### v4

Аннотация
Slow decay of correlations for generic mixing automorphisms. Given $\psi(n)\to+0$ and nonzero $f\in L_{2}(\mu)$, we prove that for the Alpern-Tikhonov generic mixing automorphism $T$ of $(X,\mu)$ the set $\{n\,:\,|(T^{n}f,f)|>\psi(n)\}$ is infinite.
Для произвольной последовательности $\psi(n)\to+0$нтегрируемой в квадрате ненулевой функци $f$ля типичного относительно метрики Альперна-Тихонова перемешивающего автоморфизма $T$становлено медленное убывание корреляций относительно $\psi(n)$: неравенство $|(T^{n}f,f)|>\psi(n)$ыполняется для бесконечного множества значений $n$.
1 Введение
Пусть $T$ – автоморфизм вероятностного пространства $(X,\mu)$, мы также обозначаем через $T$твечающий ему унитарный оператор в $L_{2}(\mu)$. В работах [2],[10] С. Альперн и С.В. Тихонов ввели полную метрику на множестве $Mix$сех перемешивающих автоморфизмов пространства $(X,\mu)$. В связи с этим возникают задачи о типичности в смысле Бэра тех или иных свойств перемешивающих преобразований. Традиционно говорят "типичный автоморфизм обладает сингулярным спектром"(это доказано в [10]) вместо "все элементы некоторого плотного $G_{\delta}$-множества обладают сингулярным спектром".
В заметке дан ответ на вопрос И.В. Подвигина о медленном убывании корреляций для типичного перемешивающего автоморфизма. Решение использует конструкции ранга один и метод аппроксимации перемешивающего преобразования неперемешивающими, изложенный в [7]. Свойство неперемешивающих преобразований (в нашем случае медленное убывание корреляций) наследуются предельным перемешивающим автоморфизмом. Теорема Баштанова [3] о плотности класса сопряженности в $Mix$озволяет из одного такого специального примера стандартным способом получить плотное $G_{\delta}$-множество перемешивающих автоморфизмов с медленным убыванием корреляций.
В заключичительной части заметки мы покажем, что гипотеза о перемешивающих преобразованиях из работы [6] неверна. Не только перемешивающие автоморфизмы, как это предполагала гипотеза, но все мягко перемешивающие автоморфизмы (и только они) не допускают сходимость ненулевых средних $\frac{1}{{k_{n}}}\sum_{i=1}^{{k_{n}}}T^{i}f(x)$о скоростью $o(\frac{1}{k_{n}})$.
Замечание. Отметим, что типичный перемешивающий автоморфизм обладает рангом один [3]. Автор предложил в [9] другой метод доказательства этого факта и получил аналогичный результат для перемешивающих потоков ([9], теорема 7.1). Из этого вытекает, что такие потоки обладают тривиальным централизатором. С учетом результатов работы [7] можно доказать, что для типичных перемешивающих автоморфизмов и потоков их симметрические тензорные степени имеют однократный спектр.
2 Убывание корреляций для типичных перемешивающих автоморфизмов
В силу эргодической теоремы следующее утверждение содержательно для функций $f$улевым средним, когда корреляции стремятся к 0.
Теорема 1. Пусть $0\neq f\in L_{2}(\mu)$ $\psi(n)\to+0$ри $n\to\infty$. Для типичного перемешивающего автоморфизма $T$ножество $\{n\,:\,|(T^{n}f,f)|>\psi(n)\}$есконечно.
Отметим, что аналогичный результат справедлив для перемешивающих потоков. Напомним, как определяется метрика $r$а Mix, пространстве перемешивающих автоморфизмов. На группе $Aut(\mu)$сех атоморфизмов задана метрика Халмоша $\rho$:
$\rho(S,T)=\sum_{i}2^{-i}\left(\mu(SA_{i}\Delta TA_{i})+\mu(S^{-1}A_{i}\Delta T^{-1}A_{i})\right),$
где $\{A_{i}\}$ – некоторое фиксированное семейство, плотное в алгебре всех $\mu$-измеримых множеств. Введем на $Aut(\mu)$етрику $d_{w}$:
$d_{w}(S,T)=\sum_{i,j}2^{-i-j}\left|\mu(SA_{i}\cap A_{j})-\mu(TA_{i}\cap A_{j})\right|.$
На Mix метрика $r$адается следующим образом:
$r(S,T)=\rho(S,T)+\sup_{n>0}d_{w}(S^{n},T^{n}).$
В [10] доказано, что пространство $(Mix,r)$вляется полным и сепарабельным.
