\begin{thebibliography}{10}

\bibitem{Rybakov02}
М.Н. Рыбаков.
\newblock Об алгоритмической выразительности модального языка с одной лишь одноместной предикатной буквой.
\newblock {\em Логические исследования}, 9:179--201, 2002.

\bibitem{MR:2017LI}
М.Н. Рыбаков.
\newblock Неразрешимость модальных логик одноместного предиката. 
\newblock {\em Логические исследования}, 23(2):60--75, 2017.

%\bibitem{MR:2017SR}
%М.Н. Рыбаков. 
%\newblock Неразрешимость модальных предикатных логик в языке с одной одноместной буквой. 
%\newblock {\em Десятые Смирновские чтения по логике}, Москва, 15--17 июня 2017 года, 41--43, 2017.

\bibitem{MREK:2017SR}
М.Н. Рыбаков, Е.А. Котикова. 
\newblock Алгоритмическая выразительность предикатной логики ветвящегося времени в языке с одной одноместной буквой. 
\newblock {\em Десятые Смирновские чтения по логике}, Москва, 15--17 июня 2017 года, 43--44, 2017.

\bibitem{MR:2022DAN}
М.Н. Рыбаков.
\newblock Алгоритмическая сложность теорий бинарного предиката в языках с малым числом переменных.
\newblock \emph{Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления},
\newblock 507(6):61--65, 2022.

\selectlanguage{english}

\bibitem{GShS}
D. Gabbay, V. Shehtman, D. Skvortsov.
\newblock {\em Quantification in Nonclassical Logic, Volume 1}, volume 153 of
  {\em Studies in Logic and the Foundations of Mathematics}.
\newblock Elsevier, 2009.

\bibitem{Kripke62}
S.A. Kripke.
\newblock The undecidability of monadic modal quantification theory.
\newblock {\em Zeit\-sch\-rift f\"{u}r Matematische Logik und Grundlagen der
  Mathematik}, 8:113--116, 1962.

\bibitem{RybIGPL22}
Mikhail Rybakov.
\newblock Predicate counterparts of modal logics of provability: High
  undecidability and {K}ripke incompleteness.
\newblock To appear in \textit{{L}ogic {J}ournal of the {I}{G}{P}{L}}.

\bibitem{RSh19SL}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Undecidability of first-order modal and intuitionistic logics with
  two variables and one monadic predicate letter.
\newblock {\em Studia Logica}, 107(4):695--717, 2019.

\bibitem{RShJLC20a}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Algorithmic properties of first-order modal logics of finite {K}ripke
  frames in restricted languages.
\newblock {\em Journal of Logic and Computation}, 30(7):1305--1329, 2020.

\bibitem{RSh20AiML}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Algorithmic properties of first-order modal logics of the natural
  number line in restricted languages.
\newblock In Nicola Olivetti, Rineke Verbrugge, Sara Negri, and Gabriel Sandu,
  editors, {\em Advances in Modal Logic}, volume~13. College Publications,
  2020.

\bibitem{RShJLC21c}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Algorithmic properties of first-order modal logics of linear {K}ripke
  frames in restricted languages.
\newblock {\em Journal of Logic and Computation}, 31(5):853--870, 2021.

\bibitem{RShJLC21b}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Algorithmic properties of first-order superintuitionistic logics of
  finite {K}ripke frames in restricted languages.
\newblock {\em Journal of Logic and Computation}, 31(2):494--522, 2021.

\bibitem{RSh21SR}
M. Rybakov, D. Shkatov. 
\newblock Algorithmic properties of QK4.3 and QS4.3. 
\newblock \selectlanguage{russian}{\em Двенадцатые Смирновские чтения. Материалы Международной научной конференции}, Москва, 24--26 июня 2021 года, 50--54, 2021.\selectlanguage{english}

\bibitem{RShJLC21d}
M. Rybakov, D. Shkatov. 
\newblock Undecidability of QLTL and QCTL with two variables and one monadic predicate letter. 
\newblock \selectlanguage{russian}{\em Логические исследования}, 27(2):93--120, 2021.\selectlanguage{english}

