### v3

# Интегральные инварианты и гамильтоновы системы

Интегральные инварианты и гамильтоновы системы
Oleg Zubelevich
Steklov Mathematical Institute of Russian Academy of Sciences
Аннотация.
В данной обзорной и методической статье обсуждаются основные положения теории интегральных инвариантов, построенной Пуанкаре и Картаном, [4], [3]. Показывается, как идеи этой теории связывают такие разные разделы математической физики, как гамильтонова механика, оптика, гидродинамика. В текст вошли результаты и методы, которые наиболее редко освещаются в литературе. Некоторые формулы, судя по всему, являются новыми.
Abstruct. In this review and methodological article we discuss the main ideas of the integral invariants theory. This theory was originated by Poincare and Cartan, [4], [3]. We show how ideas of this theory connect such a different fields of mathematical physics as Hamiltonian dynamics, optics and hydrodynamics. We focus our attention on the results that are rarely expounded in the literature.
1. Инвариантные дифференциальные формы
Рассмотрим гладкую систему
$\dot{x}=v(x)$ (1)
на гладком многообразии $M$окальными координатами $x=(x^{1},\ldots,x^{m})^{T}.$ерез
$g^{t}(x),\quad g^{t}:M\to M$
обозначим поток этой системы:
$\frac{d}{dt}g^{t}(\hat{x})=v(g^{t}(\hat{x})),\quad g^{0}(\hat{x})=\hat{x}.$
Напомним, что $g^{t+s}=g^{t}\circ g^{s}.$
Нам понадобится следующая тривиальная формула
$g^{t}(x)=x+v(x)t+o(t),\quad t\to 0.$ (2)
1[6].
Производной Ли вдоль векторного поля $v$т дифференциальной формы
$\omega=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}(x)dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}}$
называется следующий дифференциальный оператор
$L_{v}\omega=\frac{d}{dt}\Big{|}_{t=0}g^{t}_{*}\omega=\frac{d}{dt}\Big{|}_{t=0}\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}\big{(}g^{t}(x)\big{)}d\Big{(}\big{(}g^{t}(x)\big{)}^{i_{1}}\Big{)}\wedge\ldots\wedge d\Big{(}\big{(}g^{t}(x)\big{)}^{i_{k}}\Big{)}.$
Мы также будем использовать формулу гомотопии [^1] Cartan homotopy formula:
$L_{v}\omega=di_{v}\omega+i_{v}d\omega.$
Оператор
$i_{v}\omega=\sum_{i_{2}<\ldots<i_{k}}\omega_{ii_{2}\ldots i_{k}}v^{i}dx^{i_{2}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}}$
называется оператором гомотопии, или внутренним произведением.
Этот оператор обладает следующим свойством:
$i_{v}(\omega\wedge\nu)=(i_{v}\omega)\wedge\nu+(-1)^{k}\omega\wedge(i_{v}\nu),$ (3)
где $k$ – степень формы $\omega$.
Напомним, что таким же свойством обладает и оператор дифференцирования:
$d(\omega\wedge\nu)=(d\omega)\wedge\nu+(-1)^{k}\omega\wedge(d\nu).$
1.
Используя формулу (2), покажите, что
$L_{v}\big{(}\omega_{i}dx^{i}\big{)}$ $=\Big{(}\frac{\partial\omega_{i}}{\partial x^{s}}v^{s}+\frac{\partial v^{s}}{\partial x^{i}}\omega_{s}\Big{)}dx^{i},$ (4)
$L_{v}\Big{(}\rho(x)dx^{1}\wedge\ldots\wedge dx^{m}\Big{)}$ $=\frac{\partial(\rho v^{i})}{\partial x^{i}}dx^{1}\wedge\ldots\wedge dx^{m},$ (5)
$L_{v}f$ $=v^{i}\frac{\partial f}{\partial x^{i}},\quad f:M\to\mathbb{R},$
$L_{v}d$ $=dL_{v}.$ (6)
2.
$k-$форма $\omega$азывается интегральным инвариантом системы (1), если $L_{v}\omega=0$.
$k-$форма $\omega$азывается относительным интегральным инвариантом системы (1), если существует $k-1$орма $\Omega$акая, что $L_{v}\omega=d\Omega$.
1.
В силу формулы (6) если форма $\omega$вляется относительным интегральным инвариантом, то форма $d\omega$вляется интегральным инвариантом.
2.
Пусть форма $\omega$амкнута и является интегральным инвариантом:
$L_{v}\omega=0,\quad d\omega=0,$
а форма $\psi$вляется относительным интегральным инвариантом:
$L_{v}\psi=d\Psi.$
Тогда $\omega\wedge\psi$ – относительный интегральный инвариант:
$L_{v}(\omega\wedge\psi)=(-1)^{\mathrm{deg}\,\omega}d(\omega\wedge\Psi).$
Через $\Sigma\subset M$бозначим гладкое $k-$мерное многообразие, гладко вложенное в $M$. Будем считать, что замыкание $\Sigma$омпактно.
1.
Верна формула
$\frac{d}{dt}\Big{|}_{t=0}\int_{g^{t}(\Sigma)}\omega=\int_{\Sigma}L_{v}\omega.$ (7)
Доказательство. Доказательство проведем для случая, когда $\Sigma$окрывается одной картой. Через $u:D\to M,\quad u(D)=\Sigma$бозначим соответствующее вложение; $D\subset\mathbb{R}^{k}$ – область.
Имеем:
$\int_{g^{t}(\Sigma)}\omega=\int_{D}(g^{t}\circ u)_{*}\omega=\int_{D}(u_{*}\circ(g^{t})_{*})\omega,$
и
$\frac{d}{dt}\Big{|}_{t=0}\int_{D}(u_{*}\circ(g^{t})_{*})\omega=\int_{D}u_{*}\frac{d}{dt}\Big{|}_{t=0}(g^{t})_{*}\omega=\int_{D}u_{*}(L_{v}\omega).$
ЧТД
1.
Формула (7) влечет
$\frac{d}{dt}\int_{g^{t}(\Sigma)}\omega=\frac{d}{ds}\Big{|}_{s=0}\int_{g^{t+s}(\Sigma)}\omega=\frac{d}{ds}\Big{|}_{s=0}\int_{g^{s}\big{(}g^{t}(\Sigma)\big{)}}\omega=\int_{g^{t}(\Sigma)}L_{v}\omega.$ (8)
2.
Если форма $\omega$вляется интегральным инвариантом, то для любого относительно компактного $k-$мерного подмногообразия $\Sigma\subset M$нтеграл
$\int_{g^{t}(\Sigma)}\omega$
не зависит от $t$. Верно и обратное.
Действительно, это следует непосредственно из формулы (8).
3.
Если форма $\omega$вляется относительным интегральным инвариантом, то для любого компактного $k-$мерного подмногообразия $\Sigma\subset M,\quad\partial\Sigma=\emptyset$нтеграл
$\int_{g^{t}(\Sigma)}\omega$
не зависит от $t$.
Действительно, по формуле (8) имеем
[…]
поскольку $\partial g^{t}(\Sigma)=\emptyset$.
2. Инвариантные дифференциальные формы систем с первыми интегралами
2.1. Случай $\dim M=2$
Если $m=2$ $q$ – инвариантная $2$-форма системы (1):
$L_{v}q=0,$
то форма $i_{v}q$амкнута. Действительно:
$L_{v}q=di_{v}q+i_{v}dq,\quad dq=0.$
Таким образом, локально существует функция $f$акая, что
$df=i_{v}q.$
При этом
$L_{v}f=i_{v}df=i_{v}i_{v}q=0,$
и функция $f$казывается первым интегралом.
2.2. Инвариантная мера на многообразии уровня первого интеграла
Предположим, что система (1) имеет первый интеграл $F$:
$L_{v}F=0,\quad dF\neq 0$
и инвариантную $m-$форму $\omega:\quad L_{v}\omega=0$. Для определенности будем считать, что
$\frac{\partial F}{\partial x^{m}}\neq 0.$
Тогда
$\omega=\rho(x)dx^{1}\wedge\ldots,dx^{m}=\rho(x)\Big{(}\frac{\partial F}{\partial x^{m}}\Big{)}^{-1}dx^{1}\wedge\ldots dx^{m-1}\wedge dF.$
В инвариантных терминах это означает, что форма $\omega$редставляется в виде
$\omega=\lambda\wedge dF,$
где $\lambda$ – некоторая $m-1$-форма, определенная с точностью до добавления формы $\gamma$, такой, что $\gamma\wedge dF=0$.
