\begin{thebibliography}{99}


\bibitem{Dobr56}
%R. L. Dobrushin, Central Limit Theorem for Nonstationary Markov Chains. I, Teor. Veroyatnost. i Primenen., 1956, Volume 1, Issue 1, 72–89
%Р.Л. Добрушин, Центральная предельная теорема для неоднородных цепей Маркова, I,II, Теория вероятн. и ее применен., 1956, 1(1), 72--89, \& 1956, 1(4), 365-–425.
%https://www.mathnet.ru/rus/tvp4987, https://www.mathnet.ru/rus/tvp5010.
R.L. Dobrushin, Central limit theorems for non-stationary Markov chains I,II.Theory of Probab. and its Appl., 1956, 1, 65-80, 329-383.

\bibitem{Markov}
%А.А. Марков, Исследование общего случая испытаний, связанных в цепь,Записки Академии наук по физ.-матем. отделению, 1910, VIII серия, 25, №3; А.А. Марков, Избранные труды, 1951, М., изд. АН СССР, 465—509.
%
%A.A. Markov, An investigation of the general case of trials connected into a chain, 
A.A. Markov, Investigation of the general case of trials associated into a chain (in Russian),
Zapiski. Akad. Nauk (St. Petersburg) Fiz.-Matem. Otd., (8th Ser.) 25(3)(1910), 33 pp.; also in: Selected works, 1951, 
Moscow, Acad. Sci. USSR, 465—509 (in Russian); 
Eng. transl. in: 
O.B.Sheynin, ed., Probability and Statistics. Russian Papers, Selected and Translated by
Oscar Sheynin. NG Verlag, Berlin, 2004, 
181 - 203.


\bibitem{Bern}
S.N. Bernstein, 
Sur l'extension du th\'eor\`eme du calcul de probabilit\'es aux sommes de quantit\'es d\'ependantes, Math. Ann., 97, 1--59 (1926).
%; том, посвященный памяти Римана, в связи со столетней годовщиной его дня рождения.
%Russian transl.: S.N. Bernstein, 
%Распространение предельной теоремы теории вероятностей на суммы зависимых величин,  
%Extension of a limit theorem of probability theory on sums of dependent random variables, Russian Math. Rev., 1944, 10, 65-114 (in Russian). https://www.mathnet.ru/rus/rm8795
%Перевод на русский: С.Н. Бернштейн, Распространение предельной теоремы теории вероятностей на суммы зависимых величин, УМН, 1944, 10, 56 -- 114; также в книге:  С.Н. Бернштейн, Собрание сочинений, том IV, Теория вероятностей, математическая статистика, 121 -- 176.

\bibitem{Sapogov}
%Ю.В. Линник, Н.А. Сапогов, Многомерные интегральный и локальный законы для неоднородных цепей Маркова, Изв. АН СССР. Сер. матем., 1949, 13(6),  533--566. https://www.mathnet.ru/rus/im3213
Yu.V. Linnik, N.A. Sapogov, Multiple integral and local laws for inhomogeneous Markov chains. Izv. Akad. Nauk SSSR Ser. Mat., 1949, 13, 533 - 566 (in Russian). https://www.mathnet.ru/rus/im3213

\bibitem{Linnik}
%Ю.В. Линник, К теории неоднородных цепей Маркова,Изв. АН СССР. Сер. матем., 1949, 13(1), 65–-94. https://www.mathnet.ru/rus/im3173
Yu.V. Linnik, On the theory of nonuniform Markov chains. Izv. Akad. Nauk SSSR Ser. Mat., 1949, 13, 65-94. (in Russian)


\bibitem{Shi}
%A.N. Shiryaev, Central limit theorem for non-homogeneous Markov chains with memory, 
%А.Н. Ширяев, Центральная предельная теорема для сложных неоднородных цепей Маркова, 
%Резюме докладов, сделанных на заседаниях научно- исследовательского семинара по теории вероятностей
%(Москва, февраль – май 1957 г.), Теория вероятн. и ее примен., 1957, 2(4), 485–486.
%https://www.mathnet.ru/rus/tvp4981
Summary of Papers Presented at the Sessions of the Scientific Research Seminar on Probability Theory, (Moscow, February-May, 1957),
Theory of Probability and its Applications, 1957, Volume 2, Issue 4, Pages 470 - 480 https://doi.org/10.1137/1102035


\bibitem{Seth-Varadhan}
%Sunder Sethuraman. Srinivasa Varadhan. 
S. Sethuraman, S.R.S. Varadhan, A Martingale Proof of Dobrushin's Theorem for Non-Homogeneous Markov Chains. Electron. J. Probab. 2005, 10, 1221 - 1235. https://doi.org/10.1214/EJP.v10-283


%added to show that the theme is still alive
\bibitem{Peligrad12}
M. Peligrad, Central limit theorem for triangular arrays of non-homogeneous Markov chains. Probab. Theory Relat. Fields, 2012,  154, 409 - 428.  https://doi.org/10.1007/s00440-011-0371-6
%{Peligrad}https://link.springer.com/article/10.1007/s00440-011-0371-6

\bibitem{SinnChen13}
%{SinnChen13}
%https://proceedings.mlr.press/v31/
%https://proceedings.mlr.press/v31/sinn13a.pdf
M. Sinn,  B. Chen, 
Central Limit Theorems for Conditional Markov Chains, 
Proceedings of the 16th International Conference on Artificial Intelligence and Statistics (AISTATS) 2013, Scottsdale, AZ, USA, 2013, Vol. 31 of JMLR: W\&CP
31, 554 -- 562.
https://proceedings.mlr.press/v31/
%Proceedings of Machine Learning Research

\bibitem{ArlottoSteele16}
A. Arlotto, J.M. Steele, 
A Central Limit Theorem for Temporally Nonhomogenous
Markov Chains with Applications to Dynamic Programming, 
Mathematics of operations research, 2016, 
41(4), 1448 - 1468.
http://dx.doi.org/10.1287/moor.2016.0784

\bibitem{Hafouta23}
Y. Hafouta, 
Convergence rates in the functional CLT for $\alpha$-mixing
triangular arrays, 
Stochastic Processes and their Applications, 2023, 161, 242 -- 290. 
https://doi.org/10.1016/j.spa.2023.04.008



\bibitem{Dynkin}
%Е.Б. Дынкин, Марковские процессы, М., Наука, 1963. 
E.B. Dynkin, Markov processes, vol. 1, Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, 1965. 
%https://doi.org/10.1007/978-3-662-00031-1 ???

\bibitem{Hall-Heyde}
P. Hall, C.C. Heyde,  Martingale Limit Theory and Its Application. Academic Press, New York, 1980.
https://doi.org/10.1016/C2013-0-10818-5


\bibitem{Lip-Shi}
%Р.Ш. Липцер, А.Н. Ширяев, Теория мартингалов, М., Наука, 1986.
R.Sh. Liptser, A.N. Shiryayev, Theory of Martingales, 
(Mathematics and its Applications, 49)
%%Springer, 1989??.
Kluwer Acad. Publ., Dordrecht, The Netherlands, 1989.  

\bibitem{Jac-Shi}
%Ж. Жакод, А.Н. Ширяев, Предельные теоремы для случайных процессов, т.т. 1, 2, М., ``Физико-математическая литература'', 1994.
J.Jacod, A.N. Shiryaev, Limit Theorems for Stochastic Processes, Springer Science \& Business Media, 2013.

