена по модулю 2 от $n$еременных, сумма степеней которых меньше $n$. Если они имеют общий корень, то они имеют хотя бы два общих корня.
Доказательство основано на следующем утверждении 2.
Утверждение 2.
Дан многочлен $f$о модулю 2 от $n$еременных степени меньше $n$.
(a) Имеем $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}f(\alpha)=0.$
(b) Если $f$меет корень, то он имеет хотя бы два корня.
Назовем многочлен (с какими угодно коэффициентами) от нескольких переменных неполным, если в каждом его одночлене одна из переменных отсутствует.
Доказательство утверждения 2. (a) Так как $\deg f<n$, то $f$еполный. Если $f$е содержит $x_{1}$, то $f(0,\beta)=f(1,\beta)$ри любом $\beta\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n-1}$, поэтому равенство верно. Значит, оно верно для любого неполного многочлена $f$.
(b) Применим п. (a). Так как сумма четного количества слагаемых равна нулю и одно из них равно нулю, то еще одно равно нулю. ∎
Доказательство утверждения 1. Обозначим данные многочлены через $f_{1},f_{2}$. Обозначим $g:=f_{1}f_{2}+f_{1}+f_{2}=1+(1+f_{1})(1+f_{2})$. Набор $\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}$вляется корнем многочлена $g$огда и только тогда, когда $\alpha$вляется общим корнем многочленов $f_{1},f_{2}$. Имеем $\deg g\leqslant\deg f_{1}+\deg f_{2}<n$. Значит, по утверждению 2.b многочлены $f_{1},f_{2}$меют хотя бы два общих корня. ∎
Утверждение 2.
Дан многочлен $f$о модулю 2 от $n$еременных степени не более $n$.
(a) Коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}f(\alpha).$
(b) Если $f$ануляется в каждой точке, то его коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен нулю.
Доказательство. (a) Аналогично доказательству утверждения 2.a достаточно доказать утверждение для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}\cdots x_{n}$. Для него сумма из условия равна $k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Далее число $p$ростое. В утверждениях 3, 4, 4, 5 и 5 сумирование и равенства рассматриваются по модулю $p$.
Задача 3.
Даны многочлены по простому модулю $p$т $n$еременных, сумма степеней которых меньше $n$. Если они имеют общий корень, то они имеют хотя бы два общих корня.
Доказательство основано на следующем естественном обобщении утверждения 2.
Утверждение 4.
Дан многочлен $f$о модулю $p$т $n$еременных степени меньше $n(p-1)$.
(a) Имеем $\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)=0.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке, то он не зануляется хотя бы в двух точках.
Доказательство. (a) Ввиду линейности достаточно доказать утверждение для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$. В этом случае выражение в формуле можно разложить на множители:
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)=\sum_{\alpha_{1}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{1}^{k_{1}}\cdot\ldots\cdot\sum_{\alpha_{n}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{n}^{k_{n}}.$
Так как $k_{1}+\ldots+k_{n}<n(p-1)$, то, не уменьшая общности, $k_{1}<p-1$. Тогда111Другое доказательство равенства $\sum_{\alpha_{1}\in{\mathbb{Z}}_{p}}\alpha_{1}^{k_{1}}=0$риведено в доказательстве леммы 8.b., беря первообразный корень $g$о модулю $p$, получаем:
[…]
$\bullet$ второе равенство верно, поскольку $g$ — первообразный корень, а потому $g^{k_{1}}-1\neq 0$;
$\bullet$ последнее равенство верно, поскольку по малой теореме Ферма $g^{k_{1}(p-1)}-1=0$.
(b) Применим п. (a). Так как сумма равна нулю и одно из слагаемых не равно нулю, то еще одно не равно нулю. ∎
Доказательство утверждения 3. Обозначим данные многочлены через $f_{1},f_{2},\ldots,f_{k}$. Обозначим
$g:=\prod_{j=1}^{k}(f_{j}^{p-1}-1).$
Ввиду малой теоремы Ферма, $g(\alpha)\neq 0$огда и только тогда, когда $\alpha$вляется общим корнем многочленов $f_{1},\ldots,f_{k}$. Так как многочлены $f_{1},\ldots,f_{k}$меют общий корень, то многочлен $g$е зануляется в некоторой точке. Имеем
$\deg g=(p-1)\left(\deg f_{1}+\deg f_{2}+\ldots+\deg f_{k}\right)<n(p-1).$
Значит, по утверждению 4.b многочлен $g$е зануляется хотя бы в двух точках. Поэтому у многочленов $f_{1},\ldots,f_{k}$сть хотя бы два общих корня. ∎
Утверждение 4.
