\begin{thebibliography}{10}

\bibitem{hop2} Hopkins N. C., {\it Generalizes Derivations of Nonassociative
Algebras}, Nova J. Math. Game Theory Algebra \textbf{5} (1996), \No3, 215--224.

\bibitem{fi} Филиппов В. Т., Об алгебрах Ли, удовлетворяющих тождеству 5-ой степени, Алгебра и логика, {\bf 34} (1995), \No 6, 681--705.

\bibitem{Fil} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях алгебр Ли}, Сиб. матем. ж.
\textbf{39} (1998), \No 6, 1409--1422.

\bibitem{Fill} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях первичных алгебр Ли}, Сиб. матем. ж.
\textbf{40} (1999), \No 1, 201--213.

\bibitem{Filll} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях первичных альтернативных и
мальцевских алгебр}, Алгебра и Логика \textbf{39} (2000), \No 5,
618--625.

\bibitem{kay} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-дифференцированиях простых конечномерных йордановых супералгебр}, 
Алгебра и логика \textbf{46} (2007), \No 5, 585--605. [ http://arxiv.org/abs/1010.2419 ]

\bibitem{kay_lie} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-дифференцированиях классических супералгебр Ли}, Сиб. матем. ж. \textbf{50} (2009), \No 3, 547--565. [ http://arxiv.org/abs/1010.2807 ]

\bibitem{kay_lie2} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-супердифференцированиях простых конечномерных йордановых и лиевых супералгебр}, Алгебра и логика \textbf{49} (2010), \No 2, 195--215. [ http://arxiv.org/abs/1010.2423 ]

\bibitem{kay_ob_kant} Кайгородов И. Б., \textit{Об обобщенном дубле Кантора}, Вестник Самарского гос. университета {\bf 78}  (2010), \No 4, 42--50. [ http://arxiv.org/abs/1101.5212 ]

\bibitem{kay_zh} Желябин В. Н., Кайгородов И. Б., \textit{О $\delta$-супердифференцированиях простых супералгебр йордановой скобки}, Алгебра и анализ 
{\bf 23} (2011), \No 4, 40--58.

\bibitem{Zus} Zusmanovich~P., 
\textit{On $\delta$-derivations of Lie algebras and superalgebras}, J. of Algebra {\bf 324} (2010), \No 12, 3470--3486. 
[ http://arxiv.org/abs/0907.2034 ]

\bibitem{kay_obzor} Кайгородов И. Б., \textit{О $\delta$-дифференцированиях алгебр и супералгебр}, 
"Проблемы теоретической и прикладной математики", Труды 41-ой Всероссийской молодежной школы-конференции,  29--33. 
URL: http://home.imm.uran.ru/digas/School-2010\_A5.pdf

\bibitem{kant} Кантор~И.~Л., 
\textit{Йордановы и лиевы супералгебры, определяемые алгеброй Пуассона}, Алгебра и анализ, Томск, изд-во
ТГУ (1989), 89--126.
  
\bibitem{Kacc} Kac~V.~G., 
\textit{Сlassification of simple $\mathbb{Z}$-graded Lie superalgebras and simple Jordan superalgebras}, 
Comm. Algebra \textbf{13} (1977), 1375--1400.

\bibitem{RZ} Racine~M. L., Zelmanov~E. I.,
\textit{Simple Jordan superalgebras with semisimple even part}, J. of Algebra {\bf 270} (2003), \No 2, 374--444.

\bibitem{Zelmanov-Martines} Martines~C., Zelmanov~E.,
\textit{Simple finite-dimensional Jordan superalgebras of prime
characteristic}, J. of Algebra \textbf{236} (2001), \No 2, 575--629.

\bibitem{Zel_ssjs} Zelmanov E., \textit{Semisimple finite dimensional Jordan superalgebras}, (English)
[A] Fong, Yuen (ed.) et al., Lie algebras, rings and related topics. Papers of the 2nd Tainan-Moscow 
international algebra workshop '97, Tainan, Taiwan, January 11--17, 1997. Hong Kong: Springer (2000), 227--243. 


\
\end{thebibliography}

\documentclass[10pt,twoside,a4paper]{article}
\usepackage[russian]{babel}
\usepackage{amsmath,amsfonts,amscd,amssymb,latexsym}
\usepackage[russian]{babel}
\usepackage{amsmath,amsfonts,amscd,amssymb,latexsym}
\begin{document}
\sloppy

\begin{center}

{\large\bf $\delta$-SUPERDERIVATIONS OF SEMISIMPLE JORDAN SUPERALGEBRAS}\\

\hspace*{8mm}

{\large\bf Ivan Kaygorodov}

\

{\it 
Sobolev Inst. of Mathematics\\ 
Novosibirsk, Russia\\
kib@math.nsc.ru\\}

\

\

\end{center}

\begin{center} {\bf Abstract: }\end{center}                                                                    
We described $\delta$-derivations and $\delta$-superderivations of simple and semisimple finite-dimensional Jordan superalgebras over 
algebraic closed fields with characteristic $p\neq2$.
We constructed new examples of $\frac{1}{2}$-derivations and 
$\frac{1}{2}$-superderivations of simple Zelmanov's superalgebra $V_{1/2}(Z,D).$

\

{\bf Key words:} $\delta$-(super)derivation, Jordan superalgebra.



\begin{center}
\textbf{ В в е д е н и е }
\end{center}

Антидифференцирования, то есть такие линейные отображения $\mu$ алгебры $A$, что $$\mu(xy)=-\mu(x)y-x\mu(y),$$
изучались в работах \cite{hop2, fi}. Впоследствии, в работах В. Т. Филиппова было введено понятие $\delta$-дифференцирования,
то есть такого линейного отображения $\phi$ алгебры $A,$ что для фиксированного элемента $\delta$ из основного поля и произвольных элементов 
$x,y \in A$ верно 
$$\phi(xy)=\delta(\phi(x)y+x\phi(y)).$$ Он рассматривал $\delta$-дифференцирования первичных лиевых, альтернативных и мальцевских
нелиевых алгебр \cite{Fil, Fill, Filll}. В дальнейшем, 
$\delta$-дифференцирования йордановых алгебр и супералгебр, а также 
простых супералгебр Ли рассматривались И. Б. Кайгородовым в работах \cite{kay, kay_lie, kay_lie2,kay_ob_kant}; 
$\delta$-супердифференцирования супералгебр йордановой скобки рассматривались И. Б. Кайгородовым и В. Н. Желябиным в работе \cite{kay_zh}; 
П. Зусманович рассматривал $\delta$-супердифференцирования первичных супералгебр Ли в \cite{Zus}. 
Отметим, что в \cite{kay_obzor} сделан подробный обзор, посвященный изучению $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований. 