1.
Сужение формы $\lambda$а гиперповерхность $Z=\{F=const\}$вляется инвариантной формой сужения системы (1) на эту поверхность.
Действительно,
$L_{v}\omega=(L_{v}\lambda)\wedge dF+\lambda\wedge(L_{v}dF),\quad L_{v}(dF)=dL_{v}F=0.$
Следовательно, $(L_{v}\lambda)\wedge dF=0.$усть теперь $e_{1},\ldots,e_{m}$ – базис в $T_{x}M$акой, что $e_{1},\ldots,e_{m-1}$ – базис в $T_{x}Z$. Имеем
$\big{(}(L_{v}\lambda)\wedge dF\big{)}(e_{1},\ldots,e_{m})=c(L_{v}\lambda)(e_{1},\ldots,e_{m-1})\cdot dF(e_{m})=0.$
3.
Посчитать константу $c$, убедиться, что $c\neq 0$.
При этом $dF(e_{m})\neq 0\Longrightarrow(L_{v}\lambda)(e_{1},\ldots,e_{m-1})=0.$
ЧТД
С учетом результатов пункта 2.1 это означает, что если система (1) имеет $m-2$езависимых первых интеграла и инвариантную $m-$форму
$\omega=\rho(x)dx^{1}\wedge\ldots,dx^{m},\quad\rho(x)>0,$
то эта система интегрируема в квадратурах.
3. Производная Ли в неавтономном случае: теоремы Гельмгольца и Томпсона
3.1. Общая конструкция
Рассмотрим векторное поле $v=(v^{1},\ldots v^{m})(t,x)$.
Через $G^{t}_{t_{0}}:M\to M$бозначим сдвиг вдоль решений системы
$\dot{x}=v(t,x),\quad\frac{dG^{t}_{t_{0}}(x)}{dt}=v(t,G^{t}_{t_{0}}(x)),\quad G^{t_{0}}_{t_{0}}(x)=x,\quad G_{t_{1}}^{t}\circ G_{t_{0}}^{t_{1}}=G_{t_{0}}^{t}.$ (9)
Через $g^{\tau}:\tilde{M}\to\tilde{M},\quad\tilde{M}=(t_{1},t_{2})\times M$бозначим фазовый поток системы
$\frac{dz}{d\tau}=\tilde{v}(z),\quad z=(t,x^{1},\ldots,x^{m})^{T},\quad\tilde{v}=(1,v^{1},\ldots,v^{m})^{T}.$ (10)
Через $\tilde{M}$бозначено расширенное фазовое пространство системы (9).
Верна формула
$g^{\tau}(t_{0},x)=(t_{0}+\tau,G_{t_{0}}^{t_{0}+\tau}(x)).$
2.
Система (10) имеет интегральный инвариант $dt.$ействительно,
$L_{\tilde{v}}(dt)=dL_{\tilde{v}}(t)=d\Big{(}1\cdot\frac{\partial t}{\partial t}\Big{)}=0.$
Введем форму
$\omega=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}(t,x)dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}}$
и зафиксируем локальную систему координат.
Эту форму можно считать формой в пространстве $\tilde{M}$, а можно считать формой в пространстве $M$, и тогда $t$ – это параметр.
Введем обозначения
$\frac{\partial\omega}{\partial t}=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\frac{\partial\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}(t,x)}{\partial t}dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}},\quad\frac{\partial v}{\partial t}=\Big{(}\frac{\partial v^{1}}{\partial t},\ldots,\frac{\partial v^{m}}{\partial t}\Big{)};$
и
$d$ $=d_{t}+d_{x},\quad d_{t}\omega=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\frac{\partial\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}(t,x)}{\partial t}dt\wedge dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}};$
$d_{x}\omega$ $=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\frac{\partial\omega_{i_{1}\ldots i_{k}}}{\partial x^{l}}dx^{l}\wedge dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}},$
$L_{v}\omega$ $:=d_{x}i_{v}\omega+i_{v}d_{x}\omega.$
Так, например, $d_{t}\omega=(dt)\wedge\frac{\partial\omega}{\partial t}$.
4.
Верна формула
$L_{\tilde{v}}\omega=\frac{\partial\omega}{\partial t}+L_{v}\omega+(dt)\wedge i_{\frac{\partial v}{\partial t}}\omega.$
Доказательство теоремы 4
Представим векторное поле в следующем виде
$\tilde{v}=e+v_{*},\quad e=(1,0,\ldots,0),\quad v_{*}=(0,v^{1},\ldots,v^{m}).$
Соответственно, $L_{\tilde{v}}=L_{e}+L_{v_{*}}.$
Ясно, что
$L_{e}\omega=\frac{\partial\omega}{\partial t},\quad i_{v_{*}}\omega=i_{v}\omega.$
Далее по формуле гомотопии
$L_{v_{*}}\omega=i_{v_{*}}d_{x}\omega+i_{v_{*}}d_{t}\omega+d_{x}i_{v_{*}}\omega+d_{t}i_{v_{*}}\omega.$ (11)
Т.к.
$i_{v_{*}}d_{x}\omega=i_{v}d_{x}\omega,\quad d_{x}i_{v_{*}}\omega=d_{x}i_{v}\omega,$
равенство (11) приобретает вид
$L_{v_{*}}\omega=L_{v}\omega+i_{v_{*}}d_{t}\omega+d_{t}i_{v_{*}}\omega.$
По формуле (3), имеем:
$i_{v_{*}}d_{t}\omega=i_{v_{*}}\Big{(}(dt)\wedge\frac{\partial\omega}{\partial t}\Big{)}=-(dt)\wedge i_{v}\frac{\partial\omega}{\partial t},$
и
$d_{t}i_{v_{*}}\omega=(dt)\wedge\frac{\partial i_{v}\omega}{\partial t}=(dt)\wedge\Big{(}i_{\frac{\partial v}{\partial t}}\omega+i_{v}\frac{\partial\omega}{\partial t}\Big{)}.$
Что и доказывает теорему.
5.
1) Пусть $A\subset M$ – относительно компактное $k-$мерное многообразие и
$\frac{\partial\omega}{\partial t}+L_{v}\omega=0.$
Тогда
$\int_{G^{t}_{t_{0}}(A)}\omega(t,\cdot)=\int_{A}\omega(t_{0},\cdot).$
2) Пусть существует $k-1$орма
$\Omega=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k-1}}\Omega_{i_{1}\ldots i_{k-1}}(t,x)dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k-1}}$
такая, что
$\frac{\partial\omega}{\partial t}+L_{v}\omega=d_{x}\Omega$
и $A\subset M$ – компактное многообразие без края $\partial A=\emptyset$. Тогда
$\int_{G^{t}_{t_{0}}(A)}\omega(t,\cdot)=\int_{A}\omega(t_{0},\cdot).$
Доказательство теоремы 5
Проверим пункт 2). Пункт 1) проверяется аналогично.
Введем многообразие
$A_{t}=\{t\}\times A\subset\tilde{M},\quad g^{\tau}(A_{t})=\{t+\tau\}\times G^{t+\tau}_{t}(A)\subset\tilde{M}.$
Вычислим, используя теорему 4 и формулу 8:
$\frac{d}{d\tau}\int_{g^{\tau}(A_{t_{0}})}\omega$ $=\int_{g^{\tau}(A_{t_{0}})}L_{\tilde{v}}\omega=\int_{G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)}(L_{\tilde{v}}\omega)\mid_{t=t_{0}+\tau}$
$=\int_{G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)}\Big{(}\frac{\partial\omega}{\partial t}+L_{v}\omega\Big{)}\Big{|}_{t=t_{0}+\tau}$
$=\int_{G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)}d_{x}\Omega\mid_{t=t_{0}+\tau}=0.$
Последнее равенство следует из формулы Стокса, т.к. $\partial G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)=0.$
Таким образом,
$\int_{g^{\tau}(A_{t_{0}})}\omega=\int_{G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)}\omega\mid_{t=t_{0}+\tau},$
причем интеграл слева не зависит от $\tau$, значит интеграл справа тоже не зависит:
$\int_{G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(A)}\omega\mid_{t=t_{0}+\tau}=\int_{G^{t_{0}}_{t_{0}}(A)}\omega\mid_{t=t_{0}}=\int_{A}\omega\mid_{t=t_{0}}.$
Теорема доказана.