\bibitem{Gordin}
%М.И. Гордин, О центральной предельной теореме для стационарных процессов, ДАН СССР, 1969, 188(4), 739--741.
M.I. Gordin, The central limit theorem for stationary processes. Soviet Math. Dokl., 1969,  10,  1174-1176.
%https://www.mathnet.ru/rus/dan34921.
https://www.mathnet.ru/eng/dan34921



\end{thebibliography}

\documentclass{article}[12pt]

\usepackage[T2A]{fontenc}
\usepackage[cp1251]{inputenc}
\usepackage[english]{babel}
\usepackage{amsmath}
\usepackage{amssymb}
\usepackage{amsthm}
\usepackage{mathrsfs}

\usepackage{hyperref}

\theoremstyle{en-defi}
\newtheorem{ru-defi}{Определение}
\theoremstyle{plain}
\newtheorem{ru-remark}{Замечание}
\newtheorem{ru-theorem}{Теорема}
\newtheorem{ru-proposition}{Предложение}

\newtheorem{ru-corollary}{Следствие}
\newtheorem{ru-lemma}{Лемма}

\newlength{\wdth}

\newtheorem{en-defi}{Definition}
\theoremstyle{plain}
\newtheorem{en-remark}{Remark}
\newtheorem{en-lemma}{Lemma}
\newtheorem{en-theorem}{Theorem}
\newtheorem{en-proposition}{Proposition}
\newtheorem{en-corollary}{Corollary}
\newtheorem{en-OldTheorem}{Theorem}

\newtheorem{en-Theorem}{Theorem}

\newif\ifen
\entrue 

\newif\ifru
\rufalse

\begin{document}

\ifru
\title{Об условиях выполнения центральной предельной теоремы Добрушина для неоднородных цепей Маркова}
\author{А.Ю.\,Веретенников\footnote{Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича, Москва, Российская Федерация \& РУДН, Математический институт им. С.М. Никольского}, A.\,I.~Nurieva\footnote{Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Российская Федерация  \& Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича, Москва, Российская Федерация}}

\fi

\ifen
\title{On conditions for Dobrushin's Central limit theorem for non-homogeneous Markov chains}
\author{A.\,Yu.~Veretennikov\footnote{A.A. Kharkevich Institute for Information Transmission Problems of Russian Academy of Sciences,  Moscow, Russian Federation \& S.M. Nikol'skii Mathematical Institute, RUDN University, Moscow, Russian Federation}, A.\,I.~Nurieva\footnote{National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation \& A.A. Kharkevich Institute for Information Transmission Problems of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation}}





\fi

\maketitle

\ifru
\begin{abstract}
Предложено новое достаточное условие в задаче о Центральной предельной теореме в схеме серий для неоднородных цепей Маркова, с возможностью меньшего минимума эргодического коэффициента Маркова -- Добрушина, чем это требуется для основного условия Добрушина.
\end{abstract}

\begin{keywords}
ЦПТ Добрушина, Марковские цепи, 
эргодические коэффициенты, схема серий.
\end{keywords}

\begin{altabstract}
A new sufficient condition is proposed in the problem of Central Limit Theorem in the array scheme for non-homogeneous Markov Chains, with a possibility that  the minimum of Markov--Dobrushin's ergodic coefficient may be closer to zero than it is required for Dobrushin's main condition.
\end{altabstract}

\begin{altkeywords}
Dobrushin's CLT, Markov chains, 
ergodic coefficients, array scheme.
\end{altkeywords}
\fi

\ifen
\abstract{A new sufficient condition is proposed in the problem of Central Limit Theorem in the array scheme for non-homogeneous Markov Chains, with a possibility that the minimum of Markov--Dobrushin's ergodic coefficient may be closer to zero than it is required for Dobrushin's main condition.}

\medskip

\noindent
{\bf Keywords:} Dobrushin's CLT, Markov chains, 
ergodic coefficients, array scheme.

\medskip

\noindent
{\bf MSC Classification}: 60F05
\fi

\makeatletter

\ifru
\section{Введение}

В данной работе предложен новый вариант Добрушинской Центральной предельной теоремы (в дальнейшем ЦПТ) для неоднородных цепей Маркова. До знаменитой статьи \cite{Dobr56}, предыдущие результаты в данной области были получены в \cite{Markov, Bern,  Sapogov, Linnik}. Р.Л. Добрушин установил следующее достаточное для ЦПТ в схеме серий  условие близкое к необходимому (при некотором дополнительном предположении о невырожденности дисперсий, см. далее), 
$$
\lim_{n \to \infty} n^{1/3} \alpha_n = \infty,
$$
где $\alpha_n$ -- эргодический коэффициент Маркова -- Добрушина (далее МД, см. определение в  (\ref{dpi}) в следующем разделе). Оптимальность значения  $1/3$ была подтверждена примером Бернштейна -- Добрушина (см. \cite[гл. 2]{Bern}. Среди различных обобщений этого результата см. краткую заметку \cite{Shi} о цепях Маркова с памятью. В \cite{Seth-Varadhan} (2005) результат Добрушина был передоказан на основе существенно более простого мартингального подхода. В настоящей работе используется та же техника, что и в \cite{Seth-Varadhan} с некоторыми модификациями, что позволяет доказать, что, на самом деле, 
$\alpha_n$ может быть намного ближе к нулю, чем это требуется для главного условия Добрушина, однако, ЦПТ все же имеет место при 
некоторых небольших дополнительных изменениях в предположениях. Мотивация же ЦПТ не требует пояснений. Некоторые недавние публикации на тему Добрушинской ЦПТ можно найти тут: \cite{Peligrad12,SinnChen13,ArlottoSteele16, Hafouta23}.

Работа состоит из 5 разделов: Введение, Постановка задачи и предыдущие результаты, Основные результаты, Доказательство теоремы.
\fi

\ifen
\section{Introduction}
A new version of Dobrushin's central limit theorem (CLT in what follows) for non-homogeneous Markov chains is proposed in this paper. Prior to the seminal article \cite{Dobr56}, earlier results in this area were established in \cite{Markov, Bern,  Sapogov, Linnik}. R.L. Dobrushin found that the following sufficient condition for the CLT in the array scheme is very close to being necessary (under the additional non-degeneracy variances condition, see what follows), 
$$
\lim_{n \to \infty} n^{1/3} \alpha_n = \infty,
$$
where $\alpha_n$ is Markov -- Dobrushin's (MD) ergodic coefficient (see (\ref{dpi}) for the definition in the next section). The optimality of this value $1/3$ was confirmed by the Bernstein -- Dobrushin example (see \cite[ch. 2]{Bern}. Among various extensions of this result,  see the short communication \cite{Shi} for Markov chains with memory. In \cite{Seth-Varadhan} (2005) Dobrushin's results were re-proved by a much simpler martingale method. This paper uses the same technique as in \cite{Seth-Varadhan} with certain modifications, and establishes that, in fact,  $\alpha_n$ may be much closer to zero than it is required for Dobrushin's main condition, but the CLT still holds under certain little additional changes in the assumptions.  
The motivation of a CLT does not require any explanation. Some more recent references on the theme of Dobrushin's CLT may be found here: \cite{Peligrad12,SinnChen13,ArlottoSteele16, Hafouta23}.

The paper consists of 5 sections: Introduction, The setting and earlier results, Main results, Auxiliary results, Proof of the theorem.