Чтобы найти типичное множество автоморфизмов с медленным убыванием корреляций, нам нужно предъявить пример такого автоморфизма. Говорим, что $T$бладает $(1-\varepsilon)$-перемешиванием, если всякий слабый предел его степеней $T^{n_{i}}$, $n_{i}\to\infty$, ограниченный на пространство функций с нулевым средним, имеет норму, не превосходящую $\varepsilon$. Отметим, что 1-перемешивание совпадает с обычным перемешиванием. Автоморфизм $T$бладает $\varepsilon$-жесткостью, если для некоторой последовательности $m_{k}\to\infty$ыпоняется $T^{m_{k}}\to\varepsilon I$. Для автоморфизма $T$ри одновременном выполнении свойств $\varepsilon$-жесткости и $(1-\varepsilon)$-перемешивания и функции $f$улевым средним имеем
$(T^{m_{k}}f,f)\to\varepsilon(f,f).$
Воспользовавшись методом работы [7], мы предъявим последовательность автоморфизмов $T_{k}$аких, что $T_{k}$бладает $(1-\varepsilon_{k})$-перемешиванием и $\varepsilon_{k}$-жесткостью, $\varepsilon_{k}\to+0$. Для заранее фиксированного набора функций $f_{i}\neq 0$, $i=1,2,\dots,k$удет выполнено $(T_{k}^{m_{k}}f_{i},f_{i})\ >\ \psi({m_{k}}).$втоморфизмы $T_{k}$мысле работы [7] аппроксимируют перемешивающий автоморфизм $T$, который наследует корреляции:
$(T^{m_{k}}f_{i},f_{i})\ >\ \psi({m_{k}}),\ i=1,2,\dots,k.$
Сформулируем вспомогательные утверждения и выведем из них теорему.
Лемма 2. Пусть $\psi(n)\to+0$адана последовательность функций $f_{k}\in L_{2}(\mu)$, $\|f_{k}\|=1$. Для некоторого перемешивающего автоморфизма $T$ерно, что для всяких $k$, $m$айдется $n>m$, для которого
$|(T^{n}f_{i},f_{i})|>\psi(n),\ i=1,2,\dots,k.$
Лемму 2 докажем позже. Для доказательства теоремы нам понадобится ее частный случай, когда $f_{k}=J_{k}f$ля некоторых автоморфизмов $J_{k}$.
Лемма 3. Пусть $\psi(n)\to+0$, $\|f\|_{2}=1$адан счетный набор автоморфизмов $J_{i}$. Найдется перемешивающий автоморфизм $T$акой, что для любых $k,m$ля некоторого $n>m$ыполнено
$|(J_{i}^{-1}T^{n}J_{i}f,f)|>\psi(n),\ i=1,2,\dots,k.$
Доказательство теоремы 1. Определим открытые в Mix множества
$Y_{m}=\{T\in Mix:|(T^{m}f,f)|>\psi(m)\}$
и $G_{\delta}$-множество
$G=\bigcap_{M}\bigcup_{m>M}Y_{m}.$
Нам нужно доказать, что $G$лотно относительно метрики $r$. Пусть семейство $\{J_{k}\}$лотно в $Aut(\mu)$тносительно метрики $\rho$. Рассмотрим перемешивающий автоморфизм $T$з леммы 3, тогда $\{J_{k}^{-1}TJ_{k}\}\subset G$. Теорема Баштанова [3] утверждает, что класс сопряженности $\{J^{-1}TJ\,:\,J\in Aut\}$лотен в Mix. Но в нем плотно относительно метрики $r$емейство $\{J_{k}^{-1}TJ_{k}:k\in{\mathbf{N}}\}$, что вытекает, например, из леммы 10 [10]. Поясним этот факт для полноты изложения. Из сходимости $J_{k^{\prime}}\to_{\rho}J$ (здесь $k^{\prime}$ – некоторая последовательность) в силу неравенства
$|\mu(T^{n}J_{k^{\prime}}A_{i}\cap J_{k^{\prime}}A_{j})-\mu(T^{n}JA_{i}\cap JA_{j})|\leq\mu(J_{k^{\prime}}A_{i}\Delta JA_{i})+\mu(J_{k^{\prime}}A_{j}\Delta JA_{j})$
вытекает равномерная по $n$ходимость
$\mu(T^{n}J_{k^{\prime}}A_{i}\cap J_{k^{\prime}}A_{j})\to\mu(T^{n}JA_{i}\cap JA_{j}).$
Получаем, что $J^{-1}TJ$етрике $d_{w}$, следовательно, и в метрике $r$риближается последовательностью $J_{k^{\prime}}^{-1}TJ_{k^{\prime}}$. Значит, семейство $\{J_{k}^{-1}TJ_{k}\}$лотно в Mix. Множество $G$ипично в Mix. Теорема доказана.