4.
Доказать, что если
$L_{v}\omega+\frac{\partial\omega}{\partial t}=d_{x}\Omega,$
то
$L_{\tilde{v}}\big{(}dt\wedge\omega\big{)}=-d\big{(}dt\wedge\Omega\big{)}.$
Т.е. в этом случае форма $dt\wedge\omega$вляется относительным интегральным инвариантом системы (10). В частности, когда $\Omega=0$, форма $dt\wedge\omega$вляется интегральным инвариантом системы (10).
3.2. Формулы, используемые в гидромеханике и электродинамике
Пусть теперь $M$ – это $\mathbb{R}^{3}$о стандартной евклидовой метрикой и положительно ориентированными декартовыми координатами $x^{1},x^{2},x^{3}$.
Далее в этом разделе $d=d_{x}$.
Зададим в $\mathbb{R}^{3}$екторные поля
$\boldsymbol{A}(t,x)=(A_{i}),\quad\boldsymbol{B}(t,x)=(B_{i}),$
и пусть $f(t,x)$ – функция. Векторным полям и функции соответствуют следующие дифференциальные формы $f\mapsto\omega^{3}_{f}=fdx^{1}\wedge dx^{2}\wedge dx^{3},$
$\boldsymbol{A}\mapsto\omega^{1}_{\boldsymbol{A}}=A_{i}dx^{i},\quad\boldsymbol{A}\mapsto\omega^{2}_{\boldsymbol{A}}=A_{1}dx^{2}\wedge dx^{3}+A_{2}dx^{3}\wedge dx^{1}+A_{3}dx^{1}\wedge dx^{2}.$
Эти соответствия носят инвариантный (псевдотензорный) характер и могут быть выражены в терминах операции <<звездочка Ходжа>>.
Верны равенства $df=\omega^{1}_{\mathrm{grad}\,f},\quad d\omega^{1}_{\boldsymbol{A}}=\omega^{2}_{\mathrm{rot}\,\boldsymbol{A}},\quad d\omega^{2}_{\boldsymbol{A}}=\omega^{3}_{\mathrm{div}\,\boldsymbol{A}},$
$i_{\boldsymbol{B}}\omega^{1}_{\boldsymbol{A}}=(\boldsymbol{A},\boldsymbol{B}),\quad i_{\boldsymbol{B}}\omega^{2}_{\boldsymbol{A}}=\omega^{1}_{\boldsymbol{A}\times\boldsymbol{B}},\quad i_{\boldsymbol{B}}\omega^{3}_{f}=f\omega^{2}_{\boldsymbol{B}}.$
Из написанных формул вытекает следующая теорема.
6.
Верны формулы
$\frac{\partial\omega^{1}_{\boldsymbol{A}}}{\partial t}+L_{v}\omega^{1}_{\boldsymbol{A}}$ $=\omega^{1}_{\frac{\partial\boldsymbol{A}}{\partial t}+(\mathrm{rot}\,\boldsymbol{A})\times v}+d(v,\boldsymbol{A}),$
$\frac{\partial\omega^{2}_{\boldsymbol{A}}}{\partial t}+L_{v}\omega^{2}_{\boldsymbol{A}}$ $=\omega^{2}_{\frac{\partial\boldsymbol{A}}{\partial t}+\mathrm{rot}\,(\boldsymbol{A}\times v)+v\,\mathrm{div}\,\boldsymbol{A}},$
$\frac{\partial\omega^{3}_{f}}{\partial t}+L_{v}\omega^{3}_{f}$ $=\omega^{3}_{\frac{\partial f}{\partial t}+\mathrm{div}\,(fv)}.$
Следующая теорема является следствием теоремы 5.
7.
Пусть
$\gamma,\Sigma,D\subset\mathbb{R}^{3}$
– замкнутая кривая, ограниченная двумерная поверхность, ограниченная область соответственно. Тогда
1) если
$\frac{\partial\boldsymbol{A}}{\partial t}+(\mathrm{rot}\,\boldsymbol{A})\times v=\mathrm{grad}\,\psi,\quad\psi=\psi(t,x),$ (12)
то
$\int_{G_{t_{0}}^{t}(\gamma)}\omega^{1}_{\boldsymbol{A}(t,\cdot)}=\int_{\gamma}\omega^{1}_{\boldsymbol{A}(t_{0},\cdot)};$
2) если
$\frac{\partial\boldsymbol{A}}{\partial t}+\mathrm{rot}\,(\boldsymbol{A}\times v)+v\,\mathrm{div}\,\boldsymbol{A}=0,$ (13)
то
$\int_{G_{t_{0}}^{t}(\Sigma)}\omega^{2}_{\boldsymbol{A}(t,\cdot)}=\int_{\Sigma}\omega^{2}_{\boldsymbol{A}(t_{0},\cdot)};$
3) если
$\frac{\partial f}{\partial t}+\mathrm{div}\,(fv)=0,$ (14)
то
$\int_{G_{t_{0}}^{t}(D)}\omega^{3}_{f(t,\cdot)}=\int_{D}\omega^{3}_{f(t_{0},\cdot)}.$
5.
Докажите равенство
$\mathrm{rot}\,(\boldsymbol{a}\times\boldsymbol{b})=[\boldsymbol{a},\boldsymbol{b}]+\boldsymbol{a}\,\mathrm{div}\,\boldsymbol{b}-\boldsymbol{b}\,\mathrm{div}\,\boldsymbol{a}.$
Квадратными скобками обозначен коммутатор векторных полей:
$[\boldsymbol{a},\boldsymbol{b}]=\frac{\partial\boldsymbol{a}}{\partial x}\boldsymbol{b}-\frac{\partial\boldsymbol{b}}{\partial x}\boldsymbol{a}.$
Пусть $v(t,x)$ – векторное поле скоростей идеальной жидкости, которая находится под действием потенциальных массовых сил и у которой плотность является функцией давления.
Можно показать [5], что в этих предположениях верно уравнение (13), в котором $\boldsymbol{A}=\mathrm{rot}\,v.$
Знаменитые теоремы Гельмгольца о вихрях являются следствием теорем 6, 7.
Аналогично, в указанных предположениях векторное поле $v$довлетворяет уравнению (12), в котором положили $\boldsymbol{A}=v$. В этом случае теорема 7 дает теорему Томпсона о циркуляции скорости.
Кроме того, (14) – это уравнение неразрывности из механики сплошной среды.
3.3. Некоторые обобщения
2.
Верна формула
$L_{\tilde{v}}\big{(}(dt)\wedge\omega\big{)}=(dt)\wedge\Big{(}\frac{\partial\omega}{\partial t}+L_{v}\omega\Big{)}.$
Действительно,
$L_{\tilde{v}}\big{(}(dt)\wedge\omega\big{)}=\big{(}L_{\tilde{v}}(dt)\big{)}\wedge\omega+(dt)\wedge L_{\tilde{v}}\omega,$
и $L_{\tilde{v}}(dt)=dL_{\tilde{v}}t=0.$еперь предложение вытекает из теоремы 4.
Любую $k-$форму на $\tilde{M}$ожно представить в виде
$\mu=\mu^{+}+dt\wedge\mu^{-},$
где
$\mu^{+}$ $=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k}}\mu^{+}_{i_{1}\ldots i_{k}}(t,x)dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k}},$
$\mu^{-}$ $=\sum_{i_{1}<\ldots<i_{k-1}}\mu^{-}_{i_{1}\ldots i_{k-1}}(t,x)dx^{i_{1}}\wedge\ldots\wedge dx^{i_{k-1}}.$
Комбинируя предложение 2 и теорему 4, получаем следующий результат.
8.