\bibitem{RSh:2023JLC}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Algorithmic properties of modal and
superintuitionistic logics of monadic predicates
over finite frames. 
\newblock \emph{Submitted to the Journal of Logic and Computation.}

\bibitem{RShsubmitted}
M. Rybakov, D. Shkatov.
\newblock Variations on the {K}ripke trick.
\newblock {\em Submitted.}


\bibitem{ShSh:2023JLC}
V. Shehtman, D. Shkatov.
\newblock Some prospects for semiproducts and products of modal logics.
\newblock \emph{Short Papers Advances in Modal Logic {A}i{M}{L} 2020}, {107--111}, 2020.


\bibitem{Skv95}
D. Skvortsov.
\newblock On the predicate logic of finite {K}ripke frames.
\newblock {\em Studia Logica}, 54(1):79--88, 1995.

\bibitem{Sper:2016}
S. Speranski.
\newblock A note on hereditarily $\Pi^0_1$- and $\Sigma^0_1$-complete sets of sentences.
\newblock {\em Journal of Logic and Computation}, 26(5):1729--1741, 2016.

\bibitem{WZ01}
F. Wolter, M. Zakharyaschev.
\newblock Decidable fragments of first-order modal logics.
\newblock {\em The Journal of Symbolic Logic}, 66:1415--1438, 2001.

\selectlanguage{russian}

\end{thebibliography}

\documentclass[12pt,fleqn]{article}

\usepackage{geometry}

\usepackage[utf8]{inputenc}
\usepackage[T2A]{fontenc}
\usepackage[english,russian]{babel}

\usepackage{amsmath}
\usepackage{amssymb}
\usepackage{amsthm}
\usepackage{array}
\usepackage[auth-sc]{authblk}
\usepackage{bm}
\usepackage{cite}
\usepackage{color}
\usepackage{dsfont}
\usepackage{enumerate}
\usepackage{enumitem}
\usepackage{epsf}
\usepackage{euscript}
\usepackage{graphicx} 
\usepackage{indentfirst}
\usepackage{latexsym}
\usepackage{mathrsfs}
\usepackage{mathtools}
\usepackage{tikz}
\usepackage{pgf}

\newtheorem{Prop}       {Предложение}

\newtheorem{Cor}        {Следствие}  
\newtheorem{Rem}        {Замечание}

\begin{document}

\selectlanguage{russian}

\title{Трюк Крипке и разрешимость монадических фрагментов модальных и суперинтуиционистских предикатных логик}

\author[1]{М.\,Рыбаков}
\author[2]{Д.\,Шкатов}
\affil[1]{ИППИ РАН, НИУ ВШЭ, ТвГУ}
\affil[2]{University of the Witwatersrand, Johannesburg} 

\date{}

\maketitle


\begin{abstract}
Трюк Крипке позволяет моделировать бинарную предикатную букву в классических формулах модальными формулами с двумя унарными предикатными буквами. Рассматриваются вариации трюка Крипке и возможности его применения в модальных и суперинтуиционистских предикатных логиках. Кроме того, обсуждаются ситуации, когда применить трюк Крипке невозможно.
\end{abstract}

Сол Крипке заметил~\cite{Kripke62}, что в классических формулах первого порядка бинарная буква моделируется с помощью двух унарных: достаточно заменить формулы вида $P(x,y)$ формулами вида $\Diamond(Q_1(x)\wedge Q_2(y))$. Такое моделирование позволяет погрузить классическую логику бинарного предиката в монадический фрагмент любой модальной логики, расширяющей классическую логику предикатов и содержащуюся в~$\mathbf{QS5}$. Поскольку классическая логика бинарного предиката неразрешима, получаем неразрешимость монадических фрагментов большого класса модальных логик. Учитывая неразрешимость теории симметричного иррфелексивного предиката~\cite{Sper:2016,MR:2022DAN}, использование формулы $\neg\Diamond(Q(x)\wedge Q(y))$ вместо $\Diamond(Q_1(x)\wedge Q_2(y))$ даёт неразрешимость модальных логик одного унарного предиката, содержащихся в $\mathbf{QS5}$, причём лишь при трёх предметных переменных в языке.