\fi

\ifru
\section{Постановка задачи и предыдущие результаты}

Рассмотрим неоднородную цепь Маркова на вероятностном пространстве $(\Omega, {\cal F}, \mathsf P)$. Пусть $\pi = \pi_{i,i+1} (x, dy)$ означает марковское переходное ядро на $(\mathbf{X}, \mathcal{B}(\mathbf{X}))$ в момент времени $i$, где  $(\mathbf{X}, \mathcal{B}(\mathbf{X}))$ -- измеримое пространство со стандартными требованиями для марковских процессов (см.  \cite{Dynkin}). Переходные вероятности задаются формулой 
$\mathsf P[X_{i+1} \in A | X_i = x]\stackrel{\text{п.н.}} = \pi_{i,i+1}(x,A)$, 
где $\{X_i: 1 \leq i \leq n \}$ -- траектория процесса на $[1,n]$. В частности, если начальное распределение $X_1 \sim \mu$ (здесь удобно считать начальным моментом времени $1$, а не $0$), то распределение в момент времени $k \geq 2$ задается мерой  $\mu\pi_{1,2}\pi_{2,3} \dots \pi_{k-1,k}$.

При $i < j = i+k$ обозначим через $\pi_{i,i+k}$ переходное ядро за $k$ шагов, которое в силу уравнения Колмогорова -- Чепмена 
имеет вид 
$$
\pi_{i,j} = \pi_{i,i+1}\pi_{i+1,i+2} \dots \pi_{j-1,j}.
$$

\begin{ru-defi}\label{contr_coef}
Коэффициент Маркова -- Добрушина (далее MD коэффициент)  $\delta(\pi)$ определяется любым из трех эквивалентных выражений: 
\begin{equation}\label{dpi}
\begin{aligned}
&\!\delta(\pi) 
\! = \!\sup_{\substack{x_1, x_2 \in \mathbf{X},\\ A \in \mathcal{B}(\mathbf{X})} }|\pi(x_1, A) \!-\! \pi(x_2, A)| 
\!=\! \frac{1}{2} \sup_{\substack{x_1, x_2 \in \mathbf{X},\\ \|f\|_{B}\le 1}} | \int f(y) [\pi (x_1, dy) \!-\! \pi (x_2, dy)]|
 \\\\
& \!= \sup_{\substack{x_1,x_2 \in \mathbf{X}, 
 \\ 
u \in \mathcal{U}}} |(\pi u)(x_1) \!-\! (\pi u)(x_2)|, 
\; \text{где} \; \mathcal{U} \!=\! \{ u(\cdot): \sup_{y_1, y_2}|u(y_1) \!-\! u(y_2)| \leq 1\}.
\end{aligned}
\end{equation}
\end{ru-defi}
\noindent
Здесь $\|f\|_{B} = \sup_{x\in {\mathbf X}}|f(x)|$.
Из определения следует, что $0 \leq \delta(\pi) \leq 1$ и что $\delta(\pi) = 0$ тогда  и только тогда, когда мера  $\pi (x, dy)$ не зависит от $x$, и в последнем случае вторая случайная величина не зависит от первой. 
Для обозначения интегралов будут использоваться стандартные обозначения 
$\displaystyle (\mu \pi)(A) = \int \mu(dx) \pi(x, A)$ и $\displaystyle (\pi u)(x) = \int  u(y) \pi(x, dy)$. Положим
$$
\operatorname{Osc}(u) := \sup_{x_1, x_2}|u(x_1) - u(x_2)|.
$$ 
В применении к случайным величинам в дальнейшем эта полунорма  (см. леммы \ref{lem3}, \ref{lem4}) будет пониматься как 
\begin{align}\label{Osc-rv}
&\operatorname{Osc}(X) := 
\mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P} 
\sup_{\omega\in \Omega} X(\omega) - \mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P} 
\inf_{\omega\in \Omega} X(\omega).
\end{align}

Далее, для любого переходного ядра 
$\pi_1, \pi_2$ имеет место следующее неравенство: 
$\delta(\pi_1 \pi_2) \leq \delta(\pi_1) \delta(\pi_2)$, 
где $\pi_1 \pi_2$ -- это переходное ядро за два шага. 
Аналогично, по индукции 
\begin{equation}\label{piij}
\delta(\pi_{i,j}) \leq \delta(\pi_{i,i+1})\delta(\pi_{i+1,i+2}) \dots \delta(\pi_{j-1,j}).
\end{equation}
Соответственно, коэффициент за $k$ шагов $\alpha(\pi_{i,i+k})$ определяется как 
\begin{equation}\label{apiik}
\alpha(\pi_{i,i+k}) := 1 - \delta(\pi_{i,i+k}).
\end{equation}

\noindent
Далее $\mathsf{D} [Y]$ обозначает дисперсию случайной величины $Y$.  В схеме серий для всякого $n \geq 1$ задан марковский процесс $\{ X_i^{(n)}: 1 \leq i \leq n \}$ на вероятностном пространстве $(\Omega, {\cal F}, \mathsf P)$, с фазовым пространством $\mathbf{X}$, с переходными ядрами $\{\pi^{(n)}_{i,i+1} = \pi^{(n)}_{i,i+1} (x, dy): 1 \leq i \leq n-1 \}$ и с начальным распределением $\mu^{(n)}$. Положим 
\begin{equation}\label{an}
\alpha_n := \min_{1 \leq i \leq n -1} \alpha(\pi^{(n)}_{i,i+1}).
\end{equation}
Далее, пусть $\{ f^{(n)}_i: \mathbf{X} \mapsto \mathbb R, \, 1 \leq i \leq n \}$ -- действительнозначные функции на $\mathbf{X}$, и для всякого $n \geq 1$ обозначим
\[
S_n := \sum_{i=1}^n  f^{(n)}_i(X^{(n)}_i).
\]
Основной результат статьи Добрушина \cite{Dobr56}, как и его немного упрощенное следствие утверждают слабую сходимость (см. также \cite{Seth-Varadhan}),
\[
\frac{S_n - \mathsf{E}(S_n)}{\sqrt{{\mathsf D}(S_n)}} \implies {\cal N}(0,1),
\]
при условии (в упрощенном виде)
\begin{equation}\label{Dobr-cond}
\sup\limits_{1 \leq i \leq n} \sup\limits_{x \in \mathbf{X}} |f^{(n)}_i(x)| <\infty, \quad  \& \quad \inf_{i,n}\mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i))>0, \quad \& \quad\lim\limits_{n \to \infty} n^{1/3} \alpha_n = \infty.
\end{equation}
Основной результат данной статьи использует ослабленный вариант этого условия, который допускает существенно меньшие значения $\alpha_n$.

\fi

\ifen
\section{The setting and earlier results}

Let us consider a non-homogeneous Markov chain on a probability space $(\Omega, {\cal F}, \mathsf P)$. Let $\pi = \pi_{i,i+1} (x, dy)$ be the Markovian transition kernel on $(\mathbf{X}, \mathcal{B}(\mathbf{X}))$ at time $i$, where $(\mathbf{X}, \mathcal{B}(\mathbf{X}))$ is a measurable space with standard requirements on the Markov process (see \cite{Dynkin}). The transition probabilities are then given by the formula
$
\mathsf P[X_{i+1} \in A | X_i = x]\stackrel{\text{a.s.}} = \pi_{i,i+1}(x,A),
$
where $\{X_i: 1 \leq i \leq n \}$ is the trajectory of the process on  $[1,n]$. In particular, if the initial distribution is $X_1 \sim \mu$ (it is convenient here to regard $1$ as the initial time, not $0$) then the distribution at time $k \geq 2$ is given by the measure $\mu\pi_{1,2}\pi_{2,3} \dots \pi_{k-1,k}$.