Дан многочлен $f$о модулю $p$т $n$еременных степени не более $n(p-1)$.
(a) Коэффициент при одночлене $x_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$авен $(-1)^{n}\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{p}^{n}}f(\alpha)$.
(b) Если $f$ануляется в каждой точке, то его коэффициент при одночлене $x_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$авен нулю.
Доказательство. (a) Аналогично доказательству утверждения 4.a достаточно доказать утверждение для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}^{p-1}\cdots x_{n}^{p-1}$. Для него по малой теореме Ферма сумма из условия равна $(-1)^{n}(p-1)^{n}k=k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Далее в этом тексте $F$сть ${\mathbb{Z}}_{p}$ли ${\mathbb{R}}$ (случай произвольного поля доказывается так же, но не применяется в комбинаторных задачах из §2).
Утверждение 5.
Даны двухэлементные подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset F$ногочлен $f$оэффициентами в $F$т $n$еременных степени меньше $n$.
(a) Обозначим $\{a_{i0},a_{i1}\}:=A_{i}$. Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in F\setminus\{0\}$, где $\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}$, для которых
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}\frac{f(a_{1\alpha(1)},\ldots,a_{n\alpha(n)})}{P(\alpha)}=0.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке множества $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то он не зануляется хотя бы в двух его точках.
Для $\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}$бозначим
$P(\alpha):=\prod\limits_{i=1}^{n}(a_{i,1-\alpha(i)}-a_{i,\alpha(i)}).$
Например, для $n=2$меем $P(0,1)=(a_{11}-a_{10})(a_{20}-a_{21})$.
Доказательство утверждения 5. (a) Так как $\deg f<n$, то $f$еполный. Имеем $\dfrac{1}{a-b}+\dfrac{1}{b-a}=0$. Поэтому $\dfrac{1}{P(0,\beta)}+\dfrac{1}{P(1,\beta)}=0$ля любого $\beta\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n-1}$. Значит, нужное равенство верно, если $f$е содержит $x_{1}$. Тогда оно верно и для любого неполного многочлена $f$.
(b) Следует из п. (a). ∎
С помощью этого утверждения доказываются утверждения 12.b и 13.
Утверждение 5.
Даны двухэлементные подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset F$ногочлен $f$оэффициентами в $F$т $n$еременных степени не более $n$.
(a) Обозначим $\{a_{i0},a_{i1}\}:=A_{i}$. Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in F\setminus\{0\}$, где $\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}$, для которых коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}\dfrac{f(a_{1\alpha(1)},\ldots,a_{n\alpha(n)})}{P(\alpha)}.$
(b) Если $f$ануляется на $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то коэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен нулю.
Доказательство. Аналогично доказательству утверждения 5.a достаточно доказать утверждение для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=kx_{1}\cdots x_{n}$. Имеем $\dfrac{a}{a-b}+\dfrac{b}{b-a}=1$. Значит,
$\sum\limits_{\alpha\in{\mathbb{Z}}_{2}^{n}}\frac{a_{1\alpha(1)}\cdot\ldots\cdot a_{n\alpha(n)}}{P(\alpha)}=\prod\limits_{i=1}^{n}\left(\frac{a_{i0}}{a_{i0}-a_{i1}}+\frac{a_{i1}}{a_{i1}-a_{i0}}\right)=1.$
Поэтому сумма из условия равна $k$.
(b) Следует из п. (a). ∎
Задача 6 (Всероссийская олимпиада 2007/11.5).
В каждой вершине выпуклого 100-угольника записаны два различных числа. Тогда из каждой вершины можно удалить одно число так, чтобы оставшиеся числа в любых двух соседних вершинах были различны.
Замечание. У утверждений 6 и 10 имеется несложное прямое комбинаторное доказательство (см. доказательство утверждения 10 в решениях). Однако для большей части утверждений этого текста доказательство, не использующее комбинаторную теорему о нулях, неизвестно (или сложно).