Верна формула
$L_{\tilde{v}}\mu=\frac{\partial\mu^{+}}{\partial t}+L_{v}\mu^{+}+(dt)\wedge\Big{(}i_{\frac{\partial v}{\partial t}}\mu^{+}+\frac{\partial\mu^{-}}{\partial t}+L_{v}\mu^{-}\Big{)}.$
4. Интегральные инварианты уравнений Гамильтона
Рассмотрим систему уравнений Гамильтона
$\dot{x}^{i}=\frac{\partial H}{\partial p_{i}},\quad\dot{p}_{i}=-\frac{\partial H}{\partial x^{i}}$ (15)
на симплектическом многообразии $N$аноническими локальными координатами
$z=(x^{1},\ldots,x^{m},p_{1},\ldots,p_{m}),\quad H=H(t,x,p),\quad t\in I=(t_{1},t_{2})$
и симплектической формой
$\beta=dp_{i}\wedge dx^{i}.$
Через $w$бозначим векторное поле этой системы:
$w(t,z)=\Big{(}\frac{\partial H}{\partial p_{1}},\ldots,\frac{\partial H}{\partial p_{m}},-\frac{\partial H}{\partial x^{1}},\ldots,-\frac{\partial H}{\partial x^{m}}\Big{)}.$
Наряду с системой (15) удобно изучать ее автономизированную версию
$\frac{dt}{d\tau}=1,\quad\frac{dx^{i}}{d\tau}=\frac{\partial H}{\partial p_{i}},\quad\frac{dp_{i}}{d\tau}=-\frac{\partial H}{\partial x^{i}}$ (16)
c векторным полем
$\tilde{w}(t,z)=\Big{(}1,\frac{\partial H}{\partial p_{1}},\ldots,\frac{\partial H}{\partial p_{m}},-\frac{\partial H}{\partial x^{1}},\ldots,-\frac{\partial H}{\partial x^{m}}\Big{)}.$
Фазовым пространством $\tilde{N}$истемы (16) является расширенное фазовое пространство системы (15):
$(t,z)\in\tilde{N}=I\times N.$
Пусть $g^{\tau}:\tilde{N}\to\tilde{N}$ – поток системы (16). Через $G_{t_{0}}^{t}:N\to N$бозначим сдвиг вдоль решений системы (15):
$\frac{dG^{t}_{t_{0}}(z)}{dt}=w(t,G^{t}_{t_{0}}(z)),\quad G^{t_{0}}_{t_{0}}(z)=z.$
6.
Докажите равенство
$g^{\tau}\big{(}(t_{0},z)\big{)}=\big{(}t_{0}+\tau,G^{t_{0}+\tau}_{t_{0}}(z)\big{)}.$
Введем дифференциальную форму в пространстве $\tilde{N}$
$\alpha=p_{i}dx^{i}-Hdt.$
9.
Верна формула $i_{\tilde{w}}d\alpha=0$.
Обратно: если некоторое векторное поле $u(t,z)$довлетворяет равенству $i_{u}d\alpha=0$, то $u=\lambda(t,z)\tilde{w}$.
Доказательство
Представим $d\alpha$иде
$d\alpha=dp_{i}\wedge dx^{i}-dH\wedge dt=\pi_{i}\wedge\varkappa^{i},$
где
$\pi_{i}=dp_{i}+\frac{\partial H}{\partial x^{i}}dt,\quad\varkappa^{i}=dx^{i}-\frac{\partial H}{\partial p_{i}}dt.$
Значение $d\alpha$а векторах $\xi,\eta$аходится по формуле
$d\alpha(\xi,\eta)=\pi_{i}(\xi)\varkappa^{i}(\eta)-\pi_{i}(\eta)\varkappa^{i}(\xi).$
Поскольку
$\varkappa^{i}(\tilde{w})=\pi_{i}(\tilde{w})=0,$
будет
$i_{\tilde{w}}d\alpha=\pi_{i}(\tilde{w})\varkappa^{i}(\cdot)-\pi_{i}(\cdot)\varkappa^{i}(\tilde{w})=0,$
и первая часть теоремы доказана.
Докажем вторую часть:
$i_{u}d\alpha=\pi_{i}(u)\varkappa^{i}(\cdot)-\pi_{i}(\cdot)\varkappa^{i}(u)=0.$
Т. к. формы $\pi_{i},\varkappa^{i},\quad i=1,\ldots,m$инейно независимы, мы получаем, что
$\varkappa^{i}(u)=\pi_{i}(u)=0.$
Откуда, полагая $u=(u_{t},u_{x},u_{p}),$аходим
$u_{p}+\frac{\partial H}{\partial x}u_{t}=0,\quad u_{x}-\frac{\partial H}{\partial p}u_{t}=0.$
Что и завершает доказательство.
ЧТД
Отметим одно следствие теоремы 9. Предположим, что гамильтониан $H$е зависит от $t$. Тогда $H$ – первый интеграл уравнений Гамильтона. Предположим, что поверхность уровня интеграла энергии
$E_{h}=\{H(z)=h\}\subset\tilde{N}$
неособая: $dH\mid_{E_{h}}\neq 0$. Не сужая общности можно считать, что в некоторой области многообразия $E_{h}$меет место неравенство
$\frac{\partial H}{\partial p_{1}}\neq 0.$
Этого неравенства можно добиться каноническими перестановками 222Каноническими перестановками мы называем замены координат $(x,p)\mapsto(X,P)$ида $X^{i}=-p_{i},\quad P_{i}=x^{i},\quad P_{s}=p_{s},\quad X^{s}=x^{s},\quad s\neq i$ли $X^{i}=x^{j},\quad X^{j}=x^{i},\quad P_{i}=p_{j},\quad P_{j}=p_{i}$х композиции. Из результатов раздела 7 следует, что канонические перестановки переводят уравнения Гамильтона в уравнения Гамильтона с тем же гамильтонианом..
Тогда по теореме о неявной функции поверхность $E_{h}$окально задается графиком
$p_{1}=g(x^{1},\ldots,x^{m},p_{2},\ldots,p_{m},h),$ (17)
и $t,x^{1},\ldots,x^{m},p_{2},\ldots,p_{m}$ – локальные координаты на $E_{h}$.
Тогда
$\alpha\mid_{E_{h}}=\sum_{k=2}^{m}p_{k}dx^{k}-\big{(}-g(x^{1},x^{2},\ldots,x^{m},p_{2},\ldots,p_{m},h)\big{)}dx^{1}-hdt.$
По теореме 9 и с учетом того, что $d(hdt)=0$, интегральные кривые уравнений Гамильтона, лежащие на $E_{h}$, совпадают с интегральными кривыми уравнений
$\frac{dt}{dT}=b(t,x^{1},\ldots,x^{m},p_{1},\ldots,p_{m}),\quad\frac{dx^{1}}{dT}=1,\quad\frac{dp_{i}}{dT}=\frac{\partial g}{\partial x^{i}},\quad\frac{dx^{i}}{dT}=-\frac{\partial g}{\partial p_{i}},\quad i=2,\ldots,m.$ (18)
Интегрируя второе уравнение системы (18), получаем
$x^{1}=T+T_{0},\quad T_{0}=\mathrm{const}.$
Таким образом, в системе (18) уравнения на переменные $x^{i},p_{i},\quad i=2,\ldots,m$тделяются и оказываются уравнениями Гамильтона с гамильтонианом
$\mathscr{H}(T,x^{2},\ldots,x^{m},p_{2},\ldots,p_{m},h):=-g(T+T_{0},x^{2},\ldots,x^{m},p_{2},\ldots,p_{m},h).$
Поскольку
$\dot{x}^{1}=\frac{\partial H}{\partial p_{1}}\neq 0,$
мы можем параметризовать траекторию лежащую на $E_{h}$араметром $x^{1}$. Тогда
$b=\frac{1}{\frac{\partial H}{\partial p_{1}}}.$
10.
Форма $\alpha$вляется относительным интегральным инвариантом (Пуанкаре-Картана) системы (16):
$L_{\tilde{w}}\alpha=d\mathscr{F},\quad\mathscr{F}=p_{i}\frac{\partial H}{\partial p_{i}}-H.$ (19)
Доказательство
Эта теорема доказывается прямым вычислением с помощью формулы (4). Но удобней использовать формулу гомотопии и теорему 9:
$L_{\tilde{w}}\alpha=di_{\tilde{w}}\alpha+i_{\tilde{w}}d\alpha,\quad di_{\tilde{w}}\alpha=d\mathscr{F}.$
ЧТД
Если функция Гамильтона $H$опускает преобразование Лежандра по импульсам, то $\mathscr{F}$ – это лагранжиан соответствующей системы уравнений Лагранжа.
11.