For $i < j = i+k$ let us denote by $\pi_{i,i+k}$ the $k$-step transition kernel, which has a form due to the Chapman-Kolmogorov equation,
$$
\pi_{i,j} = \pi_{i,i+1}\pi_{i+1,i+2} \dots \pi_{j-1,j}.
$$

\begin{en-defi}\label{contr_coef}
Markov -- Dobrushin's coefficient (the MD coefficient in what follows) $\delta(\pi)$ is defined by any of the three equivalent expressions, 
\begin{equation}\label{dpi}
\begin{aligned}
&\!\delta(\pi) 
\! = \!\sup_{\substack{x_1, x_2 \in \mathbf{X},\\ A \in \mathcal{B}(\mathbf{X})} }|\pi(x_1, A) \!-\! \pi(x_2, A)| 
\!=\! \frac{1}{2} \sup_{\substack{x_1, x_2 \in \mathbf{X},\\ \|f\|_{B}\le 1}} | \int f(y) [\pi (x_1, dy) \!-\! \pi (x_2, dy)]|
 \\\\
& \!= \sup_{\substack{x_1,x_2 \in \mathbf{X}, 
 \\ 
u \in \mathcal{U}}} |(\pi u)(x_1) \!-\! (\pi u)(x_2)|, 
\quad \text{where} \quad \mathcal{U} \!=\! \{ u(\cdot): \sup_{y_1, y_2}|u(y_1) \!-\! u(y_2)| \leq 1\}.
\end{aligned}
\end{equation}
\end{en-defi}
\noindent
Here $\|f\|_{B} = \sup_{x\in {\mathbf X}}|f(x)|$.
It follows from the definition that $0 \leq \delta(\pi) \leq 1$, and that $\delta(\pi) = 0$ if and only if the measure $\pi (x, dy)$ does not depend on $x$, and in the latter case the second random variable does not depend on the first one. 
To denote integrals, standard notations will be used, 
$\displaystyle (\mu \pi)(A) = \int \mu(dx) \pi(x, A)$ and $\displaystyle (\pi u)(x) = \int  u(y) \pi(x, dy)$. Let  
$$
\operatorname{Osc}(u) := \sup_{x_1, x_2}|u(x_1) - u(x_2)|.
$$ 

In what follows, this semi-norm applied to random variables (see lemmata \ref{lem3}, \ref{lem4}) will be understood in the sense 
\begin{align}\label{Osc-rv}
&\operatorname{Osc}(X) := 
\mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P} 
\sup_{\omega\in \Omega} X(\omega) - \mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P} 
\inf_{\omega\in \Omega} X(\omega).
\end{align}

Further, for any transition kernels $\pi_1, \pi_2$ the following inequality holds true, 
$
\delta(\pi_1 \pi_2) \leq \delta(\pi_1) \delta(\pi_2)
$, 
where $\pi_1 \pi_2$ is the two-step transition kernel. 
Similarly, by induction,
\begin{equation}\label{piij}
\delta(\pi_{i,j}) \leq \delta(\pi_{i,i+1})\delta(\pi_{i+1,i+2}) \dots \delta(\pi_{j-1,j}).
\end{equation}
Accordingly, the $k$-step coefficient $\alpha(\pi_{i,i+k})$ is defined as 
\begin{equation}\label{apik}
\alpha(\pi_{i,i+k}) := 1 - \delta(\pi_{i,i+k}).
\end{equation}

\noindent
In what follows, $\mathsf{D} [Y]$ stands for the variance of a random variable $Y$.  
In the array scheme, Markov processes  $\{ X_i^{(n)}: 1 \leq i \leq n \}$ are defined for any $n \geq 1$ on a  probability space $(\Omega, {\cal F}, \mathsf P)$ with state space $\mathbf{X}$, with the transition kernels  $\{\pi^{(n)}_{i,i+1} = \pi^{(n)}_{i,i+1} (x, dy): 1 \leq i \leq n-1 \}$ and with the initial distribution $\mu^{(n)}$. Let
\begin{equation}\label{an}
\alpha_n := \min_{1 \leq i \leq n -1} \alpha(\pi^{(n)}_{i,i+1}).
\end{equation}
Further, let  $\{ f^{(n)}_i: \mathbf{X} \mapsto \mathbb R, \, 1 \leq i \leq n \}$ be real-valued functions on $\mathbf{X}$, and for any $n \geq 1$ let
$$
S_n := \sum_{i=1}^n  f^{(n)}_i(X^{(n)}_i).
$$
The main result of Dobrushin's paper \cite{Dobr56} along with the main corollary states weak convergence (see also \cite{Seth-Varadhan}),
\[
\frac{S_n - \mathsf{E}(S_n)}{\sqrt{{\mathsf D}(S_n)}} \implies {\cal N}(0,1),
\]
under the conditions that (in a simplified form)
\begin{equation}\label{Dobr-cond}
\sup\limits_{1 \leq i \leq n} \sup\limits_{x \in \mathbf{X}} |f^{(n)}_i(x)| <\infty, \;  \& \; \inf_{i,n}\mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i))>0, \; \& \; \lim\limits_{n \to \infty} n \alpha_n^3 = \infty.
\end{equation}
In our main result this condition will be relaxed, allowing significantly smaller values of $\alpha_n$.

\fi

\ifru
\section{Основные результаты}\label{sec2}
Отметим, что (\ref{piij}), (\ref{apiik}) и (\ref{an}) влекут за собой следующее элементарное неравенство: 
\begin{equation}\label{e2-1}
\delta(\pi_{i,j}) \leq (1 - \alpha_n)^{j-i}.
\end{equation}
Пусть $(\beta^{(n)}_k,\, 1\le k\le n)$ при всяком $n\ge 1$ -- неслучайная последовательность нулей и единиц, например,  $(110010\ldots01)$, и пусть при $1\le i \le j\le n$
$$
\kappa^\beta_n := \sum_{k=1}^{n} \beta^{(n)}_k, 
\;  
\kappa^\beta_{n,j} := \sum_{k=1}^{j} \beta^{(n)}_k, 
\;  
\kappa^\beta_{n,i,j} := \sum_{k=i}^{j} \beta^{(n)}_k.
$$ 
Обозначим
$$
\alpha_n^\beta :=  \min_{1 \leq i \leq n -1: \, \beta^{(n)}_i=1} \alpha(\pi^{(n)}_{i,i+1}).
$$
Тогда (\ref{e2-1}) может быть немного ослаблено до 
\begin{equation*}
\delta(\pi_{i,j}) \leq (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{n,i,j}}.
\end{equation*}

\begin{ru-defi}\label{defb}
Скажем, что выполнено условие $(H_\beta)$, если  существуют $m_0>0$ и $c>0$ такие, что при всяком $n$ {\color{red}найдется последовательность $(\beta^{(n)}_k,\, 1\le k\le n)$ со следующим свойством:} 
для любой пары  $(i<j)$ с $j-i\ge m_0$  справедливо неравенство
\begin{equation}\label{ijm0}
k_j^\beta - k_i^\beta \ge c (j-i).  
\end{equation}
\end{ru-defi}
В дальнейшем такая последовательность при каждом $n$  фиксирована.