Доказательство утверждения 6. Обозначим $n=100$. Определим многочлен
[…]
Имеем $\deg f=n$. Так как $n$етно, то в многочлене $f$оэффициент при одночлене $x_{1}\cdots x_{n}$авен $2\neq 0$. Значит, по утверждению 5.b для множеств чисел, записанных в вершинах, найдутся такие числа $a_{1},\ldots,a_{n}$, записанные в вершинах, что $f(a_{1},\ldots,a_{n})\neq 0$. Это и есть искомые числа. ∎
Теорема 7 (Алон).
Даны непустые подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset F$ногочлен $f$оэффициентами в $F$т $n$еременных степени менее $|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n$.
(a) Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in F\setminus\{0\}$, где $\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, для которых
$\sum_{\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}}\frac{f(\alpha)}{P(\alpha)}.$
(b) Если $f$е зануляется хотя бы в одной точке множества $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то он не зануляется хотя бы в двух его точках.
П. (b) следует из п. (a). Для доказательства теорем 7.a и 7.a требуется лемма 8.b.
Теорема 7 (Алон).
Даны непустые подмножества $A_{1},\ldots,A_{n}\subset F$ногочлен $f$оэффициентами в $F$т $n$еременных степени не более $|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n$.
(a) Тогда существуют (не зависящие от $f$) $P(\alpha)\in F\setminus\{0\}$, где $\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, для которых коэффициент при одночлене $x_{1}^{|A_{1}|-1}\cdots x_{n}^{|A_{n}|-1}$авен
$\sum_{\alpha\in A_{1}\times\ldots\times A_{n}}\frac{f(\alpha)}{P(\alpha)}=0.$
(b) Если $f$ануляется на $A_{1}\times\ldots\times A_{n}$, то коэффициент при одночлене $x_{1}^{|A_{1}|-1}\cdots x_{n}^{|A_{n}|-1}$авен нулю.
Далее $A\subset F$ — любое конечное подмножество. Для $a\in A$бозначим
$Aa=\prod\limits_{b\in A,\ b\neq a}(a-b).$
Лемма 8.
(a) (Интерполяционная формула Лагранжа) Для любых подмножества $A\subset F$ногочлена $f$оэффициентами в $F$т одной переменной степени менее $|A|$меем
$f(x)=\sum_{a\in A}\frac{f(a)\prod\limits_{b\in A,\ b\neq a}(x-b)}{Aa}.$
(b) Для любого подмножества $A\subset F$меем
$\sum_{a\in A}\frac{a^{m}}{Aa}=\begin{cases}0,&m<|A|-1;\\ 1,&m=|A|.\end{cases}$
Доказательство. (a) В обеих частях равенства написаны многочлены степени менее $|A|$. Они совпадают во всех точках множества $A$, следовательно они равны. (Заметим, что при $F={\mathbb{Z}}_{p}$ ${\mathbb{Z}}_{p}$е существует $p+1$опарно различных вычетов.)
(b) Подставим в п. (a) многочлен $f(x)=x^{m}$ри $m<|A|$:
$x^{m}=\sum_{a\in A}\frac{a^{m}\prod_{b\in A\setminus\{a\}}(x-b)}{Aa}.$
Приравняв коэффициенты обеих частей при $x^{|A|-1}$, получаем требуемое равенство. ∎
Доказательство теорем 7.a и 7.a. Обозначим $P(\alpha):=A_{1}\alpha_{1}\cdot\ldots\cdot A_{n}\alpha_{n}$. Ввиду линейности достаточно доказать каждую из теорем для $f(x_{1},\ldots,x_{n})=x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$. В этом случае выражение в формуле можно разложить на множители
$\sum_{\alpha_{1}\in A_{1}}\cdots\sum_{\alpha_{n}\in A_{n}}\frac{\alpha_{1}^{k_{1}}\cdots\alpha_{n}^{k_{n}}}{P(\alpha)}=\sum_{\alpha_{1}\in A_{1}}\frac{\alpha_{1}^{k_{1}}}{A_{1}\alpha_{1}}\cdot\ldots\cdot\sum_{\alpha_{n}\in A_{n}}\frac{\alpha_{n}^{k_{n}}}{A_{n}\alpha_{n}}.$
Используем формулу 8.b. Если $k_{i}<|A_{i}|-1$ля некоторого $i$, то один из множителей равен нулю. Иначе $k_{i}=|A_{i}|-1$ля любого $i$, тогда каждый из множителей равен $1$. ∎
Замечания. (a) Приведённое доказательство теорем Алона 7 и 7 отлично от имеющегося в [A, C, D].