Пусть $\gamma\subset\tilde{N}$ – гладкая замкнутая кривая. Тогда интеграл
$\int_{g^{\tau}(\gamma)}\alpha$
не зависит от $\tau$.
Эта теорема является следствием теоремы 3.
ЧТД
3.
Из замечания 1 следует, что форма $d\alpha$вляется интегральным инвариантом: $L_{\tilde{w}}d\alpha=0.$
12.
Пусть $\Sigma\subset\tilde{N}$ – относительно компактное гладкое двумерное подмногообразие. Тогда интеграл
[…]
не зависит от $\tau.$
Эта теорема является следствием теоремы 2.
13.
Пусть $\Sigma\subset N$ – относительно компактное гладкое двумерное подмногообразие. Тогда интеграл
$\int_{G^{t}_{t_{0}}(\Sigma)}\beta$
не зависит от $t,t_{0}$.
Доказательство. Эта теорема является следствием теоремы 5. Действительно, поскольку
$d_{z}\beta=0,\quad i_{w}\beta=-d_{z}H,$
имеем
$\frac{\partial\beta}{\partial t}+L_{w}\beta=d_{z}i_{w}\beta+i_{w}d_{z}\beta=0.$
ЧТД
2.
Из теоремы 13 следует, что $G^{t}_{t_{0}}$охраняет форму $\beta:$
$(G^{t}_{t_{0}})_{*}\beta=\beta,$ (20)
т.е. сдвиг вдоль траекторий гамильтоновой системы является симплектическим отображением.
Из формулы (20) следует, что сдвиг вдоль траекторий системы уравнений Гамильтона сохраняет фазовый объем:
[…]
14.
Если $\gamma\subset N$ – замкнутая кривая, то интеграл
[…]
не зависит от $t,t_{0}$.
Эта теорема является следствием теоремы 5. Действительно,
$\frac{\partial\zeta}{\partial t}+L_{w}\zeta=d_{z}i_{w}\zeta+i_{w}d_{z}\zeta=d_{z}\Big{(}p_{i}\frac{\partial H}{\partial p_{i}}-H\Big{)},\quad\zeta=p_{i}dx^{i}.$
7.
Рассмотрим систему с гамильтонианом
$H(t,x,p),\quad x=(x^{1},\ldots,x^{m}),\quad p=(p_{1},\ldots,p_{m})\in\mathbb{R}^{m},\quad t\in\mathbb{R}.$
Гамильтониан однороден по импульсам:
$H(t,x,\lambda p)=\lambda H(t,x,p),\quad\forall\lambda>0.$
Напомним, что для таких однородных функций верна теорема Эйлера:
$H=p_{i}\frac{\partial H}{\partial p_{i}}.$
Через $\gamma\subset N$бозначим компактный отрезок гладкой кривой. Доказать, что интеграл
[…]
не зависит от $t,t_{0}$.
8.
Пусть гамильтониан $H$ – такой же, как в задаче (7). Зафиксируем начальное условие $x(0)=\hat{x}$, а начальное условие $p(0)=\hat{p}$удем считать параметром.
Соответствующее решение уравнений Гамильтона имеет вид $x(t,\hat{p}),p(t,\hat{p}).$оказать равенство:
$\frac{\partial x^{i}(t,\hat{p})}{\partial\hat{p}_{s}}p_{i}(t,\hat{p})=0,\quad s=1,\ldots,m.$ (21)
Указание: проверить равенство при $t=0$оказать, что
$\frac{d}{dt}\Big{(}\frac{\partial x^{i}(t,\hat{p})}{\partial\hat{p}_{s}}p_{i}(t,\hat{p})\Big{)}=0.$
Используя результат задачи 4, можно показать, что форма $p_{i}dt\wedge dx^{i}$вляется относительным интегральным инвариантом системы (16), а форма $dt\wedge dp_{i}\wedge dx^{i}$ – абсолютным.
5. Характеристическое свойство уравнения Гамильтона-Якоби
15.
1) Предположим, что функция $S=S(t,x)$довлетворяет уравнению Гамильтона-Якоби:
$H\Big{(}t,x,\frac{\partial S}{\partial x}\Big{)}+\frac{\partial S}{\partial t}=0.$
Тогда график
$\Gamma=\Big{\{}p_{i}=\frac{\partial S}{\partial x^{i}}(t,x),\quad i=1,\ldots,m\Big{\}}$
является $m+1$-мерной инвариантной поверхностью уравнений (16) в расширенном фазовом пространстве $\tilde{N}$. Другими словами, многообразие $\Gamma$остоит из траекторий системы (16).
2) Обратно, пусть поверхность с графиком
$p=\frac{\partial S}{\partial x},\quad S=S(t,x)$
инвариантна относительно потока системы (16). Тогда найдется функция времени $\psi$акая, что функция $S$довлетворяет уравнению
$H\Big{(}t,x,\frac{\partial S}{\partial x}\Big{)}+\frac{\partial S}{\partial t}=\psi(t).$
[…]
3) если $S$ – решение уравнения Гамильтона-Якоби, то $\alpha\mid_{\Gamma}=dS$.
Последнее утверждение очевидно, докажем 1).
Переменные $t,x$вляются локальными координатами на поверхности $\Gamma$.
Пусть $x(t)$ – решение системы
$\dot{x}^{i}=\frac{\partial H}{\partial p_{i}}\Big{(}t,x,\frac{\partial S}{\partial x}(t,x)\Big{)}.$
Покажем, что
$x(t),\quad p(t)=\frac{\partial S}{\partial x}(t,x(t))$
– решение уравнений Гамильтона.
Действительно, введем функцию
$F(t,x)=H\Big{(}t,x,\frac{\partial S}{\partial x}\Big{)}.$
Тогда
$\frac{\partial F}{\partial x^{i}}=\frac{\partial H}{\partial x^{i}}+\frac{\partial H}{\partial p_{s}}\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{i}\partial x^{s}}.$ (22)
Имеем
$\dot{p}_{k}$ $=\frac{\partial^{2}S}{\partial t\partial x^{k}}+\frac{\partial H}{\partial p_{s}}\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{k}\partial x^{s}}=\frac{\partial^{2}S}{\partial t\partial x^{k}}+\frac{\partial F}{\partial x^{k}}-\frac{\partial H}{\partial x^{k}}$
$=\frac{\partial}{\partial x^{k}}\Big{(}\frac{\partial S}{\partial t}+F\Big{)}-\frac{\partial H}{\partial x^{k}}=-\frac{\partial H}{\partial x^{k}}.$
Докажем 2). Для этого продифференцируем по времени равенство
$p_{i}(t)=\frac{\partial S}{\partial x^{i}}(t,x(t)),$
где $x(t),p(t)$ – решение уравнений Гамильтона. Имеем:
$-\frac{\partial H}{\partial x^{i}}=\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{i}\partial x^{r}}\frac{\partial H}{\partial p_{r}}+\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{i}\partial t}.$
Используя формулу (22), получаем
$\frac{\partial}{\partial x^{i}}\Big{(}\frac{\partial S}{\partial t}+F\Big{)}=0.$
ЧТД
Утверждение 3) теоремы влечет влечет два следствия.
Во-первых, поскольку операции дифференцирования и сужения перестановочны, имеем
$d\alpha\mid_{\Gamma}=0.$
Во-вторых, если $(\tau,x(\tau),p(\tau))$ – решение системы (16), лежащее на поверхности $\Gamma$, то верна формула
$S(t,x(t))-S(t_{0},x(t_{0}))$ $=\int_{t_{0}}^{t}\big{(}p_{i}(\tau)\dot{x}^{i}(\tau)-H(\tau,(x(\tau),p(\tau))\big{)}d\tau$
[…]
где $L$ – лагранжиан.
Второе равенство в этой формуле имеет место только если к функции $H$ожно корректно применить преобразование Лежандра по импульсам. Действительно,
$p_{i}(\tau)\dot{x}^{i}(\tau)-H(\tau,(x(\tau),p(\tau))=p_{i}(\tau)\frac{\partial H}{\partial x^{i}}-H(\tau,(x(\tau),p(\tau)).$
Для систем классической механики с преобразованием Лежандра проблем не возникает.
Отметим, что если гамильтониан $H$днороден по импульсам, как в задаче 7, то первая строчка формулы (23) приобретает вид
$S(t,x(t))=S(t_{0},x(t_{0})).$
6. Уравнение эйконала и лемма Гаусса
6.1. Уравнение эйконала
Пусть $M$ – риманово многообразие c локальными координатами $x=(x^{1},\ldots,x^{m})$етрикой $g_{ij}(x)$.