3 Конструкции ранга один
Для удобства читателя мы напомним определение преобразований ранга один. Из них мы позже выберем нужные примеры перемешивающих автоморфизмов $T$.
Фиксируем натуральное число $h_{1}\geq 1$ (высота башни на этапе $j=1$), последовательность $r_{j}\to\infty$ (число колонн, на которые виртуально разрезается башня этапа $j$) и последовательность целочисленных векторов (параметров надстроек)
$\bar{s}_{j}=(s_{j}(1),s_{j}(2),\dots,s_{j}(r_{j}-1),s_{j}(r_{j})).$
На шаге $j=1$адан полуинтервал $C_{1}$. Пусть на шаге $j$пределена система непересекающихся полуинтервалов $C_{j},TC_{j},\dots,T^{h_{j}-1}C_{j},$ричем на $C_{j},\dots,T^{h_{j}-2}C_{j}$ребразование $T$вляется параллельным переносом. Такой набор полуинтервалов называется башней этапа $j$, их объединение обозначается через $X_{j}$оже называется башней.
Представим $C_{j}$иде дизъюнктного объединения полуинтервалов $C_{j}^{i}$, $i=1,2,\dots,{r_{j}},$динаковой длины. Для каждого $i=1,2,\dots,r_{j}$ассмотрим так называемую колонну
$C_{j}^{i},TC_{j}^{i},T^{2}C_{j}^{i},\dots,T^{h_{j}-1}C_{j}^{i}.$
К каждой колонне с номером $i$обавим $s_{j}(i)$епересекающихся полуинтервалов (этажей) длины, равной длине интервала $C_{j}^{i}$. Полученные наборы интервалов при фиксированных $i$,$j$азываем надстроенными колоннами $X_{i,j}$. Отметим, что при фиксированном $j$о построению колонны $X_{i,j}$е пересекаются. Используя параллельный перенос интервалов, преобразование $T$еперь доопределим так, чтобы колонны $X_{i,j}$мели вид
$C_{j}^{i},TC_{j}^{i},\dots,T^{h_{j}}C_{j}^{i},T^{h_{j}+1}C_{j}^{i},\dots,T^{h_{j}+s_{j}(i)-1}C_{j}^{i},$
а верхние этажи колонн $X_{i,j}$ ($i<r_{j}$) преобразование $T$араллельным переносом отображало в нижние этажи колонн $X_{i+1,j}$:
[…]
Положив $C_{j+1}=C^{1}_{j}$, замечаем, что все указанные этажи надстроенных колонн в новых обозначениях имеют вид
$C_{j+1},TC_{j+1},T^{2}C_{j+1},\dots,T^{h_{j+1}-1}C_{j+1},$
образуя башню этапа $j+1$ысоты
$h_{j+1}=h_{j}r_{j}+\sum_{i=1}^{r_{j}}s_{j}(i).$
Частичное определение преобразования $T$а этапе $j$охраняется на всех последующих этапах. В результате получаем пространство $X=\cup_{j}X_{j}$братимое преобразование $T:X\to X$, сохраняющее стандартную меру Лебега $\mu$а $X$.
4 Доказательство леммы 2. Вынуждение перемешивания
Известно, что в случае $r_{j}\to\infty$, $s_{j}(i)=i$, соответствующая лестничная конструкция $S$вляется перемешивающей [1], [9]. Пусть конструкция $T$охожа на $S$:
[…]
Для $i>[(1-\varepsilon_{j})r_{j}]$араметры $s_{j}(i)$ыбираем произвольно, но будем считать, что высоты $h_{j}$онструкций $S$ $T$динаковы, т.е. суммы $\sum_{i=1}^{r_{j}}s_{j}(i)$динаковы для $S$ $T$.