(b) Теоремы Алона являются естественным обобщением интерполяционной формулы Лагранжа 8.a. В [KP] это подмечено, и теорема Алона 7.a применена к вычислению коэффициентов некоторого многочлена. В [P] обобщается следующее <<качественное следствие>> интерполяционной формулы Лагранжа 8.a: многочлен степени $n$т одной переменной задается своими значениями в $n+1$очке (ср. теорему 7.b); обобщение применяется к комбинаторным тождествам.
(c) Многочлен $f$т переменных $x_{1},\ldots,x_{n}$азовем $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом, если среди его одночленов $x_{1}^{k_{1}}\cdots x_{n}^{k_{n}}$, отличных от $x_{1}^{d_{1}}\cdots x_{n}^{d_{n}}$, нет таких, что $k_{i}\geqslant d_{i}$ля всех $i\in\{1,\ldots,n\}$. В теоремах Алона 7 и 7 обозначим $d_{i}=|A_{i}|-1$ля $i=1,\ldots,n$. Тогда условия на степень многочлена можно ослабить соответственно до следующих
$\bullet$ $f$вляется $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом и коэффициент при $x_{1}^{d_{1}}\cdots x_{n}^{d_{n}}$авен нулю;
$\bullet$ $f$вляется $(d_{1},\ldots,d_{n})$-многочленом.
2. Применяем комбинаторную теорему о нулях
Задача 9 (теорема Эрдеша-Гинзбурга-Зива).
Для всякого простого $p$юбой набор из $12p-$ 1 целых чисел содержит $p$исел, сумма которых делится на $p$.
Этот забавный факт вытекает из следующего <<теоретического>> результата (хотя может быть доказан и независимо).
Задача 10 (Теорема Коши-Давенпорта).
Пусть $p$ростое и $A,B\subset{\mathbb{Z}}_{p}$епусты. Обозначим $A+B=\{a+b\,:\,a\in A,\;b\in B\}$. Тогда $|A+B|\geqslant\min(|A|+|B|-1,p)$.
Указание. Обозначим
$f(x,y)=\prod_{c\in A+B}(x+y-c).$
Тогда $f(x,y)=0$ри всех $x\in A$, $y\in B$.
Задача 11.
Пусть $p$ростое и $A,B\subset{\mathbb{Z}}_{p}$епусты. Обозначим
$A\dotplus B=\{a+b\,:\,a\in A,\;b\in B,\;a\neq b\}.$
(a) (Гипотеза Эрдеша-Хайльбронна) Имеем $|A\dotplus A|\geqslant\min(2|A|-3,p).$
(b) Если $A\neq B$, то $|A\dotplus B|\geqslant\min(|A|+|B|-2,p)$.
Указание. П. (a) сводится к п. (b). П. (b) сводится к случаю $|A|\neq|B|$, который доказывается при помощи теоремы 7.b.
Задача 12.
(a) (Международная олимпиада 2007/6) Найдите наименьшее целое $k$, такое что в пространстве ${\mathbb{R}}^{3}$меется $k$лоскостей, объединение которых не содержит точку $(0,0,0)$, но содержит все остальные точки $(a,b,c)\in{\mathbb{Z}}^{3}$, такие что $0\leqslant a,b,c\leqslant n$.
(b) (теорема Олсона) Пусть $p$ростое. Найдите наименьшее целое $m$, для которого среди любых $m$екторов из ${\mathbb{Z}}_{p}^{k}$ (не обязательно различных) найдутся несколько векторов с нулевой суммой.
Задача 13.
Пусть $p$ростое, степень каждой вершины графа меньше $2p$, а средняя степень больше $22p-$ 2. Тогда имеется подграф, степень каждой вершины которого равна $p$.
Задача 14.
Пусть $k$ $n$ — целые положительные числа.
(a) Если $12k\leqslant n+$ 1, то для любых $a_{1},\ldots,a_{k}\in{\mathbb{Z}}_{n}$ (не обязательно различных) существует перестановка $\sigma$ножества $\{1,\ldots,k\}$акая, что вычеты $a_{1}+\sigma(1),\ldots,a_{k}+\sigma(k)\in{\mathbb{Z}}_{n}$опарно различны.