\begin{ru-theorem}\label{thm1}
Пусть выполнено условие $(H_\beta)$, и пусть  также 
$$
\sup_{1 \leq i \leq n} \sup_{x \in \mathbf{X}} |f^{(n)}_i(x)| \leq C_n <\infty. 
$$
Тогда, если выполнено условие 
\begin{equation*}
\lim_{n \to \infty} C^2_n \alpha_n \, (\alpha^\beta_n)^{-2} \big[ \sum_{i=1}^n  \mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)) \big]^{-1} = 0,
\end{equation*}
и если найдутся $m_0>0$ и $c>0$ такие, что для любой пары $(i<j)$ с  $j-i\ge m_0$ справедливо условие $(H_\beta)$, то имеет место ЦПТ
\begin{equation} \label{CLT}
\frac{S_n - \mathsf{E}(S_n)}{\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}} \implies {\cal N}(0,1).
\end{equation}
\end{ru-theorem}

\begin{ru-corollary}\label{Cor2}
Если  $\sup_{n} C_n = C < \infty$ и
\begin{equation}\label{Db>0}
\inf_{n}\inf_{i}
\mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i))  > 0,
\end{equation}
и также выполнены  условия (\ref{ijm0}) и  
\begin{equation}\label{cor2-e1}
\lim_{n \to \infty} n \alpha_n (\alpha^\beta_n)^2 = \infty,
\end{equation}
то имеет место сходимость (\ref{CLT}). 
\end{ru-corollary}
Условия  (\ref{Db>0}), (\ref{ijm0}) и (\ref{cor2-e1}) заменяют классические условия Добрушина (\ref{Dobr-cond}).

\fi

\ifen
\section{Main results}\label{sec3}
Notice that 
(\ref{piij}), (\ref{apik}) and (\ref{an}) imply 
the following elementary inequality: 
\begin{equation}\label{e2-1}
\delta(\pi_{i,j}) \leq (1 - \alpha_n)^{j-i}.
\end{equation}

Let $(\beta^{(n)}_k,\, 1\le k\le n)$ for any $n\ge 1$ be a non-random sequence of ones and zeros, like $(110010\ldots01)$, and let for $1\le i \le j\le n$,
$$
\kappa^\beta_n = \sum_{k=1}^{n} \beta^{(n)}_k, 
\;  
\kappa^\beta_{n,j} = \sum_{k=1}^{j} \beta^{(n)}_k, 
\;  
\kappa^\beta_{n,i,j} = \sum_{k=i}^{j} \beta^{(n)}_k.
$$ 
Denote
$$
\alpha_n^\beta :=  \min_{1 \leq i \leq n -1: \, \beta^{(n)}_i=1} \alpha(\pi^{(n)}_{i,i+1}).
$$
Then (\ref{e2-1}) may be slightly weakened to
\begin{equation*}
\delta(\pi_{i,j}) \leq (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{n,i,j}}.
\end{equation*}

\begin{en-defi}\label{defb}
We say that the condition $(H_\beta)$ is met if there exist $m_0>0$ and $c>0$ such that for any $n$ there exists a sequence $(\beta^{(n)}_k,\, 1\le k\le n)$ with the following property: 
for any pair $(i<j)$ with $j-i\ge m_0$, the inequality 
\begin{equation}\label{ijm0}
k_j^\beta - k_i^\beta \ge c (j-i)
\end{equation}
is satisfied.
\end{en-defi}
In what follows such a sequence for each $n$ is fixed.

\begin{en-theorem}\label{thm1}
Let the assumption $(H_\beta)$ is met, and let also
$$
\sup_{1 \leq i \leq n} \sup_{x \in \mathbf{X}} |f^{(n)}_i(x)| \leq C_n <\infty. 
$$
Then, if condition 
\begin{equation*}
\lim_{n \to \infty} C^2_n (\alpha_n)^{-1} \, (\alpha^\beta_n)^{-2} \big[ \sum_{i=1}^n  \mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)) \big]^{-1} = 0
\end{equation*}
is satisfied, and if 
there exist $m_0>0$ and $c>0$ such that for any couple $(i<j)$ with $j-i\ge m_0$, the assumption $(H_\beta)$ holds, 
then the CLT holds true, 
\begin{equation} \label{CLT}
\frac{S_n - \mathsf{E}(S_n)}{\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}} \implies {\cal N}(0,1).
\end{equation}
\end{en-theorem}

\begin{en-corollary}\label{Cor2}
If  $\sup_{n} C_n = C < \infty$ and  
\begin{equation}\label{Db>0}
\inf_{i,n}
\mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)) \geq c > 0,
\end{equation}
and the conditions  (\ref{ijm0})  along with 
\begin{equation}\label{cor2-e1}
\lim_{n \to \infty} n \alpha_n (\alpha^\beta_n)^2 = \infty,
\end{equation}
hold, then convergence  (\ref{CLT}) is valid. 
\end{en-corollary}
Conditions (\ref{Db>0}), (\ref{ijm0}), and (\ref{cor2-e1}) replace classical Dobrushin's conditions~(\ref{Dobr-cond}). 

\fi

\ifru
\section{Вспомогательные результаты}\label{sec4}
Доказательства предложений и лемм аналогичны схожим утверждениям в  \cite{Hall-Heyde} и в \cite{Seth-Varadhan} с определенными необходимыми изменениями в силу новой постановки задачи. Подчеркнем, что при этом результат работы является действительно новым. Также новыми являются леммы \ref{lem1}, \ref{lem2} и \ref{lem4}. Обозначения, в основном, аналогичны таковым в \cite{Seth-Varadhan}. 
В частности, обозначим через $\|Z\|_{L^{\infty}}$ существенную верхнюю грань случайной величины:
$$
\|Z\|_{L^{\infty}} := \mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P}\sup_{\omega\in \Omega} |Z(\omega)|.
$$

\begin{ru-proposition}[\cite{Seth-Varadhan}, Proposition 3.1, со ссылкой на \cite{Hall-Heyde}]\label{pro2}
Пусть при каждом $n \geq 1$ процесс $\{(W^{(n)}_i: 0 \leq i \leq n \}$ является мартингалом относительно фильтрации  $({\cal G}^{(n)}_i)$,  $W^{(n)}_0 = 0$, и пусть 
$\xi^{(n)}_i := W^{(n)}_i - W^{(n)}_{i-1}$. Если 
\begin{equation}\label{clt_a}
\max_{1 \leq i \leq n} \|\xi^{(n)}_i\|_{L^\infty} \to 0 , \quad \sum_{i = 1}^n \mathsf{E}[(\xi^{(n)}_i)^2 | G^{(n)}_i] \to 1 \quad \text{in} \quad L^2
\end{equation}
то имеет место слабая сходимость 
$$
W^{(n)}_n \implies {\cal N}(0,1).
$$
\end{ru-proposition}
Более общие ЦПТ для мартингалов см. в 
\cite[Theorem 3.2]{Hall-Heyde} и 
\cite[Теорема 5.5.8]{Lip-Shi}; наиболее общие -- в \cite[Гл. VII.5]{Jac-Shi}. 