Анализ трюка Крипке показывает, что возможность его применения предполагает выполнение некоторых условий, в частности:
\begin{itemize}[leftmargin=5em]
\item[$(\mathit{TK\!}_1)$]
использование формул, где под модальностью может быть более одной свободной переменной;
\item[$(\mathit{TK\!}_2)$]
отсутствие в логике формул, ограничивающих число миров, достижимых из произвольного мира.
\end{itemize}

Нарушение условия $(\mathit{TK\!}_1)$ приводит к т.н.\ мон\b{о}дическим фрагментам (когда в области действия модальности могут находится формулы с не более чем одной свободной переменной), которые часто оказываются разрешимыми~\cite{WZ01}. 

Как заметили авторы, нарушение условия $(\mathit{TK\!}_2)$ приводит к разрешимости мон\b{а}дических фрагментов (когда в формулах допускаются предикатные буквы валентности не более чем один)~\cite{MR:2017LI} и даже с равенством~\cite{RSh:2023JLC}. Отметим, что в семантике Крипке для модальных и суперинтуиционистских логик равенство при этом можно понимать по-разному, и, в отличие от классической логики предикатов, эти понимания приводят к разным множествам истинных формул. Так, в шкалах Крипке (с~предметными областями) равенство может определяться~\cite{GShS} как
\begin{itemize}[leftmargin=5em]
\item[$(\mathit{Eq}_1)$]
наследственная вверх конгруэнтноть, 
\item[$(\mathit{Eq}_2)$]
наследственная вверх и вниз конгруэнтность, 
\item[$(\mathit{Eq}_3)$]
предикат совпадения. 
\end{itemize}
Принципы $(\mathit{Eq}_1)$, $(\mathit{Eq}_2)$ и $(\mathit{Eq}_3)$ дают семантики, различимые как модальными, так и интуиционистскими формулами: существует шкала Крипке, для которой эти принципы приводят к трём разным множествам истинных в ней интуиционистских (а следовательно, и модальных) формул~\cite{GShS}. Принцип $(\mathit{Eq}_1)$ выражается модальной формулой $(x=y)\to \Box(x=y)$, а принцип $(\mathit{Eq}_2)$~--- формулой $(x=y)\leftrightarrow \Box(x=y)$. В интуиционистской семантике принцип $(\mathit{Eq}_1)$ выполняется автоматически, а принцип $(\mathit{Eq}_2)$ описывается формулой $(x=y)\vee \neg(x=y)$ и соответствует понятию разрешимого равенства. Принцип~$(\mathit{Eq}_3)$ не является определимым ни в одном из этих языков. Тем не менее, для многих естественных классов шкал Крипке принципы $(\mathit{Eq}_2)$ и $(\mathit{Eq}_3)$ не различимы ни модально, ни интуиционистски~\cite{GShS}. Приведённые ниже утверждения справедливы для каждого из этих трёх пониманий равенства.

\begin{Prop}
\label{prop:1}
Монадический фрагмент с равенством модальной логики шкалы Крипке с конечным множеством миров алгоритмически разрешим.
\end{Prop}

\begin{Cor}
Монадические фрагменты с равенством модальных и суперинтуиционистских логик рекурсивно перечислимых классов шкал с конечным числом миров принадлежат классу\/ $\Pi^0_1$, т.е. имеют рекурсивно перечислимое дополнение.
\end{Cor}

Учитывая~\cite{RShJLC20a,RShJLC21b}, получаем ещё одно следствие.
Если $L$~--- модальная или суперинтуиционистская логика, то $L_{\mathit{wfin}}^=$ обозначает, соответственно, модальную или суперинтуиционистскую логику с равенством, определяемую классом шкал логики $L$, содержащих конечное множество миров; при этом семантически равенство определяется в соответсвии с любым из принципов $(\mathit{Eq}_1)$, $(\mathit{Eq}_2)$ или $(\mathit{Eq}_3)$.