(b) Найдите коэффициент при одночлене $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$ногочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant n}(x_{i}-x_{j})^{2}.$
(c) (гипотеза Сневиля, доказанная Алоном) Пусть $p$ — нечётное простое число, $k<p$ычеты $b_{1},\ldots,b_{k}\in{\mathbb{Z}}_{p}$опарно различны. Тогда для любых $a_{1},\ldots,a_{k}\in{\mathbb{Z}}_{p}$ (не обязательно различных) найдётся перестановка $\sigma$ножества $\{1,\ldots,k\}$акая, что вычеты $a_{1}+b_{\sigma(1)},\ldots,a_{k}+b_{\sigma(k)}\in{\mathbb{Z}}_{p}$опарно различны.
Здесь п. (b) — подсказка к п. (a), а п. (c) — обобщение п. (a).
Задача 15.
Каждое из данных $12^{n}+$ 1 конечных множеств покрашено в один из двух цветов. Оба цвета встречаются. Тогда найдётся не менее $2^{n}$опарно различных множеств (не обязательно из данных), которые являются симметрическими разностями некоторых разноцветных множеств. (Напомним, что симметрическая разность двух множеств есть множество элементов, принадлежащих ровно одному из них.)
Решения задач
В решениях задач 9, 10, 11, 12.b, 13 равенства являются равенствами вычетов по модулю $p$ли многочленов с коэффициентами в ${\mathbb{Z}}_{p}$.
9. Если среди данных $12p-$ 1 чисел найдутся $p$исел, дающих одинаковые остатки от деления на $p$, то возьмем их. Иначе упорядочим остатки $x_{1}\geqslant x_{2}\geqslant\ldots\geqslant x_{2p-1}$т деления данных чисел на $p$. Обозначим $M_{p}=\{x_{p}\}$ $M_{i}=\{x_{i},x_{p+i}\}$ля $i=1,\ldots,p-1$. Индукцией по $n$омощью теоремы Коши-Давенпорта 10 нетрудно получить, что
$|A_{1}+\ldots+A_{n}|\geqslant\min(|A_{1}|+\ldots+|A_{n}|-n+1,p).$
для любых непустых подмножеств $A_{1},\ldots,A_{n}\subset{\mathbb{Z}}_{p}$. Поэтому $|M_{1}+\ldots+M_{p}|=p$. Значит, $0\in A_{1}+\ldots+A_{p}$.
10. Набросок доказательства, не использующего теоремы 7. Можно считать, что $|A|\leqslant|B|$. Проведём индукцию по $|A|$. База $|A|=1$чевидна.
Переход. Пусть $|A|>1$. Если $B={\mathbb{Z}}_{p}$, то теорема очевидна. Иначе, ввиду простоты числа $p$, существует такое $x$, что для $A^{\prime}:=A+x$ыполнено $A^{\prime}\cap B\neq\varnothing$ $A^{\prime}\not\subset B$. Тогда по индукции можно перейти к паре множеств $(A^{\prime}\cap B,A^{\prime}\cup B)$. ∎
10. Предположим противное. Обозначим $a:=|A|$, $b:=|B|$, $C:=A+B$.
Если $a+b-1>p$, то возьмем непустые подмножества $A^{\prime}\subset A$ $B^{\prime}\subset B$, для которых $|A^{\prime}|+|B^{\prime}|=p-1$. Поскольку $A^{\prime}+B^{\prime}\subset C$ $\min(|A|+|B|-1,p)=\min(|A^{\prime}|+|B^{\prime}|-1,p)$, мы свели задачу к случаю $a+b-1=p$. Далее считаем, что $a+b-1\leqslant p$.
С помощью похожих рассуждений можно также считать, что $|C|=a+b-2$.
Обозначим
$f(x,y)=\prod_{c\in C}(x+y-c).$
Ясно, что $f(x,y)=0$ри всех $x\in A$, $y\in B$. Тогда по теореме 7.b коэффициент при $x^{a-1}y^{b-1}$авен нулю. Но этот коэффициент равен (${a+b-2\choose a-1}$, что не делится на $p$. Противоречие.
11. (a) Возьмём произвольный элемент $a\in A$. Тогда $A\dotplus A=A\setminus\{a\}\dotplus A$, и мы свели задачу к пункту (b).