\medskip

В дальнейшем всюду, как и в  \cite{Seth-Varadhan}, будет предполагаться, что функции $\{ f^{(n)}_i\}$ таковы, что 
$$
\mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)] = 0, \quad 1 \leq i \leq n, \; n \geq 1.
$$
Положим
\begin{equation*}
Z^{(n)}_k := \sum_{i=k}^n \mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)| X^{(n)}_k],
\end{equation*}
так что
\begin{align*}
Z^{(n)}_k = 
\begin{cases}
f^{(n)}_k(X^{(n)}_k) + \sum_{i=k+1}^n \mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_{i})| X^{(n)}_k],  \quad 1 \leq k \leq n-1, 
  \\  \\ 
f^{(n)}_n (X^{(n)}_n), \quad  k = n.
\end{cases}
\end{align*}
Тогда при всяком $1 \leq k \leq n-1$ имеет место представление

\begin{equation*}
f^{(n)}_k(X^{(n)}_k) = Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k+1}| X^{(n)}_k].  
\end{equation*}
Кроме того, при всяком  $2 \leq k \leq n-1$ то же самое выражение можно эквивалентным образом представить в виде 
$(Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]) + (\mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}] - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k+1}| X^{(n)}_k])$. Следовательно, сумма $S_n$ допускает следующее основополагающее мартингальное представление:
\[
S_n = \sum_{i=1}^n  f^{(n)}_i(X^{(n)}_i) = Z^{(n)}_1 + \sum_{k=2}^n [Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]].
\]
Это преобразование было предложено М.И. Гординым в \cite{Gordin}. Поскольку все слагаемые в правой части последней формулы некоррелированы, то получаем
$$
\mathsf{D}(S_n) = \sum_{k=2}^n \mathsf{D}(Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]) + \mathsf{D}(Z^{(n)}_1).
$$ 
Положим
\begin{equation}\label{XiEq}
\xi^{(n)}_k = \frac{1}{\mathsf{D}(S_n)}[Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]].
\end{equation}
Тогда процесс $M^{(n)}_k = \sum_{\ell=1}^{k}  \xi^{(n)}_\ell$ является мартингалом относительно фильтрации $\mathcal{F}^{(n)}_k = \sigma\{X^{(n)}_\ell :1 \leq \ell \leq k\}$ при $1 \leq k \leq n$. Значит, задача состоит в том, чтобы проверить условия в (\ref{clt_a}). 

Далее, обозначим через $f^{(n)}_i\pi_{i,j}f^{(n)}_j$ произведение функций $f^{(n)}_i$ и $\pi_{i,j}f^{(n)}_j$. 

\medskip

Отметим, что для всех $i<j$, $n$ и для функций $f^{(n)}_j$, 
\begin{equation*}
\operatorname{Osc}(\pi_{i,j}(f^{(n)}_j)) \le \delta(\pi_{i,j})\operatorname{Osc}(f^{(n)}_j).
\end{equation*}

\begin{ru-lemma}\label{lem1}
В условиях теоремы \ref{thm1} при всех $1 \leq i \leq j \leq n $ 
\begin{equation*}
\|\pi_{i,j} f^{(n)}_j\|_{B} \leq 2C_n (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}}, \quad \operatorname{Osc}(\pi_{i,j}(f^{(n)}_j)^2) \leq 2 C^2_n (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}}; 
\end{equation*}
также, при $1 \leq l < i \leq j \leq n $ имеем,

$$
\operatorname{Osc}(\pi_{l,i}(f^{(n)}_i\pi_{i,j}f^{(n)}_j)) \leq 6 C^2_n (1 - \alpha^{\beta}_n)^{\kappa^\beta_{i} - \kappa^\beta_{l}}(1 - \alpha^{\beta}_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}};
$$
    
\end{ru-lemma}
 
Следующий результат  из \cite{Seth-Varadhan} устанавливает нижнюю оценку дисперсии суммы. 
\begin{ru-proposition}[\cite{Seth-Varadhan}, proposition 3.2]\label{{pro3}}
В условиях теоремы \ref{thm1} при всех $n \geq 1$
$$
\mathsf{D}(S_n) \geq \frac{\alpha_n}{4} \sum_{i=1}^n  \mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)).
$$
\end{ru-proposition}

Доказательство данного предложения основано на следующих двух  вспомогательные утверждениях также из \cite{Seth-Varadhan}. Мы их приведем для полноты изложения.

\begin{ru-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 4.1]\label{lem02}
Пусть $\lambda$ -- вероятностная мера на $\mathbf{X} \times \mathbf{X}$ с маргинальными распределениями $\nu_1$ и $\nu_2$, соответственно. Пусть $\pi\left(x_{1}, d x_{2}\right)$ и 
$\widehat{\pi}\left(x_{2}, d x_{1}\right)$ -- соответствующие переходные вероятности в двух направлениях такие, что $\nu_1 \pi=\nu_2$ и $\nu_2 \hat{\pi}=\nu_1$. Пусть  $f\left(x_{1}\right)$ и $g\left(x_{2}\right)$ интегрируемы в квадрате относительно $\nu_1$ и $\nu_2$, соответственно. Если
$$
\int f\left(x_{1}\right) \nu_1\left(d x_{1}\right)=\int g\left(x_{2}\right) \nu_2\left(d x_{2}\right)=0
$$
то
$$
\left|\int f\left(x_{1}\right) g\left(x_{2}\right) \lambda\left(d x_{1}, d x_{2}\right)\right| \leq \sqrt{\delta(\pi)}\|f\|_{L_{2}(\nu_1)}\|g\|_{L_{2}(\nu_2)} .
$$
\end{ru-lemma}

\begin{ru-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 4.2]\label{lem03}
Пусть $f\left(x_{1}\right)$ и $g\left(x_{2}\right)$ -- интегрируемы в квадрате относительно $\nu_1$ и, соответственно, $\nu_2$. Тогда
$$
E\left[\left(f\left(x_{1}\right)-g\left(x_{2}\right)\right)^{2}\right] \geq \alpha(\pi) \mathsf{D}\left(f\left(x_{1}\right)\right)
$$
и также 
$$
E\left[\left(f\left(x_{1}\right)-g\left(x_{2}\right)\right)^{2}\right] \geq\alpha(\pi) \mathsf{D}\left(g\left(x_{2}\right)\right) .
$$
\end{ru-lemma}

\medskip

Далее, для отношения $\|Z^{(n)}_k\|_{L^{\infty}}/\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}$ имеем сходимость к нулю благодаря следующей лемме. 
\begin{ru-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 3.2]\label{lem02}
В условиях теоремы \ref{thm1} имеет место равенство  
\begin{equation*}
\lim_{n \to \infty} \sup_{1 \leq k \leq n} \frac{\|Z^{(n)}_k\|_{L^{\infty}}}{\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}} = 0.
\end{equation*}
\end{ru-lemma}

\begin{ru-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 3.3]\label{lem3}
Пусть $\left\{Y_l^{(n)}: 1 \leq l \leq n\right\}$ и  $\left\{\mathcal{G}_l^{(n)}: 1 \leq l \leq n\right\}$ при $n \geq 1$ -- последовательности неотрицательных случайных величин и, соответственно,  сигма-алгебр такие, что $\sigma\left\{Y_1^{(n)}, \ldots, Y_l^{(n)}\right\} \subset \mathcal{G}_l^{(n)}$. Предположим, что 
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \mathsf{E}\left[\sum_{l=1}^n Y_l^{(n)}\right]=1 \quad \text {и} \quad \sup _{1 \leq i \leq n}\left\|Y_i^{(n)}\right\|_{L^{\infty}} \leq \epsilon_n,
$$
где  $\lim _{n \rightarrow \infty} \epsilon_n=0$. Предположим еще, что 
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \sup _{1 \leq l \leq n-1} \operatorname{Osc}\left(\mathsf{E}\left[\sum_{j=l+1}^n Y_j^{(n)} \mid \mathcal{G}_l^{(n)}\right]\right)=0.
$$
Тогда
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \sum_{l=1}^n Y_l^{(n)}=1 \quad \text \quad \mbox{в} \quad L^2.
$$
\end{ru-lemma}
{\em (To verify it! Are the conditions sufficient for the convergence in $L_2$?)}