В данной работе дается полное описание $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований простых конечномерных 
неунитальных йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики $p>2.$ В результате мы имеем полное описание 
$\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований полупростых конечномерных йордановых супералгебр над алгебраически
замкнутым полем характеристики отличной от 2. В частности показано, что полупростые конечномерные йордановы супералгебры 
над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль не имеют нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований.

\begin{center} 
\textbf{ \S 1 Основные факты и определения. } 
\end{center}
\medskip

Пусть $F$ --- поле
характеристики $p \neq 2$. Алгебра $A$ над полем $F$
называется йордановой, если она удовлетворяет тождествам
\begin{eqnarray*} xy=yx,&& (x^{2}y)x=x^{2}(yx).
\end{eqnarray*}
Пусть  $G$ --- алгебра Грассмана над $F$, заданная
образующими $1,\xi_{1},\ldots ,\xi_{n},\ldots $ и определяющими
соотношениями: $\xi_{i}^{2}=0, \xi_{i}\xi_{j}=-\xi_{j}\xi_{i}.$ Элементы
$1, \xi_{i_{1}}\xi_{i_{2}}\ldots \xi_{i_{k}}, i_{1}<i_{2}< \ldots
<i_{k},$ образуют базис алгебры $G$ над $F$. Обозначим через
$G_{0}$ и $G_{1}$ подпространства, порожденные
соответственно произведениями четной и нечетной длинны; тогда
$G$ представляется в виде прямой суммы этих подпространств:
$G = G_{0}\oplus G_{1}$, при этом справедливы
соотношения $G_{i}G_{j} \subseteq G_{i+j(mod 2)},
i,j=0,1.$ Иначе говоря, $G$ является $\mathbb{Z}_{2}$-градуированной
алгеброй (или супералгеброй) над $F$. 

Пусть теперь $A=A_{0} \oplus A_{1}$ --- произвольная супералгебра над
$F$. Рассмотрим тензорное произведение $F$-алгебр $G \otimes
A$. Его подалгебра
\begin{eqnarray*}G(A)&=&G_{0} \otimes
A_{0} + G_{1} \otimes A_{1}
\end{eqnarray*}
называется грассмановой оболочкой супералгебры $A$.

Пусть $\Omega$ --- некоторое многообразие алгебр над $F$.
Супералгебра $A=A_{0} \oplus A_{1}$ называется $\Omega$-супералгеброй,
если ее грассманова оболочка $G(A)$ является алгеброй из
$\Omega$. В частности, $A=A_{0}\oplus A_{1}$ называется йордановой
супералгеброй, если ее грассманова оболочка $G(A)$ является
йордановой алгеброй. Далее для однородного элемента $x$ супералгебры $A=A_0 \oplus A_1$ будем считать $p(x)=i,$ 
если $x\in A_i$, а для элемента $x \in A=A_0 \oplus A_1$ через $x_i$ обозначим проекцию на $A_i.$

Классификация простых конечномерных йордановых супералгебр над
алгебраически замкнутым полем характеристики ноль была приведена в
работах И. Кантора и В. Каца \cite{kant,Kacc}. В последствии 
М. Расином и Е. Зельмановым \cite{RZ}, были
описаны простые конечномерные йордановы супералгебры с полупростой
четной частью над алгебраически замкнутым полем характеристики
отличной от 2. В работе Е. Зельманова и К. Мартинез
\cite{Zelmanov-Martines} была дана классификация простых унитальных
конечномерных йордановых супералгебр с неполупростой четной частью
над алгебраически замкнутым полем характеристики $p>2$. Простые неунитальные конечномерных йордановы 
супералгебры над алгебраически замкнутым полем характеристики $p>2$ были описаны в работе Е. Зельманова \cite{Zel_ssjs}. 
Также, в этой работе была предъявлена структура полупростых конечномерных йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым 
полем характеристики $p \neq 2.$

\medskip

Приведем некоторые примеры йордановых супералгебр. 

\medskip

\textbf{1.1. Супералгебра векторного типа $J(\Gamma, D)$.} Пусть $\Gamma=\Gamma_0 \oplus \Gamma_1$ --- ассоциативная суперкоммутативная
унитальная супералгебра с ненулевым четным дифференцированием $D$. 
 Рассмотрим $J(\Gamma, D)=\Gamma \oplus \Gamma x$ --- прямую сумму пространств, где $\Gamma x$ --- изоморфная копия пространства $\Gamma.$
Тогда операция умножения на $J(\Gamma, D),$ которую мы обозначем через $\cdot$, определяется формулами
$$a\cdot b=ab, \ a\cdot bx=(ab)x, \ ax\cdot b=(-1)^{p(b)}(ab)x, \ ax \cdot bx = (-1)^{p(b)}(D(a)b-aD(b)),$$
где $a,b$ однородные элементы из $\Gamma$ и $ab$ --- произведение в $\Gamma$. 

В дальнейшем, нас будет интересовать случай $\Gamma=B(m),$ где $B(m)=F[a_1, \ldots, a_m | a_i^p=0]$ --- 
алгебра усеченных многочленов от $m$ четных переменных над полем характеристики $p>2$.