Для нас важно, что при $\varepsilon_{j}\to+0$онструкция $T$еремешивает, это доказывается так же, как и для лестничной конструкции $S$.
Частичная жесткость, частичное перемешивание.
Пусть $0<\varepsilon<1,\varepsilon_{j}=\varepsilon,$аccмотрим конструкцию с параметрами
$s_{j}(i)=i$, если $0<i\leq[(1-\varepsilon)r_{j}]$,
$s_{j}(i)=v_{j}$, если $[(1-\varepsilon)r_{j}]<i<r_{j}$,
$s_{j}(r_{j})$ыбираем так, чтобы высоты $h_{j}$ля $T$ $S$ыли одинаковы.
[…]
$(T^{h_{j}+v_{j}}f\,,\,f)\to\varepsilon.$
Вынуждение перемешивания. Пусть $\varepsilon_{k}\to+0$, фиксированны функции $f_{1},f_{2},\dots,$. Мы находим последовательность конструкций $T_{k}$озрастающую последовательность этапов $j_{k}$акую, что при $n>k$араметры конструкций $T_{n}$ $T_{k}$динаковы для всех $j\leq j_{k}$ри $m_{k}=h_{j_{k}}+v_{j_{k}}$удет выполнено
$(T_{k}^{m_{k}}f_{i},f_{i})\ >\ \psi({m_{k}}),\ i=1,2,\dots,k.$ ($)𝑘$
Конструкция $T$о определению на всех этапах $j\leq j_{k}$меет те же параметры, что и конструкция $T_{k}$, поэтому она будет перемешивающей (напомним, что свойство перемешивания для нее доазывается также как и для обычной лестничной конструкции). Благодаря произвольному выбору (сколь угодно быстро растущих) этапов $j_{k}$ы можем обеспечить выполнение неравенства $(k)$ри подстановке $T$место $T_{k}$ (автоморфизмы $T$ $T_{k}$тличаются на множестве такой малой меры, что неравенство сохраняется). Это завершает доказательство леммы 2.
5 Эргодические средние и мягкое перемешивание
Переформулируем слегка теорему 1 работы [6].
Теорема 2. Пусть для эргодического автоморфизма $T$, некоторой ненулевой функциии $f\in L_{1}$улевым средним и последовательности $k_{n}\to\infty$ля почти всех $x$ыполнено
$\frac{1}{k_{n}}\sum_{i=1}^{k_{n}}T^{i}f(x)=o\left(\frac{1}{k_{n}}\right).$
Тогда для почти всех $x$меет место сходимость
$\frac{1}{N}\sum_{n=1}^{N}T^{k_{n}}f(x)\to\ f(x).$
В [6] показано, что перемешивающие автоморфизмы не удовлетворяют условиям теоремы 2, и высказана гипотеза о том, что этим свойством обладают только перемешивающие автоморфизмы. На самом деле этот класс существенно шире: он включает все мягко перемешивающие автоморфизмы, т.е. автоморфизмы без жесткого фактора (термин предложен в работе [4]). Отсутствие жесткого фактора означает отсутствие непостоянной функции $\chi\in L_{1}$акой, что для некоторой $k_{n}\to\infty$ыполнено
$\|T^{k_{n}}\chi-\chi\|_{1}\to 0.$
Покажем, что при выполнении условий цитируемой теоремы автоморфизм $T$е обладает мягким перемешиванием. Пусть последовательность функций $\frac{1}{N}\sum_{n=1}^{N}T^{k_{n}}f$ходятся к $f$.в., тогда она сходится по мере. С учетом абсолютной непрерывности интеграла Лебега получим сходимость по норме:
$\left\|\frac{1}{N}\sum_{n=1}^{N}T^{k_{n}}f-f\right\|_{1}\to 0,$ (2)2( 2 )
что является несложным упражнением. Будем считать, что $f$ещественная функция (общий случай сводится к этому стандартным способом). Пусть $A=\{x:\ a<f(x)<b\}$, причем выполнено $10<\mu(A)<$ 1. Так как $f\neq const$, такое множество $A$айдется. Из $(2)$ытекает, что
$\left\|\frac{1}{N}\sum_{n=1}^{N}T^{k_{n}}\chi_{A}-\chi_{A}\right\|_{1}\to 0.$
Но это означает, что для фиксированного $\varepsilon>0$ля большинства индексов $n$ыполнено $\|T^{k_{n}}\chi_{A}-\chi_{A}\|_{1}<\varepsilon$. Устремляя $\varepsilon$улю, выбираем последовательность $n(i)$акую, что
$\|T^{k_{n(i)}}\chi_{A}-\chi_{A}\|_{1}\to 0,\ k_{n(i)}\to\infty.$
Таким образом, $T$е является мягко перемешивающим. Замечаем также, что ограничение автоморфизма $T$а минимальную $T$- инвариантную сигма-алгебру, относительно которой измерима функция $f$, является жестким фактором. При наличии жесткого фактора быструю сходимость средних обеспечивают кограницы [6]. Подведем итог.