Пусть $x(t)$ – решение системы уравнений Лагранжа с лагранжианом
$L=\frac{1}{2}g_{ij}(x)\dot{x}^{i}\dot{x}^{j},\quad H=\frac{1}{2}g^{ij}(x)p_{i}p_{j},$ (24)
и
$x(0)=\hat{x},\quad p_{i}=\frac{\partial L}{\partial\dot{x}^{i}}=g_{ij}(x)\dot{x}^{j}.$
Более того, будем считать, что константа интеграла энергии на $x(t)$авна $1/2$:
$|\dot{x}(t)|^{2}=g_{ij}(x(t))\dot{x}^{i}(t)\dot{x}^{j}(t)=1.$ (25)
Тогда $x(t)$ – это параметрическое уравнение геодезической, и $t$ – натуральный параметр.
16.
Пусть функция $f:M\to\mathbb{R}$вляется решением уравнения333которое называется the eikonal equation
$|\nabla f|^{2}=g^{ij}\frac{\partial f}{\partial x^{i}}\frac{\partial f}{\partial x^{j}}=1,\quad\nabla f=g^{ij}\frac{\partial f}{\partial x^{i}}\frac{\partial}{\partial x^{j}}.$ (26)
Тогда если геодезическая $x(t)$ачинается на поверхности уровня
$\Psi_{\hat{x}}=\{x\in M\mid f(x)=f(\hat{x})\},\quad\hat{x}\in\Psi_{\hat{x}}$
и перпендикулярна ей:
$\frac{\partial f}{\partial x^{i}}(\hat{x})=g_{ij}(\hat{x})\dot{x}^{j}(0),$ (27)
то
1) она перпендикулярна каждой поверхности уровня $\Psi_{x(t)}$, которую пересекает:
$\frac{\partial f}{\partial x^{i}}(x(t))=g_{ij}(x(t))\dot{x}^{j}(t);$
2) $f(x(t))-f(\hat{x})=t.$
Доказательство теоремы 16
Функция $S(t,x)=f(x)-t/2$вляется решением уравнения Гамильтона-Якоби с гамильтонианом (24). Причем в силу условия (27) и теоремы 15 геодезическая $x(t)$ежит на поверхности $\Gamma$:
$p_{i}(t)=g_{ij}(x(t))\dot{x}^{j}(t)=\frac{\partial S}{\partial x^{i}}(x(t))=\frac{\partial f}{\partial x^{i}}(x(t)).$
Это значит, что вектор $\dot{x}(t)$ерпендикулярен поверхности уровня $\Psi_{x(t)}$.
В силу формулы (25) имеем
[…]
поэтому из формулы (23) находим
$S(t,x(t))-S(0,\hat{x})=\frac{t}{2}.$
Это равенство эквивалентно утверждению 2) теоремы.
Теорема 16 доказана.
17.
Если задана гладкая гиперповерхность $\Sigma\subset M$, то локально, в окрестности этой гиперповерхности, существует, и притом единственная с точностью до знака, гладкая функция $f$, удовлетворяющая уравнению (26) и такая, что
$f\mid_{\Sigma}=0.$ (28)
Доказательство
Выберем какую-нибудь точку $\hat{x}\in\Sigma$ведем в окрестности $U$той точки локальные координаты $x$ак, что $U\cap\Sigma=\{x^{1}=0\}.$равнение
$g^{ij}(x)s_{i}s_{j}=1$ (29)
имеет решение $s_{1}=\hat{s}_{1}=\frac{1}{\sqrt{g^{11}(\hat{x})}},\quad s_{2}=\ldots=s_{m}=0,\quad x=\hat{x}$, причем
$\frac{\partial}{\partial s_{1}}g^{ij}(x)s_{i}s_{j}\Big{|}_{s_{2}=\ldots,=s_{m}=0,\,\,x=\hat{x},\,\,s_{1}=\hat{s}_{1}}=2\sqrt{g^{11}(\hat{x})}\neq 0.$
По теореме о неявной функции уравнение (29) локально разрешимо:
$s_{1}=\varphi(x,s_{2},\ldots,s_{m}).$
Таким образом, уравнение (26) эквивалентно следующему
$\frac{\partial f}{\partial x^{1}}=\varphi\Big{(}x,\frac{\partial f}{\partial x^{2}},\ldots,\frac{\partial f}{\partial x^{m}}\Big{)}.$
Условие (28) приобретает вид
$f\mid_{x^{1}=0}=0.$
Данная задача Коши решается методом характеристик при малых $|x^{1}|$.
Единственность вытекает из утверждения 2) теоремы 16.
Теорема доказана.
9.
Пусть функция $f:M\to\mathbb{R}$акова, что
$|\nabla f|^{2}=1.$
Доказать, что все решения уравнения
$\dot{x}=\nabla f$ (30)
являются геодезическими.
Решение задачи 9
Решение почти дословно повторяет уже приведенные рассуждения.
Используем то же решение уравнения Гамильтона-Якоби: $S(t,x)=-t/2+f(x)$.
Зафиксируем произвольное начальное условие для уравнения (30): $x(0)=\hat{x}$, и положим $\hat{p}=S_{x}(0,\hat{x}).$
Пусть $(x,p)(t)$ – решение уравнений Гамильтона с данными начальными условиями. Это, в частности, значит, что $x(t)$ – решение уравнений Лагранжа, а значит $x(t)$ – геодезическая.
По теореме 15
$p_{i}(t)=g_{ij}(x(t))\dot{x}^{j}(t)=\frac{\partial S}{\partial x^{i}}=\frac{\partial f}{\partial x^{i}}.$
Таким образом, $x(t)$ – решение уравнений (30).
Но можно действовать иначе. Всякое решение уравнения (30) доставляет минимум функционалу действия по Гамильтону:
[…]
Следовательно, всякое решение уравнения (30) является решением уравнений Лагранжа с Лагранжианом
$L=\frac{1}{2}|\dot{x}-\nabla f|^{2},$
который с точностью до добавления полной производной по времени совпадает с
$\frac{1}{2}|\dot{x}|^{2}.$
10.
Пусть $f(x,a)$$\ell-$параметрическое семейство решений уравнения эйконала, $a=(a^{1},\ldots,a^{\ell})\in\mathbb{R}^{\ell}.$
Предположим, что уравнение
$\frac{\partial f}{\partial a}(x,a)=0$
разрешимо: $a=\theta(x)$.
Докажите, что огибающая
$\tilde{f}(x):=f(x,\theta(x))$
тоже является решением уравнения эйконала [2].
Покажите, что поверхность $\{\tilde{f}(x)=c\}$асается поверхностей семейства $\{f(x,a)=c\}$ри всех допустимых $a$.
6.2. Лемма Гаусса
Рассмотрим результат задачи 8 с точки зрения римановой геометрии.
Гамильтониан
$\mathcal{H}=\sqrt{g^{ij}(x)p_{i}p_{j}}$
однороден по импульсам. Функция $\mathcal{H}$вляется первым интегралом данной системы. Рассмотрим решения $x(t),p(t)$той системы c фиксированным начальным условием
$x(0)=\hat{x},$
и для которых
$\mathcal{H}=1.$ (31)
При этом начальное условие $p(0)=\hat{p}$читаем параметром.
Легко видеть, что такие решения являются решениями гамильтоновой системы с гамильтонианом (24). Условие (31) равносильно условию (25). В частности, $t$ – натуральный параметр, а сами решения $x(t)$писанного вида являются геодезическими на $M$, выпущенными из точки $\hat{x}$.
Рассмотрим сферу
$C=\{v=(v^{1},\ldots,v^{m})\in T_{\hat{x}}M\mid|v|^{2}=g_{ij}(\hat{x})v^{i}v^{j}=1\}.$
Каждому вектору $v\in C$оответствует геодезическая $x_{v}(t),\quad x_{v}(0)=\hat{x},\quad x_{v}(0)=v$.
Выберем настолько малое $\tau>0$, что никакие две разные геодезические из семейства $\{x_{v}\}_{v\in C}$е пересекаются при $t\in(0,\tau]$, и множество $\Sigma=\{x_{v}(\tau)\in M\mid v\in C\}$вляется гладким многообразием размерности $m-1$.