\medskip

\textbf{1.2. Супералгебра Каца.} Простая девятимерная супералгебра Каца $K_{9}$ над полем
характеристики 3 определяется следующим образом:
\begin{center}

$K_{9} = A \oplus M, (K_{9})_{0}=A, (K_{9})_{1}=M$,\\
$A=Fe + Fuz + Fuw + Fvz + Fvw,$\\
$M= Fz + Fw + Fu + Fv$ .\end{center}

Умножение задано условиями:
\begin{center}
$e^{2}= e, e$ --- единица алгебры $A, em= \frac{1}{2} m$, для
любого $m \in M,$

$ [u,z] = uz, [u,w]=uw, [v,z]=vz, [v,w]=vw,$

$ [z,w]= e, [u,z]w= -u, [v,z]w= -v, [u,z] [v,w]=2e$,
\end{center} а все остальные ненулевые произведения получаются из
приведенных либо применением одной из кососимметрий $z
\leftrightarrow w, u \leftrightarrow v$, либо применением
одновременной подстановки $z \leftrightarrow  u, w \leftrightarrow
v$. Отметим, что супералгебра $K_9$ не является унитальной.

\medskip
\textbf{1.3. Супералгебра $V_{1/2}(Z,D)$.} Пусть $Z$ --- ассоциативно-коммутативная $F$-алгебра с единицей $e$ и дифференцированием $D: Z \rightarrow Z,$ 
удовлетворяющая двум условиям

i) $Z$ не имеет собственных $D$-инвариантных идеалов,

ii) $D$ обнуляет только элементы вида $Fe.$

Рассмотрим $Zx$ как изоморфную копию алгебры $Z$. Определим на векторном пространстве $V(Z,D)=Z+Zx$ структуру супералгебры. 
Положим $A=Z$ и $M=Zx$ --- соответственно четная и нечетная части. Умножение $\cdot$ зададим следующим образом 
$$a\cdot b =ab, a\cdot bx =\frac{1}{2} (ab)x, ax \cdot bx =D(a)b-aD(b),$$ для произвольных элементов $a,b \in Z.$ Полученную супералгебру 
будем обозначать как $V_{1/2}(Z,D).$

\medskip 

Как было отмечено выше, для фиксированного элемента $\delta$ из основного поля, под $\delta$-дифференцированием супералгебры
 $A$ мы понимаем линейное отображение $\phi:A\rightarrow A,$ которое при произвольных $x,y \in A$ удовлетворяет условию
$$\phi(xy)=\delta(\phi(x)y+x\phi(y)).$$

Под центройдом $\Gamma(A)$ супералгебры $A$ мы будем понимать множество всех линейных отображений $\chi: A \rightarrow A,$ 
при произвольных $a,b \in A$ удовлетворяющих условию
$$\chi(ab)=\chi(a)b=a\chi(b).$$

Определение 1-дифференцирования совпадает с обычным определением дифференцирования; 0-дифференцированием является произвольный
эндоморфизм $\phi$ алгебры $A$ такой, что $\phi(A^{2})=0$. Ясно, что любой элемент центроида супералгебры является $\frac{1}{2}$-дифференцированием.

Ненулевое $\delta$-дифференцирование $\phi$ будем считать нетривиальным $\delta$-дифференцированием, если $\delta \neq 0,1$ и $\phi \notin \Gamma(A).$

Под суперпространством мы понимаем $\mathbb{Z}_{2}$-градуированное пространство. 
Рассматривая пространство эндоморфизмов $End(A)$ супералгебры $A$, мы можем задать $\mathbb{Z}_2$-градуировку,
положив четными отображения $\phi,$ такие, что $\phi(A_i) \subseteq A_i,$ а под нечетными подразумевать отображения $\phi,$
такие что $\phi(A_i) \subseteq A_{i+1}.$
Однородный элемент $\psi$ суперпространства $End(A)$ называется
супердифференцированием, если для однородных $x,y \in A_0 \cup A_1$ выполненно
$$\psi(xy)=\psi(x)y+(-1)^{p(x)p(\psi)}x\psi(y).$$

Для фиксированного элемента $\delta \in F$ определим понятие $\delta$-супердиффе\-ренци\-рова\-ния супералгебры $A=A_0 \oplus A_1$. Однородное линейное отображение $\phi : A \rightarrow A$ 
будем называть \textit{$\delta$-супердиф\-фе\-рен\-ци\-ро\-ванием}, если для однородных $x,y \in A_0 \cup A_1$ выполнено
\begin{eqnarray*} \phi (xy)&=&\delta(\phi(x)y+(-1)^{p(x)p(\phi)}x\phi(y)).\end{eqnarray*}

Рассмотрим супералгебру Ли $A=A_0 \oplus A_1$ с умножением $[ . , . ]$ и зафиксируем элемент $x \in A_i$. 
Тогда $R_x: y \rightarrow [x,y]$ является супердифференцированием супералгебры $A$ и его четность $p(R_{x})=i.$

Под суперцентроидом $\Gamma_{s}(A)$ супералгебры $A$ мы будем понимать множество всех однородных линейных отображений $\chi: A \rightarrow A,$ для произвольных однородных элементов $a,b$ удовлетворяющих условию

$$\chi(ab)=\chi(a)b=(-1)^{p(a)p(\chi)}a\chi(b).$$

Определение 1-супердифференцирования совпадает с определением обычного супердифференцирования; 0-супердифференцированием
является произвольный эндоморфизм $\phi$ супералгебры $A$ такой,
что $\phi(A^{2})=0$. Ненулевое $\delta$-супердифференцирование будем считать нетривиальным, если 
$\delta\neq 0,1$ и $\phi \notin \Gamma_s(A).$

Легко видеть, что четное $\delta$-супердифференцирование будет являться $\delta$-дифференцированием. Далее мы будем 
этим пользоваться дополнительно не отмечая.

\medskip
\begin{center} 
\textbf{ \S 2 $\delta$-дифференцирования и $\delta$-супердифференцирования простых конечномерных йордановых супералгебр. } 
\end{center}
\medskip

В данном параграфе мы рассмотрим $\delta$-дифференцирования и $\delta$-супердифференцирования неунитальных простых конечномерных 
йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики $p>2,$ т.е. супералгебр $K_9$ над полем характеристики 3 и супералгебры
$V_{1/2}(Z,D)$ над полем характеристики $p>2.$ В результате, учитывая результаты работ \cite{kay,kay_lie2}, мы будем иметь полное описание
$\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований простых конечномерных йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым
полем характеристики отличной от 2.