(b) Предположим противное. Обозначим $a:=|A|$, $b:=|B|$, $C:=A\dotplus B$. Если $a+b-2>p$, то аналогично доказательству теоремы Коши-Давенпорта 10 удалим из множеств $A$ли $B$акие-нибудь элементы и сведем задачу к случаю $a+b-2=p$. Итак, пусть $|C|\leqslant a+b-3<p$. Обозначим
$f(x,y)=(x-y)\prod_{c\in C}(x+y-c).$
Понятно, что $f(a,b)=0$ри всех $a\in A$, $b\in B$. Тогда по теореме 7.b коэффициент при $x^{a-1}y^{b-1}$авен нулю. С другой стороны, он равен (${a+b-3\choose a-2}-{a+b-3\choose a-1}$.
При $a\neq b$та разность не делится на $p$. Противоречие. (Этого достаточно для п. (а).)
Пусть теперь $a=b$. Если $A\cap B=\varnothing$, то применим теорему Коши-Давенпорта 10. Иначе перейдём ко множествам $(A^{\prime},B^{\prime})=(A\cap B,A\cup B)$. Нетрудно видеть, что
[…]
Таким образом, мы свели задачу к случаю $a\neq b$.
12. (a) Ответ: $3n$.
В качестве примера возьмем
  • $n$лоскостей $x=a$, $1\leqslant a\leqslant n$;
  • $n$лоскостей $y=b$, $1\leqslant b\leqslant n$;
  • $n$лоскостей $z=c$, $1\leqslant c\leqslant n$.
Пусть теперь $k<3n$ножество $M$окрыто $k$лоскостями с уравнениями $a_{i}x+b_{i}y+c_{i}z+d_{i}=0$. Обозначим
$f(x,y,z)=\prod_{i=1}^{k}(a_{i}x+b_{i}y+c_{i}z+d_{i}).$
Тогда $\deg f=k<3n$. Этот многочлен равен нулю во всех точках множества $\{0,1,\ldots,n\}^{3}$, кроме, быть может, точки $(0,0,0)$. Тогда по теореме 7.b и в точке $(0,0,0)$н равен нулю. Значит, некоторая плоскость содержит точку $(0,0,0)$.
(b) Ответ: $k(p-1)+1$.
Ясно, что $m>k(p-1)$, поскольку можно выбрать базисные векторы $e_{1}$, $e_{2}$, $\ldots$, $e_{k}$о $p-1$аз.
Рассмотрим произвольные $m=k(p-1)+1$екторов $v_{1},\ldots,v_{m}\in\mathbb{Z}_{p}^{k}$. Покажем, что можно выбрать несколько из них с нулевой суммой. Сумма нескольких из этих векторов — это линейная комбинация $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}$, где $\varepsilon_{i}\in\{0,1\}$ля $i\in\{1,\ldots,m\}$. Обозначим $j$-ю координату вектора $v_{i}$ерез $v_{ij}$ля $i\in\{1,\ldots,m\}$, $j\in\{1,\ldots,k\}$. Если $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}\neq 0$, то существует такое $j\in\{1,\ldots,m\}$, что $\varepsilon_{1}v_{1j}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{mj}\neq 0$. Рассмотрим $m-1=k(p-1)$иперплоскостей, заданных уравнениями
[…]
Аналогично п. (a) эти гиперплоскости не могут покрывать все точки куба $\{0,1\}^{m}$, кроме точки $(0,\ldots,0)$. Значит, существует точка $\varepsilon_{1},\ldots,\varepsilon_{m}\in\{0,1\}^{m}$, не лежащая ни в одной из построенных $k(p-1)$иперплоскостей. Тогда $\varepsilon_{1}v_{1}+\ldots+\varepsilon_{m}v_{m}=0$.
13. Обозначим через $V$ $E$ножества вершин и рёбер данного графа. Для каждого ребра $e\in E$ведем переменную $x_{e}$. Определим многочлен
$f(x)=\prod_{v\in V}\left(\left(\sum_{e\in E\,:\,v\in e}x_{e}\right)^{p-1}-1\right).$
Имеем $f(0,\ldots,0)\neq 0$. Кроме того, $\deg f\leqslant|V|(p-1)<|E|$ (если граф имеет изолированную вершину, то в определении многочлена $f$уммирование ведется по пустому множеству, поэтому степень многочлена $f$е равна $|V|(p-1)$). Значит, по теореме 7.b многочлен принимает ненулевое значение ещё хотя бы в одной точке $z\in\{0,1\}^{|E|}$. Удалим из графа все те рёбра $e$, для которых $z_{e}=1$. Если появились изолированные вершины, то удалим их. Получим искомый подграф.