18.
Вектор $\dot{x}_{v}(\tau)\in T_{x_{v}(\tau)}M$ерпендикулярен многообразию $\Sigma$.
Действительно, рассмотрим произвольную гладкую кривую
$x=x_{v(\xi)}(\tau),\quad|v(\xi)|=1$
на многообразии $\Sigma$, здесь $\xi\in\mathbb{R}$ – параметр на кривой.
Вектор
$\frac{dx^{i}_{v(\xi)}(\tau)}{d\xi}=\frac{\partial x^{i}_{v}}{\partial v^{r}}\frac{dv^{r}}{d\xi}=\frac{\partial x^{i}_{v}}{\partial\hat{p}_{j}}\frac{\partial\hat{p}_{j}}{\partial v^{r}}\frac{dv^{r}}{d\xi}=\frac{\partial x^{i}_{v}}{\partial\hat{p}_{j}}g_{jr}(\hat{x})\frac{dv^{r}}{d\xi}=\frac{\partial x^{i}_{v}}{\partial\hat{p}_{j}}\frac{d\hat{p}_{j}}{d\xi}.$
является касательным к $\Sigma$.
Равенство (21) записывается следующим образом
$\frac{\partial x^{i}_{v}}{\partial\hat{p}_{j}}g_{il}(x_{v}(\tau))\dot{x}^{l}_{v}(\tau)=0.$
Откуда
$g_{il}(x_{v}(\tau))\dot{x}^{l}_{v}(\tau)\frac{d}{d\xi}x^{i}_{v}(\tau)=0.$
Что и доказывает теорему.
7. Канонические преобразования, производящие функции
7.1. Канонические преобразования
Пусть функция $f$пределена на расширенном фазовом пространстве системы (15) $\tilde{N}:\quad f=f(t,x,p)$. Введем операцию
$\delta f=\frac{\partial f}{\partial x^{i}}dx^{i}+\frac{\partial f}{\partial p_{i}}dp_{i},\quad df=\delta f+\frac{\partial f}{\partial t}dt.$
3[1].
Преобразование (здесь синоним замены координат) расширенного фазового пространства $\tilde{N}$
$(t,x,p)\mapsto(t,X,P),\quad X=X(t,x,p),\quad P=P(t,x,p)$
назовем каноническим, если
$\delta P_{i}\wedge\delta X^{i}=dp_{i}\wedge dx^{i}.$ (32)
Здесь и далее $t,x,p$ – независимые переменные.
Говоря неформально, каноническое преобразование – это множество симплектических преобразований многообразия $N$, параметризованное параметром $t$. В качестве примера см. Следствие 2.
Формула (32) локально эквивалентна следующей
$p_{i}dx^{i}-P_{i}\delta X^{i}=\delta S(t,x,p),$
где $S$ – некоторая функция.
Это равенство представляется в виде
$-P_{i}dX^{i}+P_{i}\frac{\partial X^{i}}{\partial t}dt+p_{i}dx^{i}=dS-\frac{\partial S}{\partial t}dt.$ (33)
19.
В координатах $(X,P)$амильтонова система (15) сохраняет канонический вид:
$\dot{P}_{i}=-\frac{\partial K}{\partial X^{i}},\quad\dot{X}^{i}=\frac{\partial K}{\partial P_{i}},$
где
$K(t,X,P)=\Big{(}P_{i}\frac{\partial X^{i}}{\partial t}+\frac{\partial S}{\partial t}+H\Big{)}\Big{|}_{(x,p)\mapsto(X,P)}.$
Действительно, по формуле (33) имеем:
$\alpha=p_{i}dx^{i}-Hdt=P_{i}dX^{i}-Kdt+dS,$ (34)
и утверждение теоремы 19 следует из теоремы 9.
3.
Если каноническое преобразование не зависит от времени:
$P=P(x,p),\quad X=X(x,p),$
то гамильтониан преобразуется как функция, в которой заменили переменные:
$K(t,X,P)=H(t,x(X,P),p(X,P)).$
7.2. Производящие функции
4.
Каноническое преобразование (или замена координат) $(t,x,p)\mapsto(t,X,P)$азывается свободным, если
$\det\Big{(}\frac{\partial X^{i}}{\partial p_{j}}\Big{)}\neq 0.$ (35)
Таким образом, в случае свободного канонического преобразования, по теореме о неявной функции функция $S$ожет быть выражена через переменные $(t,x,X)$, которые оказываются локальными координатами в $\tilde{N}$. Мы обозначим эту функцию через $S_{1}:\quad S=S_{1}(t,x,X).$
Формула (34) приобретает вид
$p_{i}dx^{i}-Hdt=P_{i}dX^{i}-Kdt+\frac{\partial S_{1}}{\partial t}dt+\frac{\partial S_{1}}{\partial x^{i}}dx^{i}+\frac{\partial S_{1}}{\partial X^{i}}dX^{i}.$ (36)
Откуда
$p_{i}$ $=\frac{\partial S_{1}}{\partial x^{i}},\quad P_{i}=-\frac{\partial S_{1}}{\partial X^{i}};$ (37)
$K$ $=H+\frac{\partial S_{1}}{\partial t}.$ (38)
Условие (35) приобретает вид
$\det\Big{(}\frac{\partial^{2}S_{1}}{\partial x^{i}\partial X^{j}}\Big{)}\neq 0.$ (39)
Обратно, если условие (39) выполнено, то формулы (37) задают каноническое преобразование. Действительно, проверим, что якобиан замены $(x,p)\mapsto(X,P)$е обращается в 00 ни при каком $t$. Для этого представим указанную замену в виде композиции замен
$(x,p)\mapsto(x^{\prime},X^{\prime})\mapsto(X,P).$
Первая замена является обратной к замене
$x=x^{\prime},\quad p=\frac{\partial S_{1}}{\partial x}(t,x^{\prime},X^{\prime}),$
ее якобиан равен
$\det\Big{(}\frac{\partial^{2}S_{1}}{\partial x^{i}\partial X^{j}}\Big{)}^{-1}.$
Вторая замена задается формулами
$X=X^{\prime},\quad P=-\frac{\partial S_{1}}{\partial X}(t,x^{\prime},X^{\prime}),$
ее якобиан равен
$\det\Big{(}\frac{\partial^{2}S_{1}}{\partial x^{i}\partial X^{j}}\Big{)}.$
Таким образом, функция $S_{1}$, удовлетворяющая неравенству (39), задает свободное каноническое преобразование, которое восстанавливается по формулам (37). Функция $S_{1}$азывается производящей.
Гамильтониан $K$истемы в новых координатах $(X,P)$ается формулой (38).
4.
Если мы знаем производящую функцию, которая удовлетворяет уравнению Гамильтона-Якоби
$H\Big{(}t,x,\frac{\partial S_{1}}{\partial x}\Big{)}+\frac{\partial S_{1}}{\partial t}=0,$
то в новых координатах гамильтониан окажется равным нулю, а система уравнений Гамильтона интегрируется в квадратурах.
Рассмотрим композицию канонических замен
$(x,p)\mapsto(\tilde{X},\tilde{P})\mapsto(X,P).$
Первая замена строится с помощью производящей функции $S_{1}$:
$p_{i}=\frac{\partial S_{1}}{\partial x^{i}},\quad\tilde{P}_{i}=-\frac{\partial S_{1}}{\partial\tilde{X}^{i}},\quad S_{1}=S_{1}(t,x,\tilde{X});$ (40)
вторая является канонической перестановкой:
$\tilde{X}=P,\quad\tilde{P}=-X.$
Таким образом, замена $(x,p)\mapsto(X,P)$ыражается через производящую функцию $S_{2}(t,x,P)=S_{1}(t,x,P)$ри этом формулы (40) приобретают вид:
$p_{i}=\frac{\partial S_{2}}{\partial x^{i}},\quad X^{i}=\frac{\partial S_{2}}{\partial P_{i}};$
условие (39) приобретает вид:
$\det\Big{(}\frac{\partial^{2}S_{2}}{\partial x^{i}\partial P^{j}}\Big{)}\neq 0;$
условие (35) – вид:
$\det\Big{(}\frac{\partial P_{i}}{\partial p_{j}}\Big{)}\neq 0.$
Подвергая канонической перестановке лишь несколько пар сопряженных переменных $\tilde{X}^{i},\tilde{P}_{i}$, мы, действуя как и выше, можем получить $2^{m}$азличных производящих функций.