\medskip 

Далее через $\langle x,y \rangle$ обозначим векторное пространство, порожденное векторами $x,y$.

\medskip 

\textbf{ЛЕММА 1.} \emph{Супералгебра $K_9$ не имеет нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований.}

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Пусть $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование супералгебры $K_9$.  Легко видеть, что при $m \in (K_9)_1$ выполнено 
$$0=\phi(me-em)=2\delta m\phi(e)_1.$$
Следовательно, учитывая $\phi(e)_{1}u=0$ и $\phi(e)_{1}v=0,$ имеем $\phi(e)_{1}=0$. 

Рассмотрим ограничение $\phi$ на $(K_9)_0$. Заметим, что
$(K_{9})_{0}$ --- йорданова алгебра билинейной формы, по
доказанному в \cite{kay}, при $\delta=\frac{1}{2}$ получаем $\phi(x)_0=\alpha x, x \in
(K_{9})_{0}, \alpha \in F,$ в частности видим $\phi(e)_0=\alpha e,$ а при $\delta \neq \frac{1}{2}$ имеем $\phi((K_9)_0)_0=0.$

Если $\delta \neq \frac{1}{2}$ и $m \in (K_9)_1,$ то 
$$\phi(m)=2\phi(e m)=2\delta e\phi(m)=2\delta\phi(m)_0+\delta\phi(m)_1.$$
Откуда получаем $\phi(m)=0$ и $\phi(m_1m_2)=\delta\phi(m_1)m_2+\delta m_1\phi(m_2)=0,$ для произвольных $m_1,m_2 \in (K_9)_1$,
что влечет тривиальность  $\phi$.

Если $\delta=\frac{1}{2}$ и $m \in (K_9)_1,$ то 
$2\phi(m)=4\phi(em)=2e\phi(m)+\alpha m,$ что дает $\phi(m)=\phi(m)_0+\alpha m.$ 
Далее можем считать, что $\alpha=0$ и $\phi(m)=\phi(m)_0$. 
Заметим, что 
$0=\phi(m^2)=\phi(m)m$, откуда 
$$\phi(w)=\alpha_w uw +\beta_w vw, \phi(z)=\alpha_z uz + \beta_z vz,$$
$$\phi(u)=\alpha_u uz+\beta_u uw, \phi(v)=\alpha_v vw +\beta_v vz.$$

Легко видеть, что 
$$\phi(uz)=-(\phi(u)z+u\phi(z))=\beta_z z-\beta_u u,$$
откуда $$\alpha_u uz+\beta_u uw =\phi(u)=-\phi((uz)w)=(\beta_z z-\beta_u u)w+uz(\alpha_w uw+\beta_w vw)=
\beta_z e-\beta_u uw +2\beta_w e.$$
т.е. $\alpha_u=\beta_u=0.$ Аналогично получаем $\alpha_{\gamma}=\beta_{\gamma}=0,$ при $\gamma \in \{z,w,u,v\}.$ 
Таким образом, $\phi$ --- тривиально. 

Если $\phi$ --- нечетное $\delta$-супердифференцирование, то легко получить, что 
\begin{center}
$\phi(e)=\delta\phi(e)e+\delta e\phi(e)=\delta \phi(e)$ и $\phi(e)=0.$
\end{center}
Также видим, что при $\delta\neq \frac{1}{2}$ верно 
\begin{center}
$\phi(a)=\phi(ea)=\frac{\delta}{2}\phi(a)$ и $\phi(m)=2\phi(em)=2\delta\phi(m),$
\end{center}
что нам дает тривиальность $\phi$.

Пусть $\delta=\frac{1}{2}$ и для $q \in \{u,z,v,w\}$ верно
$$\phi(q)=\chi_q e+ \alpha_q uz+\beta_q uw +\gamma_q vz +\mu_q vw.$$ 
Теперь легко получить
$$\phi(u)=-\phi([u,z]w)=\phi(uz)w+(uz)\phi(w)=-(\phi(u)z-u\phi(z))w+(uz)\phi(w),$$
$$\phi(u)=\phi([u,w]z)=-(\phi(uw)z+(uw)\phi(z))=(\phi(u)w-u\phi(w))z-(uw)\phi(z).$$
Ясно, что $(\phi(u)w-u\phi(w))z-(uw)\phi(z) \in \zeta \mu_u vw +\langle e,uw, uz, vw \rangle, \zeta=\pm1,$
и $-(\phi(u)z-u\phi(z))w+(uz)\phi(w) \in \langle e,uw, uz, vw \rangle,$ то есть $\mu_u=0.$
Аналогично получаем, что $\gamma_u=0.$
Проводя аналогичные рассуждения для $v,z,w$, мы получми, что $\phi(q)=\chi_q e+ y_qq, y_q \in (K_9)_1.$

Легко заметить, что $$0=2\phi(e)=2\phi([z,w])=\phi(z)w-z\phi(w)=-\chi_zw+(y_zz)w+\chi_wz-z(y_ww),$$
а также, что $(y_zz)w-z(y_ww) \in \langle u, v \rangle,$ то есть $\chi_z=\chi_w=0.$ 
Аналогично вычисляя, имеем $\chi_u=\chi_z=0.$

Далее заметим, что $$0=\phi(e)=-\phi([u,z][v,w])=\phi(uz)vw+uz\phi(vw)=$$
$$\frac{1}{2}((\phi(u)z-u\phi(z))vw+uz(\phi(v)w-v\phi(w)))=
\zeta_1\beta_uw + \zeta_2\gamma_zv + \zeta_3\gamma_vz + \zeta_4\beta_wu,$$ где $\zeta_i$ принимает значения $+1$ или $-1$.
Отсюда имеем, что $\beta_u=\beta_w=\gamma_z=\gamma_v=0.$

Осталось отметить, что $$0=-\phi(e)=-\phi(uv)=\phi(u)v-u\phi(v)=(\alpha_u uz)v-u(\mu_v vw),$$ что дает $\mu_v=\alpha_u=0.$
Аналогично показываем, что $\phi(z)=\phi(w)=0.$ Таким образом, имеем $\phi$ --- тривиально. 
Лемма доказана.