Теорема 3. Эргодический автоморфизм $T$довлетворяет условию теоремы 2 только в том случае, когда он обладает нетривиальным жестким фактором.
Среди многообразия мягко перемешивающих автоморфизмов, не обладающих свойством перемешивания, классическим примером является преобразование Чакона [5]. Среди недавних примеров отметим пуассоновские надстройки над преобразованиями ранга один с полиномиальными слабыми пределами, предложенными в [8]. Частично жесткие автоморфизмы из §4 также перемешивают мягко, но доказательство этого факта требует значительных усилий.
Благодарности. Автор признателен рецензенту за замечания.
Список литературы
  • [1] T.M. Adams, Smorodinsky’s conjecture on rank-one mixing, Proc. Amer. Math. Soc., 126 (1998), 739-744
  • [2] St. Alpern, Conjecture: In general a mixing transformation is not two-fold mixing, Ann. Probab., 13:1 (1985), 310-313
  • [3] А.И. Баштанов, Типичное перемешивание имеет ранг 1, Матем. заметки, 93:2 (2013), 163-171; A.I. Bashtanov, Generic Mixing Transformations Are Rank 1, Math. Notes, 93:2 (2013), 209-216
  • [4] H. Furstenberg and B. Weiss, The finite multipliers of infinite transformation, Lecture Notes in Maths 688 Springer: 1978, 127-132.
  • [5] A. del Junco, A.M. Rahe, L. Swanson, Chacon’s automorphism has minimal self-joinings, J. Analyse Math., 37 (1980), 276-284
  • [6] И. В. Подвигин, О возможных оценках скорости поточечной сходимости в эргодической теореме Биркгофа, Сиб. матем. журн., 63:2 (2022), 379-390; I.V. Podvigin, On possible estimates of the rate of pointwise convergence in the Birkhoff ergodic theorem, Siberian Math. J., 63:2 (2022), 316-325
  • [7] В.В. Рыжиков, Слабые пределы степеней, простой спектр симметрических произведений и перемешивающие конструкции ранга 1, Матем. сб., 198:5 (2007), 137-159; V.V. Ryzhikov, Weak limits of powers, simple spectrum of symmetric products, and rank-one mixing constructions, Sb. Math., 198:5 (2007), 733-754
  • [8] В. В. Рыжиков, Слабое замыкание бесконечных действий ранга 1, присоединения и спектр, Матем. заметки, 106:6 (2019), 894-903; V.V. Ryzhikov, Weak Closure of Infinite Actions of Rank 1, Joinings, and Spectrum, Math. Notes, 106:6 (2019), 957-965
  • [9] В.В. Рыжиков, О сохраняющих меру преобразованиях ранга один, Тр. ММО, 81:2 (2020), 281-318; V.V. Ryzhikov, Measure-preserving rank one transformations, Trans. Moscow Math. Soc., 81:2 (2020), 229-259
  • [10] С.В. Тихонов, Полная метрика на множестве перемешивающих преобразований, Матем. сб., 198:4 (2007), 135-158; S.V. Tikhonov, A complete metric in the set of mixing transformations, Sb. Math., 198:4 (2007), 575-596
V. V. Ryzhikov
Generic correlations and ergodic averages for strongly and mildly mixing automorphisms
For a sequence $\psi(n)\to+0$ and a square integrable non-zero function $f$ for the generic mixing automorphisms $T$ the set $\{n:\,|(T^{n}f,f)|>\psi(n)\}$ is infinite. The mildly mixing automorphisms $T$ do not have а convergence of nonzero averages $\frac{1}{k_{n}}\sum_{i=1}^{k_{n}}T^{i}f(x)$ with the rate $o\left(\frac{1}{k_{n}}\right)$.
Key words: correlations, ergodic averages, generic mixing automorphisms, partial and mild mixing, partial rigidity.