\begin{Cor}
Пусть $L$~--- одна из модальных логик\/
$\mathbf{QK}$, $\mathbf{QT}$, $\mathbf{QK4}$, $\mathbf{QK5}$, $\mathbf{QK45}$, $\mathbf{QKD}$, $\mathbf{QKD4}$, $\mathbf{QKD45}$, $\mathbf{QKB}$, $\mathbf{QKTB}$, $\mathbf{QS4}$, $\mathbf{QS5}$, $\mathbf{QGL}$, $\mathbf{QGrz}$ или одна из супеинтуиционистских логик\/ $\mathbf{QInt}$, $\mathbf{QKP}$, $\mathbf{QKC}$. Тогда монадический фрагмент логики $L_{\mathit{wfin}}^=$~--- как с равенством, так и без равенства~--- является\/ $\Pi^0_1$-полным.
\end{Cor}

Учитывая полноту по Крипке логик вида $\mathbf{QAlt}_n^=$~\cite{ShSh:2023JLC}, получаем следующее следствие.

\begin{Cor}
Для любого $n\in\mathds{N}$ монадический фрагмент с равенством модальной логики $\mathbf{QAlt}_n^=$ является алгоритмически разрешимым.
\end{Cor}

\begin{Rem}
Приведённые следствия останутся справедливым, если рассматривать семантику постоянных областей.
\end{Rem}

Тем не менее, некоторые ослабления приведённых условий всё-таки позволяют применить трюк Крипке (или какую-то его модификацию). Например, в шкалах Крипке с конечным числом миров действует второе из указанных ограничений; но если при этом для каждого $n\in\mathds{N}$ допускается наличие шкалы с миром, видящим не менее $n$ миров, то логика унарного предиката для такого класса шкал не будет не только разрешимой, но и рекурсивно перечислимой~\cite{Skv95,RShJLC20a,RShJLC21b}.

В интуиционистской логике применение трюка Крипке затруднительно, что связано с наличием отрицания. Тем не менее, в очень многих случаях отрицание можно промоделировать импликацией к новой пропозициональной букве, а в получившихся позитивных формулах использовать следующую модификацию трюка Крипке: формулы вида $P(x,y)$ заменить формулами вида $(Q_1(x)\wedge Q_2(y)\to p)\vee q$~\cite{RSh19SL,RShJLC21b,RShsubmitted}. Отметим, что такое моделирование позволяет остаться в рамках позитивного фрагмента; тем не менее, здесь пропозициональную букву $p$ можно заменить формулой~$\bot$, т.е.\ моделировать формулу $P(x,y)$ формулой $\neg(Q_1(x)\wedge Q_2(y))\vee q$.

Приведём некоторые результаты, полученные авторами для модальных и суперинтуиционистских логик с использованием различных модификации трюка Крипке:
\begin{itemize}
\item
многие модальные и суперинтуиционистские логики унарного предиката неразрешимы в языке с двумя предметными переменными~\cite{RSh19SL};
\item
многие модальные и суперинтуиционистские логики одного унарного предиката естественных классов конечных шкал Крипке не являются рекурсивно перечислимыми при трёх предметных переменных~\cite{RShJLC20a,RShJLC21b};
\item
модальные логики различных классов линейных шкал (сильно) неразрешимы в языке с одной унарной буквой, одной пропозициональной буквой и двумя предметными переменными~\cite{RSh20AiML,RShJLC21c,RSh21SR};
\item
модальные логики нётеровых порядков сильно неразрешимы в языке с двумя унарными буквами, одной пропозициональной буквой и двумя предметными переменными~\cite{Rybakov02,RybIGPL22}.
\item
полимодальные темпоральные логики унарного предиката сильно неразрешимы~\cite{MREK:2017SR} в языке с двумя предметными переменными~\cite{RShJLC21d}.
\end{itemize}
Кроме того, авторами готовится работа~\cite{RShsubmitted}, где предполагается описать особенности, связанные с использованием трюка Крипке и его модификаций в различных неклассических логиках.

\medskip

\textit{
Работа выполнена в ИППИ РАН при поддержке Российского научного фонда, грант \mbox{21--18--00195}.
}


\end{document}