\medskip

\textbf{ЛЕММА 2.} {\it Пусть 
$V_{1/2}(Z,D)$ супералгебра над полем характеристики 3,
 $Z$ --- ее четная часть, $\psi$ --- дифференцирование алгебры $Z$, связанное c $D$ соотношением $\psi(a)D(b)=D(a)\psi(b)$ для любых $a,b \in Z.$ 
Тогда существует $z \in Z,$ что $D(z)$ --- обратим и $\psi=cD$ при некотором $c \in Z$.}

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Легко заметить, что $D(a)\psi=\psi(a)D.$ Мы покажем, что для некоторого $z \in Z$ элемент $D(z)$ будет обратим,
откуда будем иметь $\psi=(D(z)^{-1}\psi(z))D,$ то есть искомое.

Заметим, что $D(a^{3})=3D(a)a^{2}=0.$ Отсюда, легко получить, что $a^{3}Z$ является $D$-инвариантным идеалом в $Z$.
Таким образом, либо $a^{3}Z=Z$, либо $a^{3}Z=0.$ 
Если для проивольного $a \in Z$ верно $a^{3}Z=Z,$ то $Z$ --- поле. 
В противном случае, найдется элемент $a \in Z,$ такой что $a^{3}=0.$
Рассмотрим $R= \{ a \in Z | a^{3} =0 \} \neq 0$ --- идеал в $Z$, отличный от $Z.$ 
Пусть $I \lhd Z,$ тогда любой элемент $a \in I$ не является обратимым, 
и, следовательно, $a^{3}$ не является обратимым, а также верно $a^{3}Z \lhd Z.$ 
Учитывая то, что $a^{3}Z$ является $D$-инвариантным идеалом, мы получаем $a^{3}Z=0,$
что влечет $a^{3}=0$ и $I \subseteq R$. Поэтому, что $R$ --- наибольший идеал в $Z$. 
Легко понять, что $D(R) \nsubseteq R$. Иначе бы $R$ был $D$-инвариантным идеалом и совпадал с $Z$. 
Таким образом, для некоторого $z \in R$ верно $D(z) \notin R.$
Следовательно, $D(z)$ --- обратим и, автоматически, доказывает условие леммы.

\medskip

\textbf{ЛЕММА 3.} \emph{Пусть $\phi$ --- нечетное $\frac{1}{2}$-дифференцирование или нечетное $\frac{1}{2}$-супердифференцирование
супералгебры $V_{1/2}(Z,D)$ над полем характеристики 3, заданное условиями $\phi(a)=\psi(a)x$ и $\phi(ax)=\mu(a)$. Тогда
$\mu(a)=D(\psi(a))+a\mu(e)$ и $\psi=cD$ при некотором $c\in A.$ }

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Заметим, что для произвольных $a,b \in A$ выполняется
$$\psi(ab)x=\phi(ab)=2(\phi(a)\cdot b +a \cdot \phi(b))=(\psi(a)b+a\psi(b))x,$$
то есть, $\psi$ --- дифференцирование $A.$
Также верно, что 
$$2\mu(ab)=\phi(a\cdot bx)=2(\phi(a)\cdot bx+a\cdot \phi(bx))=2(\psi(a)x \cdot bx+a\mu(b))=2D(\psi(a))b-2\psi(a)D(b)+2a\mu(b),$$
то есть 
\begin{eqnarray}\label{k}
\mu(ab)=D(\psi(a))b-\psi(a)D(b)+a\mu(b),
\end{eqnarray}
что, при $b=e$, влечет
\begin{eqnarray}\label{k2}
\mu(a)=D(\psi(a))+a\mu(e).
\end{eqnarray}
Таким образом, при подстановке (\ref{k2}) в (\ref{k}), мы имеем
$$D(\psi(ab))+ab\mu(e)=D(\psi(a))b-\psi(a)D(b)+aD(\psi(b))+ab\mu(e),$$
что, путем прямых вычислений, нам дает $$D(a)\psi(b)=\psi(a)D(b).$$
Откуда, по лемме 2, мы получаем, что $\psi=cD,$ для некоторого $c \in A$.
Лемма доказана.

\medskip 

\textbf{ЛЕММА 4.} \emph{Пусть $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование супералгебры $V_{1/2}(Z,D)$ 
над полем характеристики $p\neq 2$. Тогда $\delta=\frac{1}{2}$ и $\phi(y)=(1+p(y))z \cdot y$ для фиксированного  $z \in A \setminus  \{Fe\}.$}

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Легко заметить, что $\phi(e)=2\delta\phi(e)e=2\delta\phi(e)_0+\delta\phi(e)_1,$ т.е. 
либо $\delta \neq \frac{1}{2}$ и $\phi(e)=0,$ либо $\delta=\frac{1}{2}$ и $\phi(e) \in A.$

Если $mx \in M,$ то
$$\phi(mx)=2\phi(e \cdot mx)=2\delta\phi(e)\cdot mx+2\delta e\cdot \phi(mx)=\delta(\phi(e)m)x+2\delta \phi(mx)_0+\delta\phi(mx)_1.$$

Откуда видим, что при $\delta \neq \frac{1}{2}$ будет $\phi(M)=0,$ а при $\delta=\frac{1}{2}$ получим $\phi(mx)_1=(\phi(e)m)x.$

Для произвольного $a \in A$ верно 
$$\phi(a)=\phi(e\cdot a)=\delta\phi(e)\cdot a+\delta e\cdot \phi(a)=\delta\phi(e)\cdot a+\delta\phi(a)_0+\frac{\delta}{2}\phi(a)_1.$$

Откуда, выполнено одно из условий:\\
1) $\delta\neq \frac{1}{2},2$ и $\phi=0;$ \\
2) $\delta=2, p\neq 2,3$ и $\phi(a) \in M;$ \\
3) $\delta=\frac{1}{2}, p\neq 2,3$ и $\phi(a)=\phi(e)a;$\\
4) $\delta=\frac{1}{2}$ и $p=3.$

Покажем, что второй случай не дает нетривиальных 2-дифференцирований. Пусть $\phi$ --- 2-дифференцирование и $\phi(a)=\phi_a x,$ тогда 
$$0=\phi(a\cdot x)=2\phi(a)\cdot x=2\phi_a x \cdot x =2D(\phi_a),$$
откуда, пользуясь тем, что $D$ обнуляет только элементы вида $\alpha e,$ имеем $\phi_a=\alpha e.$

Заметим, что 
$$\phi_{a^{2}}x=\phi(a^{2})=4\phi(a)\cdot a =2(\phi_aa)x,$$ 
т. е. $\phi_a=0$ при $a \in A \setminus \{Fe\}.$ Полученное дает тривиальность $\phi$.