14. (a) Для $x_{i},x_{j}\in\{1,\ldots,k\}$меем $|x_{i}-x_{j}|\leqslant k-1\leqslant(n-1)/2<n/2$
$x_{i}+a_{i}\not\equiv x_{j}+a_{j}\,\,(\operatorname{mod}\,n)\quad\Leftrightarrow\quad x_{j}-x_{i}\not\equiv a_{i}-a_{j}\,\,(\operatorname{mod}\,n)\quad\Leftrightarrow\quad x_{j}-x_{i}\neq r_{ij},$
где $r_{ij}$бозначает число, сравнимое с $a_{i}-a_{j}$о модулю $n$, из интервала $(-n/2,n/2]$. Таким образом, достаточно показать, что существуют различные $x_{1},\ldots,x_{k}\in\{1,\ldots,k\}$акие, что $x_{j}-x_{i}\neq r_{ij}$ля любых $1\leqslant i<j\leqslant k$. Ввиду теоремы 7.b достаточно показать, что коэффициент при мономе $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$ногочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})(x_{j}-x_{i}-r_{ij})$
не равен нулю. Так как этот коэффициент совпадает с коэффициентом при том же мономе многочлена
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{j}-x_{i})^{2},$
то нужное вытекает из ответа на п. (b).
(b) Ответ: $k!(-1)^{{k\choose 2}}$.
Для доказательства воспользуемся формулой (для определителя Вандермонда)
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{i}-x_{j})=\sum_{\sigma}\operatorname{sgn}\sigma\cdot x_{\sigma(1)}^{0}\cdots x_{\sigma(k)}^{k-1},$
где $\sigma$робегает все перестановки множества $\{1,\ldots,k\}$, а $\operatorname{sgn}\sigma$ — знак перестановки. Тогда
$\prod_{1\leqslant i<j\leqslant k}(x_{i}-x_{j})^{2}=\left(\sum_{\sigma}\operatorname{sgn}\sigma\cdot x_{\sigma(1)}^{0}\cdots x_{\sigma(k)}^{k-1}\right)\cdot\left(\sum_{\pi}\operatorname{sgn}\pi\cdot x_{\pi(1)}^{0}\cdots x_{\pi(k)}^{k-1}\right).$
При раскрытии скобок моном $x_{1}^{k-1}\cdots x_{k}^{k-1}$рисутствует только в произведении слагаемых, соответствующих всем тем перестановкам $\sigma$ $\pi$, для которых $\pi=\sigma\alpha$, где $\alpha(j)=k+1-j$ри любом $j$. Для таких перестановок $\operatorname{sgn}\sigma\cdot\operatorname{sgn}\pi=\operatorname{sgn}\alpha=(-1)^{{k\choose 2}}$. Поэтому искомый коэффициент равен $k!(-1)^{{k\choose 2}}$.
Литература
[A] N. Alon, Combinatorial Nullstellensatz, Combin. Probab. Comput. 8 (1999), 7–29,
[C] E. Chen, Combinatorial Nullstellensatz,
[D] В. Димитров. Combinatorial Nullstellensatz, стр. 416-425 в книге <<Петербургские олимпиады школьников по математике 2003-2005>>. СПб: Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2007.
[KP] Р. Н. Карасёв, Ф. В. Петров. Ещё раз о комбинаторной теореме о нулях, стр. 116-120 в книге <<Задачи Санкт-Петербургской олимпиады по математике 2010 года>>. СПб: Невский Диалект, БХВ-Петербург, 2007.
[KS] A. Kezdy, H. Snevily, Distinct Sums Modulo $n$ and Tree Embeddings, Combin. Probab. Comput. 11 (2002), 35–42,
[P] Ф. В. Петров. Восстановление многочлена по его значениям, стр. 98-106 в книге <<Задачи Санкт-Петербургской олимпиады школьников по математике 2015 года>>. М.: МЦНМО, 2015.
[R14] А.М. Райгородский, Проблема Борсука, М.: МЦНМО, 2014.
[R15] А.М. Райгородский, Линейно-алгебраический метод в комбинаторике, М.: МЦНМО, 2015.
[S] А. Скопенков, Короткое опровержение гипотезы Борсука, Мат. Просвещение, 17 (2013), 88–92, http://arxiv.org/abs/0712.4009