Далее, обозначим
$$
v_j^{(n)} :=  \mathsf{E}[(\xi_j^{(n)})^2 \mid \mathcal{F}_{j-1}^{(n)}],
$$ 
где $\xi_j^{(n)}$ определены в (\ref{XiEq}). Эти случайные величины измеримы относительно сигма-алгебр  $\mathcal{G}^{(n)}_j = \mathcal{F}^{(n)}_{j-1}$ for $2 \leq j \leq n $, соответственно.

\begin{ru-lemma} \label{lem4}
В условиях теоремы \ref{thm1} имеет место сходимость 
$$
\sup _{2 \leq l \leq n-1}\, 
\operatorname{Osc}\left(\mathsf{E}\left[\sum_{j=l+1}^n v_j^{(n)} \mid \mathcal{F}_{l-1}^{(n)}\right](\omega)\right)=o(1), \quad n\to\infty.
$$
\end{ru-lemma}
{\em NB: Здесь 
выражение $o(1)$ неслучайно, согласно определению в  (\ref{Osc-rv}).}

\fi

\ifen
\section{Auxiliary results}\label{sec4}
The proofs of the propositions and lemmata here are similar to those in \cite{Hall-Heyde} and \cite{Seth-Varadhan} with certain necessary changes due to the new setting. We highlight that in the meanwhile the result is, indeed, new. Also, the lemmata \ref{lem1}, \ref{lem2}, and \ref{lem4} are new. The notations are mostly similar to those in  \cite{Seth-Varadhan}. 
In particular, denote by  $\|Z\|_{L^{\infty}}$ the essential supremum norm of the random variable:
$$
\|Z\|_{L^{\infty}} := \mathop{\text{ess}}\limits_{\mathsf P}\sup_{\omega\in \Omega} |Z(\omega)|.
$$

\begin{en-proposition}[\cite{Seth-Varadhan}, Proposition 3.1, with reference to \cite{Hall-Heyde}]\label{pro2}
Let for any $n \geq 1$ the process $\{(W^{(n)}_i: 0 \leq i \leq n \}$ be a martingale with respect to a filtration $({\cal G}^{(n)}_i)$,  $W^{(n)}_0 = 0$, and let 
$\xi^{(n)}_i := W^{(n)}_i - W^{(n)}_{i-1}$. If 
\begin{equation}\label{clt_a}
\max_{1 \leq i \leq n} \|\xi^{(n)}_i\|_{L^\infty} \to 0 , \quad \sum_{i = 1}^n \mathsf{E}[(\xi^{(n)}_i)^2 | G^{(n)}_i] \to 1 \quad \text{in} \quad L^2
\end{equation}
then weak convergence holds, 
$$
W^{(n)}_n \implies {\cal N}(0,1).
$$
\end{en-proposition}

More general martigale CLT results see in 
\cite[Theorem 3.2]{Hall-Heyde} and
\cite[Theorem 5.5.8]{Lip-Shi}, and most general in \cite{Jac-Shi}. 

\medskip

Everywhere in what follows, as in  \cite{Seth-Varadhan}  it will be assumed that the functions  $\{ f^{(n)}_i\}$ are such that 
$$
\mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)] = 0, \quad 1 \leq i \leq n, \; n \geq 1.
$$
Let
\begin{equation*}
Z^{(n)}_k := \sum_{i=k}^n \mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)| X^{(n)}_k],
\end{equation*}
so that 
\begin{align*}
Z^{(n)}_k = 
\begin{cases}
f^{(n)}_k(X^{(n)}_k) + \sum_{i=k+1}^n \mathsf{E}[f^{(n)}_i(X^{(n)}_{i})| X^{(n)}_k],  \quad 1 \leq k \leq n-1, 
  \\  \\ 
f^{(n)}_n (X^{(n)}_n), \quad  k = n.
\end{cases}
\end{align*}
Then, for any $1 \leq k \leq n-1$, the representation holds, 

\begin{equation*}
f^{(n)}_k(X^{(n)}_k) = Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k+1}| X^{(n)}_k].  
\end{equation*}
More than that, for any $2 \leq k \leq n-1$ the same expression may be equivalently represented as  $(Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]) + (\mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}] - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k+1}| X^{(n)}_k])$. It follows that the sum $S_n$ admits the following, crucial for what follows martingale representation, 
$$
S_n = \sum_{i=1}^n  f^{(n)}_i(X^{(n)}_i) = Z^{(n)}_1 + \sum_{k=2}^n [Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]].
$$
This is a transformation proposed by M.I. Gordin in \cite{Gordin}.  
Since all summands in the right-hand side of the latter formula are non-correlated, we have, 
$$
\mathsf{D}(S_n) = \sum_{k=2}^n \mathsf{D}(Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]) + \mathsf{D}(Z^{(n)}_1).
$$ 
Let
\begin{equation}\label{XiEq}
\xi^{(n)}_k = \frac{1}{\mathsf{D}(S_n)}[Z^{(n)}_k - \mathsf{E}[Z^{(n)}_{k}| X^{(n)}_{k-1}]].
\end{equation}
Then the process $M^{(n)}_k = \sum_{\ell=1}^{k}  \xi^{(n)}_\ell$ is a martingale with respect to the filtration $\mathcal{F}^{(n)}_k = \sigma\{X^{(n)}_\ell :1 \leq \ell \leq k\}$ as $1 \leq k \leq n$. So, the task is to verify both conditions in  (\ref{clt_a}). 

Further, by  $f^{(n)}_i\pi_{i,j}f^{(n)}_j$ we denote the product of the functions  $f^{(n)}_i$ and $\pi_{i,j}f^{(n)}_j$. 

\medskip

Notice that for any $i<j$, $n$,  and function $f^{(n)}_j$, 
\begin{equation*}
\operatorname{Osc}(\pi_{i,j}(f^{(n)}_j)) \le \delta(\pi_{i,j})\operatorname{Osc}(f^{(n)}_j).
\end{equation*}

\begin{en-lemma}\label{lem1}
Under the conditions of the theorem, for any  $1 \leq i \leq j \leq n $, 
\begin{equation*}
\|\pi_{i,j} f^{(n)}_j\|_{B} \leq 2C_n (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}}, \quad \operatorname{Osc}(\pi_{i,j}(f^{(n)}_j)^2) \leq 2 C^2_n (1 - \alpha^\beta_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}}; 
\end{equation*}
and also for  $1 \leq l < i \leq j \leq n $,

$$
\operatorname{Osc}(\pi_{l,i}(f^{(n)}_i\pi_{i,j}f^{(n)}_j)) \leq 6 C^2_n (1 - \alpha^{\beta}_n)^{\kappa^\beta_{i} - \kappa^\beta_{l}}(1 - \alpha^{\beta}_n)^{\kappa^\beta_{j} - \kappa^\beta_{i}};
$$
    
\end{en-lemma}

The next result from \cite{Seth-Varadhan} provides a lower bound for the variance of the sum.
Formally, our assumptions differ from those in \cite{Seth-Varadhan}; however, the proof of this sole proposition is just based on the same common conditions.

\begin{en-proposition}[\cite{Seth-Varadhan}, proposition 3.2]\label{{pro3}}
Under the assumptions of the theorem \ref{thm1}, 
for any  $n \geq 1$,
$$
\mathsf{D}(S_n) \geq \frac{\alpha_n}{4} \sum_{i=1}^n  \mathsf{D}(f^{(n)}_i(X^{(n)}_i)).
$$
\end{en-proposition}

To prove this proposition, the following two auxiliary statements are helpful. We state them here for the completeness of the presentation.