Рассмотрим третий случай, т.е. $\delta=\frac{1}{2}$ и $p\neq 2,3$. Ясно, что отображение $\psi$ заданное по правилу 
\begin{eqnarray}\label{12der}
\psi(a)=za, \mbox{ } \psi(mx)=(zm)x, \mbox{ для }z,a,m \in A
\end{eqnarray}
является $\frac{1}{2}$-дифференцированием. 
Поэтому, отображение $\chi$ определенное как $\chi=\phi-\psi$ также будет являться $\frac{1}{2}$-дифференцированием. Покажем, что $\chi=0.$

Легко видеть, что $\chi(A)=0$ и $\chi(mx)=\phi(mx)_0.$ Заметим, что $$0=2\chi(x \cdot x)=2\chi(x)\cdot x=\chi(x)x,$$
т.е. $\chi(x)=0.$ Следовательно, можем получить $\chi(ax)=\chi(a)\cdot x+a\cdot \chi(x)=0.$
Откуда, $\chi$ --- тривиально и $\phi$ имеет искомый вид.

Заметим, что для $\phi$, определенного по правилу (\ref{12der}), верно
$$\phi(ax \cdot bx)=\phi(D(a)b-aD(b))=z(D(a)b-aD(b))=(ax)\cdot ((bz)x)+abD(z)=(ax)\cdot\phi(bx)+abD(z).$$
Откуда видим, что $\phi$ будет являться нетривиальным $\frac{1}{2}$-дифференцированием только если $D(z)\neq 0,$ 
т.е. если $z \in A \setminus \{ Fe\}.$ Ясно, что отображение, заданное полученным образом будет также $\frac{1}{2}$-дифференцированием и над полем характеристики $p=3.$

Рассмотрим четвертый случай, т.е. $\delta=\frac{1}{2}$ и $p=3$. В силу того, что отображение, заданное формулами (\ref{12der}), является 
$\frac{1}{2}$-дифференцированием данной супералгебры над полем характеристики 3, то мы можем считать $\phi(A) \subseteq M, \phi(M) \subseteq A.$
Положим, что $\phi(a)=\psi(a)x$ и $\phi(ax)=\mu(a).$
По лемме 3, мы получаем, что $\psi=cD,$ для некоторого $c \in A$.

Для того, чтобы отображение $\phi$, заданное по правилу $\phi(a)=(cD(a))x, \phi(ax)=D(cD(a))+az$ для некоторых $c,z \in A,$
являлось $\frac{1}{2}$-дифференцированием, нам необходимо проверить выполнение равенства 
$$\phi(ax \cdot bx)=\frac{1}{2} (\phi(ax) \cdot bx + ax \cdot \phi(bx)).$$
Непосредственными вычислениями, имеем 
$$(cD(D(a)b-aD(b)))x=\phi(ax \cdot bx)=
\frac{1}{2} (\phi(ax) \cdot bx + ax \cdot \phi(bx))=
((D(cD(a))+az)b) x +(a(D(cD(b))+bz))x,$$
откуда 
$$acD^2(b)=D(c)D(a)b+aD(c)D(b)+2azb,$$
что при $b=a=e$ дает $z=0,$
а при $b=e$ дает $D(c)D(a)=0$. Учитывая, что по лемме 2 существует $w \in A,$ что $D(w)$ является обратимым, то $D(c)=0$ 
и $c=\alpha e, \alpha \in F.$ 
Соответственно, получаем равенство $\alpha a D^2(b)=0.$
Допустим, что $\alpha \neq 0,$ тогда $D^2(b)=0.$
Отсюда получаем, что $D(b) =\beta_b e, \beta_b \in F.$
Заметим, что $\beta_{b^2} e=D(b^2)=2D(b)b=2\beta_{b}b,$ то есть $\beta_b=0$, 
что дает $D=0$ и противоречение с тем, что $D$ ненулевое отображение.
Таким образом, мы имеем $\alpha=0$ и $\psi=\mu=0.$
Лемма доказана.

\medskip

\textbf{ЛЕММА 5.} \emph{Пусть $\phi$ --- нетривиальное нечетное $\delta$-супердифференцирование супералгебры 
$V_{1/2}(Z,D)$ над алгебраически замкнутым полем характеристики $p \neq 2.$
 Тогда $\delta=\frac{1}{2}$ и \\
\ 1) если $p \neq 3$, то $\phi(A)=0, \phi(ax)=az$ для некоторого $z \in A \setminus \{ 0\} ;$\\
\ 2) если $p = 3$, то $\phi(a)=(\alpha D(a))x, \phi(ax)=D(\alpha D(a))+az$ для некоторых $z \in A, \alpha \in F,$ 
таких что элементы $z$ и $\alpha$ одновременно не обращаются в нуль.}

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Ясно, что $\phi(A) \subseteq M$ и $\phi(M) \subseteq A.$
Легко заметить, что $$\phi(e)=2\delta\phi(e)\cdot e=\delta\phi(e),$$ т.е. $\phi(e)=0.$
Пусть $a \in A$, тогда 
$$\phi(a)=\phi(e\cdot a)=\delta e\phi(a)=\frac{\delta}{2}\phi(a), \phi(ax)=2\phi(e \cdot ax)=2\delta e\cdot \phi(ax)=2\delta \phi(ax).$$
Откуда, выполнено одно из условий:\\
1) $\delta=\frac{1}{2}, p=3;$\\
2) $\delta=\frac{1}{2}, p\neq3;$ \\
3) $\delta=2, p\neq 3;$\\
4) $\phi=0.$

Третий случай дает $\phi(M)=0$ и $0=\phi(a\cdot x)=2 \phi(a) \cdot x$, то есть $\phi(A)=0.$ 