5.
Примером канонического преобразования, получаемого с помощью функции $S_{2},$вляется тождественное преобразование:
$P=p,\quad X=x,\quad S_{2}=P_{i}x^{i}.$
5.
Функция $S=S(t,x,b)$, зависящая от $m$араметров $b=(b_{1},\ldots,b_{m})$, называется полным интегралом уравнения Гамильтона-Якоби
$H\Big{(}t,x,\frac{\partial S}{\partial x}\Big{)}+\frac{\partial S}{\partial t}=0,$
если она является решением уравнения Гамильтона-Якоби при всех $b$
$\det\Big{(}\frac{\partial^{2}S}{\partial x\partial b}\Big{)}\neq 0.$
Таким образом, если известен полный интеграл уравнения Гамильтона-Якоби, то система уравнений Гамильтона интегрируется в квадратурах. См. замечание 4.
Вектор параметров $b$ожет интерпретироваться как набор новых координат (получится функция $S_{1}$), либо как набор новых импульсов (получится функция $S_{2}$), либо как набор, состоящий частью из новых координат, а частью из новых импульсов.
8. Гамильтонова версия теоремы о выпрямлении векторного поля
Предположим, что гамильтониан системы (15) не зависит от времени $H=H(z).$
20.
Предположим, что функция Гамильтона $H$евырождена в некоторой точке $\tilde{z}\in N:$
$dH(\tilde{z})\neq 0.$
Тогда в некоторой малой открытой окрестности $U$очки $\tilde{z}$уществуют координаты
$Z=(X,P)=(X^{1},\ldots,X^{m},P_{1},\ldots,P_{m}),\quad Z=Z(x,p)$
такие, что
1) $dp_{i}\wedge dx^{i}=dP_{i}\wedge dX^{i};$
2) в новых координатах гамильтониан имеет вид $H=X^{1}+\mathrm{const}.$
Доказательство
Не сужая общности можно считать, что $\tilde{z}=0,$
$H(0)=0,\quad\frac{\partial H}{\partial p_{1}}(0)\neq 0.$ (41)
Тогда по теореме о неявной функции уравнение
$H(x,p)=X^{1}$
однозначно разрешимо при малых $|X^{1}|,|x|,|p|:$
$p_{1}=\phi(x,p_{2},\ldots,p_{m},X^{1}),\quad H(x,\phi,p_{2},\ldots,p_{m})=X^{1}.$
(Ср. с (17).) Отсюда и из (41) получаем
$\phi(0)=0,\quad\frac{\partial H}{\partial p_{1}}(0)\cdot\frac{\partial\phi}{\partial X^{1}}(0)=1.$ (42)
Рассмотрим следующую задачу Коши:
$\frac{\partial S}{\partial x^{1}}=\phi\Big{(}x,\frac{\partial S}{\partial x^{2}},\ldots,\frac{\partial S}{\partial x^{m}},X^{1}\Big{)},\quad S\mid_{x^{1}=0}=\sum_{k=2}^{m}x^{k}X^{k},\quad S=S(x,X).$ (43)
Из метода характеристик мы знаем, что при малых $|x|,\,|X|$та задача Коши имеет решение $S=S(x,X)$.
По построению, уравнение (43) эквивалентно уравнению
$H\Big{(}x,\frac{\partial S}{\partial x}\Big{)}=X^{1}.$
Таким образом, для завершения доказательства нам осталось проверить, что $S(x,X)$ – производящая функция канонической замены координат $(x,p)\mapsto(X,P);$
$p=\frac{\partial S}{\partial x},\quad P=-\frac{\partial S}{\partial X}.$
Значениям $x=0,\quad p=0$оответствуют значения $X=0,\quad P=0$.
Действительно, в силу (43) имеем
$\frac{\partial^{2}S}{\partial x\partial X}\Big{|}_{x=X=0}=\begin{bmatrix}\frac{\partial\phi}{\partial X^{1}}&\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{1}\partial X^{2}}&\dots&\frac{\partial^{2}S}{\partial x^{1}\partial X^{m}}\\ 0&1&\ldots&0\\ \vdots&\vdots&\ddots&\vdots\\ 0&0&\dots&1\end{bmatrix},\quad\det\frac{\partial^{2}S}{\partial x\partial X}\Big{|}_{x=X=0}=\frac{\partial\phi}{\partial X^{1}}.$
В силу (42)
$\frac{\partial\phi}{\partial X^{1}}(0)\neq 0.$
Теорема доказана.
9. Уравнение Гамильтона-Якоби в общем случае: метод характеристик
В теории уравнений в частных производных уравнением Гамильтона-Якоби называют уравнение более общего вида, чем рассмотренное выше:
$u_{t}+f\Big{(}t,x,u,\frac{\partial u}{\partial x}\Big{)}=0.$ (44)
Здесь $f=f(t,x,\xi,p)$ – гладкая скалярная функция переменных
$t,\xi\in\mathbb{R},\quad p=(p_{1},\ldots,p_{m}),\,x=(x^{1},\ldots,x^{m})\in\mathbb{R}^{m}.$
Рассмотрим систему обыкновенных дифференциальных уравнений:
$\dot{\xi}$ $=p_{i}\frac{\partial f}{\partial p_{i}}-f,$ (45)
$\dot{p}_{i}$ $=-\frac{\partial f}{\partial x^{i}}-\frac{\partial f}{\partial\xi}p_{i},$
$\dot{x}^{i}$ $=\frac{\partial f}{\partial p_{i}}.$
Расширенное фазовое пространство этой системы – это пространство переменных
$(t,x,\xi,p)\in\mathbb{R}^{2m+2}.$
Если функция $f$е зависит от $\xi$, то уравнения на $x,p$истеме (45) отделяются и превращаются в уравнения Гамильтона, а уравнение (44) превращается в уравнение Гамильтона-Якоби из предыдущих разделов.
Система (45) называется характеристической для уравнения (44), а ее решения характеристиками.
Следующая теорема доказывается аналогично теореме 15.
21.
Пусть $u=u(t,x)$ – решение уравнения (44). Тогда $m+1$-мерное подмногообразие (график)
$G=\Big{\{}\xi=u(t,x),\quad p_{i}=\frac{\partial u}{\partial x^{i}}(t,x),\qquad i=1,\ldots,m\Big{\}}$
расширенного фазового пространства является инвариантным многообразием системы (45), дополненной уравнением $\dot{t}=1$, и верна формула
$(p_{i}dx^{i}-fdt-d\xi)\mid_{G}=0,$
или, что то же самое,
$(p_{i}dx^{i}-fdt)\mid_{G}=du.$
Данная теорема указывает путь решения задачи Коши для уравнения (44). Действительно, снабдим это уравнение начальными условиями
$u\mid_{t=0}=\hat{u}(x).$ (46)
Зададим начальные условия для системы (45) следующим образом:
$x\mid_{t=0}=\hat{x},\quad\xi\mid_{t=0}=\hat{u}(\hat{x}),\quad p\mid_{t=0}=\frac{\partial\hat{u}}{\partial x}(\hat{x}),$
и пусть $(x,\xi,p)=(X,\Xi,P)(t,\hat{x})$ – решение системы (45) с указанными начальными условиями.
Тогда решение $u(t,x)$адачи Коши (44)-(46) находится из уравнений
$u=\Xi(t,\hat{x}),\quad x=X(t,\hat{x}).$
В силу теоремы о неявной функции при малых $|t|$оследнее уравнение разрешимо относительно $\hat{x}$.
Данный метод решения задачи Коши (44)-(46) называется методом характеристик.
Список литературы
  • [1] В. Арнольд: Математические методы классической механики. Москва, <<Наука>>, 1989.
  • [2] L. Evans: Partial Differential Equations. American Math Society, 2010.
  • [3] Э. Картан: Интегральные инварианты. Москава, 1940.
  • [4] В. Козлов: Общая теория вихрей. РХД, 1998.
  • [5] Н. Кочин, И. Кибель, Н. Розе: Теоретическая гидродинамика. Часть 1, Москва, 1963.
  • [6] С. Новиков, И. Тайманов: Современные геометрические структуры и поля. МЦНМО, Москва, 2005.