\begin{en-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 4.1]\label{lem02}
Let $\lambda$ be a probability measure on $\mathbf{X} \times \mathbf{X}$ with marginals $\nu_1$ and $\nu_2$ respectively. Let $\pi\left(x_{1}, d x_{2}\right)$ and $\widehat{\pi}\left(x_{2}, d x_{1}\right)$ be the corresponding transition probabilities in the two directions so that $\nu_1 \pi=\nu_2$ and $\nu_2 \hat{\pi}=\nu_1$. Let $f\left(x_{1}\right)$ and $g\left(x_{2}\right)$ be square integrable with respect to $\nu_1$ and $\nu_2$, respectively. If
$$
\int f\left(x_{1}\right) \nu_1\left(d x_{1}\right)=\int g\left(x_{2}\right) \nu_2\left(d x_{2}\right)=0
$$
then,
$$
\left|\int f\left(x_{1}\right) g\left(x_{2}\right) \lambda\left(d x_{1}, d x_{2}\right)\right| \leq \sqrt{\delta(\pi)}\|f\|_{L_{2}(\nu_1)}\|g\|_{L_{2}(\nu_2)} .
$$
\end{en-lemma}

\begin{en-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 4.2]\label{lem03}
 Let $f\left(x_{1}\right)$ and $g\left(x_{2}\right)$ be square integrable with respect to $\nu_1$ and $\nu_2$, respectively. Then,
$$
E\left[\left(f\left(x_{1}\right)-g\left(x_{2}\right)\right)^{2}\right] \geq \alpha(\pi) \mathsf{D}\left(f\left(x_{1}\right)\right)
$$
as well as
$$
E\left[\left(f\left(x_{1}\right)-g\left(x_{2}\right)\right)^{2}\right] \geq\alpha(\pi) \mathsf{D}\left(g\left(x_{2}\right)\right) .
$$
\end{en-lemma}

Further, for the ratio $\|Z^{(n)}_k\|_{L^{\infty}}/\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}$, we have an estimate in the following lemma, which is the analogue of \cite[lemma 3.2]{Seth-Varadhan}.

\begin{en-lemma}
\label{lem2}
Under the assumptions of the theorem \ref{thm1}, the equality holds, 
\begin{equation*}
\lim_{n \to \infty} \sup_{1 \leq k \leq n} \frac{\|Z^{(n)}_k\|_{L^{\infty}}}{\sqrt{\mathsf{D}(S_n)}} = 0.
\end{equation*}
\end{en-lemma}

\begin{en-lemma}[\cite{Seth-Varadhan}, lemma 3.3] \label{lem3}
Let $\left\{Y_l^{(n)}: 1 \leq l \leq n\right\}$ and $\left\{\mathcal{G}_l^{(n)}: 1 \leq l \leq n\right\}$, for $n \geq 1$, are, respectively, the sequence of non-negative random variables and sigma-fields such that  $\sigma\left\{Y_1^{(n)}, \ldots, Y_l^{(n)}\right\} \subset \mathcal{G}_l^{(n)}$. Suppose that 
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \mathsf{E}\left[\sum_{l=1}^n Y_l^{(n)}\right]=1 \quad \text {and} \quad \sup _{1 \leq i \leq n}\left\|Y_i^{(n)}\right\|_{L^{\infty}} \leq \epsilon_n,
$$
where $\lim _{n \rightarrow \infty} \epsilon_n=0$. Suppose in addition that 
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \sup _{1 \leq l \leq n-1} \operatorname{Osc}\left(\mathsf{E}\left[\sum_{j=l+1}^n Y_j^{(n)} \mid \mathcal{G}_l^{(n)}\right]\right)=0.
$$
Then
$$
\lim _{n \rightarrow \infty} \sum_{l=1}^n Y_l^{(n)}=1 \quad \text \quad \mbox{in} \quad L^2.
$$
\end{en-lemma}
{\em (To verify it! Are the conditions sufficient for the convergence in $L_2$?)}

Further, denote 
$$
v_j^{(n)} :=  \mathsf{E}[(\xi_j^{(n)})^2 \mid \mathcal{F}_{j-1}^{(n)}],
$$ 
where $\xi_j^{(n)}$ are defined in (\ref{XiEq}).
These random variables are measurable with respect to the sigma-fields  $\mathcal{G}^{(n)}_j = \mathcal{F}^{(n)}_{j-1}$ for $2 \leq j \leq n $, respectively. The last lemma is the analogue of \cite[lemma 3.4]{Seth-Varadhan}

\begin{en-lemma} \label{lem4}
Under the assumptions of the theorem \ref{thm1} the convergence 
$$
\sup _{2 \leq l \leq n-1}\, 
\operatorname{Osc}\left(\mathsf{E}\left[\sum_{j=l+1}^n v_j^{(n)} \mid \mathcal{F}_{l-1}^{(n)}\right](\omega)\right)=o(1), \quad n\to\infty,
$$
holds true.
\end{en-lemma}
{\em NB: Here 
the expression $o(1)$ is non-random according to the definition in   (\ref{Osc-rv}).}

\fi

\ifen

\section{Proof of the theorem  1}\label{sec5}

{\em Proof.}
It follows from the lemma \ref{lem2} that it suffices to show convergence 
$$
M_n^{(n)} / \sqrt{\mathsf D \left(S_n\right)} \implies {\cal N}(0,1).
$$
This property follows from the proposition  \ref{pro2}, because it was already verified that 
\begin{enumerate}
\item[(a)] $\sup _{2 \leq k \leq n}\left\|\xi_k^{(n)}\right\|_{L^{\infty}} \rightarrow 0, \quad n\to\infty$;
    
\item[(b)]  $\mathsf E \left\vert \sum_{k=2}^n \mathsf{E}\left[\left(\xi_k^{(n)}\right)^2 \mid \mathcal{F}_{k-1}^{(n)}\right] - 1\right\vert^2 \rightarrow 0, \quad
n\to \infty$.
       
\end{enumerate}
Here, part (a) follows from the lemma \ref{lem2}, while part (b) follows from the lemma \ref{lem3} and from part (a). The theorem is proved. 
\hfill $\square$

\fi

\ifru

\section{Доказательство теоремы 1}\label{sec5}

{\em Доказательство.}
Из леммы \ref{lem2} следует, что достаточно показать сходимость 
$$
M_n^{(n)} / \sqrt{\mathsf D \left(S_n\right)} \implies {\cal N}(0,1).
$$
Это свойство следует из предложения  \ref{pro2}, поскольку уже проверено, что 
\begin{enumerate}
\item[(a)] $\sup _{2 \leq k \leq n}\left\|\xi_k^{(n)}\right\|_{L^{\infty}} \rightarrow 0, \quad n\to\infty$;
    
\item[(b)]  $\mathsf E \left\vert \sum_{k=2}^n \mathsf{E}\left[\left(\xi_k^{(n)}\right)^2 \mid \mathcal{F}_{k-1}^{(n)}\right]\right\vert^2 \rightarrow 1, \quad
n\to \infty$.
       
\end{enumerate}
Тут пункт (a) следует из леммы \ref{lem2}, а пункт  (b) вытекает из леммы \ref{lem3} и части (a). Теорема доказана. 
\hfill $\square$

\fi

\ifru
\section*{Благодарности}
Авторы благодарны анонимным рецензентам за ценные замечания.

\fi

\ifen

\fi

\ifru
\section*{Источник финансирования}

Для обоих авторов данная работа поддержана Фоондом резвития теоретичепкой физики и математики ``БАЗИС''.

\fi

\ifen
\section*{Financial support}
For both authors this work was supported by the Foundation for the Advancement of Theoretical Physics and Mathematics ``BASIS''.

\fi

\ifru

\fi

\ifen

\fi


\end{document}