Второй случай дает то $\phi(A)=0$ и $\phi(ax)=\phi_a.$ Тогда
$$0=2\phi(ax \cdot bx)=\phi_a \cdot bx - ax \cdot \phi_b,$$
что влечет $\phi_a b=a\phi_b,$ т.е. $\phi_a=a\phi_e.$
Для того, чтобы отображение $\phi$ определенное как $\phi(A)=0, \phi(ax)=za$ являлось $\frac{1}{2}$-супердифференцированием, необходимо чтобы выполнялось условие
$$\phi(a \cdot bx)=\frac{1}{2}\phi((ab)x)=\frac{1}{2}abz=\frac{1}{2}(0\cdot bx+ a\cdot (bz))=\frac{1}{2}(\phi(a)\cdot bx+a\cdot\phi(bx)).$$
Откуда видим, что $\phi$ является $\frac{1}{2}$-супердифференцированием.
Заметим, что $$\phi(x \cdot x)=0\neq -\frac{1}{2}zx= -x \cdot \phi(x),$$
т.е. $\phi$ является нетривиальным $\frac{1}{2}$-супердифференцированием. 

Первый случай, то есть $p=3$ и $\delta=\frac{1}{2},$ рассмотрим более детально. 
Положим, что $\phi(a)=\psi(a)x$ и $\phi(ax)=\mu(a).$
По лемме 3, мы получаем, что $\psi=cD,$ для некоторого $c \in A$.

Для того, чтобы отображение $\phi$, заданное по правилу $\phi(a)=(cD(a))x, \phi(ax)=D(cD(a))+az$ для некоторых $c,z \in A,$
являлось $\frac{1}{2}$-супердифференцированием, нам необходимо проверить выполнение равенства 
$$\phi(ax \cdot bx)=\frac{1}{2} (\phi(ax) \cdot bx - ax \cdot \phi(bx)).$$
Непосредственными вычислениями, имеем 
$$(cD(D(a)b-aD(b))x=\phi(ax \cdot bx)=
\frac{1}{2} (\phi(ax) \cdot bx - ax \cdot (bx))=
((D(cD(a))+az)b) x -(a(D(cD(b))+bz))x,$$
что влечет $D(c)(D(a)b-aD(b))=0,$ то есть, при $b=e,$ легко получаем $D(c)D(a)=0.$
Согласно лемме 2, существует такой элемент $w \in A,$ что $D(w)$ --- обратим, 
что влечет $D(c)=0$ и по условиям определения дифференцирования $D$ для алгебры $A,$	
заключаем, что $c=\alpha e$. 
Легко проверить, что отображение $\phi,$ заданное по правилам 
$$\phi(a)=(\alpha D(a))x, \phi(ax)=D(\alpha D(a))+az$$ для $z \in A, \alpha \in F,$
является нечетным $\frac{1}{2}$-супердифференцированием. 
Ясно, что если $\alpha\neq 0$ и $a \neq \beta e, \beta \in F$, то 
$$\phi(a\cdot e) - a \cdot \phi(e) = \phi(a) \neq 0,$$
то есть $\phi$ --- нетривиальное $\frac{1}{2}$-супердифференцирование.
Лемма доказана.

\medskip

Отметим, что леммы 4 и 5 дают примеры новых нетривиальных $\frac{1}{2}$-дифференцирований и $\frac{1}{2}$-супердифференцирований, 
не являющихся операторами правого умножения.

Напомним, что в работе \cite{kay_zh} были построены новые примеры нетривиальных $\frac{1}{2}$-дифференцирований 
для простых унитальных супералгебр векторного типа $J(\Gamma, D),$
построенных на супералгебрах с тривиальной нечетной часть.
 Оказалось, что каждый оператор правого умножения $R_z,$ где $D(z) \neq 0, z \in \Gamma$ 
является нетривиальным $\frac{1}{2}$-дифференцированием, и, в свою очередь, все нетривиальные $\delta$-дифференцирования данных супералгебр исчерпываются
операторами правого умножения данного вида.

\medskip

\textbf{ТЕОРЕМА 6.} \emph{Пусть $J$ --- простая
конечномерная йорданова супералгебра над алгебраически замкнутым полем характеристики $p \neq 2,$
обладающая нетривиальным $\delta$-дифференцированием или $\delta$-супердифференцированием. 
Тогда $p>2, \delta=\frac{1}{2}$ и либо $J=V_{1/2}(Z,D),$ либо $J=J(B(m), D).$}

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Отметим, что $\delta$-дифференцирования и $\delta$-супердифференцирования простых конечномерных 
йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль полностью описаны в работах И. Б. Кайгородова \cite{kay, kay_lie2}. 
Там было показано отсутствие нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований для данных супералгебр.
Согласно работе И. Б. Кайгородова и В. Н. Желябина \cite{kay_zh}, 
нетривиальные $\delta$-(супер)дифференцирования на простых унитальных конечномерных йордановых супералгебрах 
над алгебраически замкнутым полем характеристики $p > 2$ возможны только в случае $\delta=\frac{1}{2}$ и супералгебры векторного типа $J(B(m),D).$
Согласно работе Е. Зельманова \cite{Zel_ssjs} простые неунитальные конечномерные йордановы супералгебры над алгебраически замкнутым 
полем характеристики $p>2$ исчерпываются супералгебрами вида $K_{3}, V_{1/2}(Z,D),$ супералгеброй $K_9$ в характеристике 3.
Для супералгебры Капланского $K_3$ результаты об отсутствии нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований 
справедливы из работ И. Б. Кайгородова \cite{kay, kay_lie2} вне зависимости от характеристики поля.
Лемма 1 показывает, что супералгебра $K_9$ не обладает нетривиальными $\delta$-дифференцированиями и $\delta$-супердифференцированиями. 
Леммы 4-5 дают примеры нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований супералгебры
$V_{1/2}(Z,D),$ которые возможны только в случае $\delta=\frac{1}{2}.$ Учитывая приведенные пояснения, теорема доказана.

\medskip
\begin{center} 
\textbf{ \S 3 $\delta$-дифференцирования и $\delta$-супердифференцирования полупростых конечномерных йордановых супералгебр. } 
\end{center}
\medskip

В данном параграфе мы получим полное описание $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований полупростых конечномерных 
йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики отличной от 2. В частности, мы покажем отсутствие нетривиальных
$\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований на полупростых конечномерных йордановых супералгебрах над алгебраически
замкнутым полем характеристики нуль.

\medskip 

Под супералгеброй с неделителем нуля, мы будем подразумевать супералгебру $A$ для которой существует элемент $a,$ что из равенства $ax=0$ для
некоторого элемента $x \in A,$ следует $x=0.$ Примером таких супералгебр могут являться унитальные супералгебры, 
супералгебры $K_9$, $V_{1/2}(Z,D)$ и др.

\medskip 

\textbf{ЛЕММА 7.} \emph{Пусть $\phi$ --- $\delta$-дифференцирование или $\delta$-супердифференцирование супералгебры $A,$ причем $A=A_1 \oplus A_2,$ 
где $A_i$ --- супералгебры с однородным неделителем нуля. Тогда $\phi(A_i) \subseteq A_i.$ } 

\medskip 

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.} Пусть $e_i$ --- однородный неделитель нуля супералгебры $A_i,$ а $x_i$ произвольный элемент $A_i.$ Тогда 

$$0=\phi(e_i x_j)=\delta(\phi(e_i) x_j +(-1)^{p(e_i)p(\phi)}e_i\phi(x_j))=\delta\phi(e_i)_jx_j+(-1)^{p(e_i)p(\phi)}\delta e_i\phi(x_j)_i.$$

Откуда получаем $e_i\phi(x_j)_i=0$ и $\phi(x_j)_i=0$, что влечет $\phi(A_j) \subseteq A_j.$ Лемма доказана.

\medskip

Пусть $J_{i}$ неунитальная супералгебра, удовлетворяющая условиям:

i) алгебра $(J_i)_0$ имеет единицу $e_i$;

ii) для любого элемента $z \in (J_i)_1$ верно $2e_i\cdot z=z.$

Примерами таких супералгебр являются супералгебры $K_9, K_3$ и $V_{1/2}(Z,D).$

\medskip

Тогда справедлива 

\medskip

\textbf{ЛЕММА 8.} \emph{Супералгебра $J=J_1 \oplus \ldots \oplus J_n+F\cdot 1$  не имеет нетривиальных $\delta$-дифференцирований 
и $\delta$-супердифференцирований. } 

\medskip

\text{ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.}  Пусть $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование или $\delta$-супер\-диф\-фе\-рен\-ци\-ро\-вание. 
Согласно \cite{kay}, унитальные супералгебры могут иметь нетривиальные $\delta$-дифференцирования и $\delta$-супердифференцирования 
только при $\delta=\frac{1}{2}.$
Рассмотрим случай $n=1,$ то есть $J=J_1 +F\cdot 1$ и $e$ --- единица алгебры $(J_1)_0,$ тогда $\phi(1)=\alpha\cdot 1 +j_0+j_1,$ где $j_i \in (J_1)_i.$ 
Отметим, что 
$$2\alpha e +2j_0+ \frac{1}{2} j_1=2(\phi(1)\cdot e)\cdot e=\phi(e)\cdot e+e\cdot \phi(e)=2\phi(e)=2\phi(1)\cdot e=2\alpha e+2j_0 +j_1,$$
следовательно $\phi(1)=\alpha\cdot 1+j_0.$ 
Заметим, что для $x \in (J_1)_1$ верно
$$\alpha x+ j_0 \cdot x=\phi(x)=2\phi(e \cdot x)=\phi(e)\cdot x+e\cdot \phi(x)=\frac{1}{2}\alpha x+j_0\cdot x +\frac{1}{2}\alpha x+\frac{1}{2} j_0 \cdot x,$$
откуда $j_0=0.$ Что влечет тривиальность $\phi$ в случае $n=1.$
В общем случае, рассматривая подсупералгебры $I_i=J_i+F\cdot 1,$ получим тривиальность ограничения $\phi$ 
на этих подсупералгебрах, что влечет тривиальность 
$\phi$ на всей супералгебре $J.$ Лемма доказана.

\medskip 

Согласно работе Е. Земальнова \cite{Zel_ssjs},  если $J$ полупростая конечномерная йорданова супералгебра над алгебраически замкнутым полем $F$
характеристики $p \neq 2,$ то 
$J=\bigoplus_{i=1}^{s}(J_{i1}\oplus\ldots \oplus J_{ir_i}+K_i \cdot 1)\oplus J_1 \oplus \ldots \oplus J_t,$ где $J_1,\ldots,J_t$ 
--- простые йордановы супералгебры, $K_1, \ldots, K_s$ --- расширения поля $F$ и $J_{i1},\ldots , J_{ir_i}$ --- простые 
неунитальные йордановы супералгебры над полем $K_i.$ Воспользовавнись этим результатом, леммами 7-8 и работами \cite{kay, kay_lie2}, где
было показано отсутствие нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований у простых конечномерных йордановых
супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль, мы можем получить теорему

\medskip 

\textbf{ТЕОРЕМА 9.} \emph{Полупростая конечномерная йорданова супералгебра над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль 
не имеет нетривиальных $\delta$-дифференцирований и $\delta$-супердифференцирований.}

\medskip

Пользуясь результатами работы Е. Зельманова \cite{Zel_ssjs}, леммами 7-8 и теоремой 6 мы можем получить следующую теорему 

\medskip

\textbf{ТЕОРЕМА 10.} \emph{Пусть полупростая конечномерная йорданова супералгебра 
$J$ над алгебраически замкнутым полем характеристики $p>2$ имеет нетривиальное $\delta$-дифференцирование или $\delta$-супердифференцирование.
Тогда $\delta=\frac{1}{2}$ и $J= J^* \oplus J_*$, где либо $J_*=J(B(m), D),$ либо $J_*=V_{1/2}(Z,D).$}

\medskip

В заключение, автор выражает благодарность В. Н. Желябину за внимание к работе и предложенное доказательство леммы 2.

\newpage

\end{document}