\begin{thebibliography}{10}

\bibitem{hop2} Hopkins N. C., {\it Generalizes Derivations of Nonassociative
Algebras}, Nova J. Math. Game Theory Algebra, \textbf{5} 
(1996), \No 3, 215--224.

\bibitem{fi} Филиппов В. Т., {\it Об алгебрах Ли, удовлетворяющих тождеству 5-ой степени}, Алгебра и логика, {\bf 34} (1995), \No 6, 681--705.

\bibitem{Fil} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях алгебр Ли}, Сиб. матем. ж.,
\textbf{39} (1998), \No 6, 1409--1422.

\bibitem{Fill} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях первичных алгебр Ли}, Сиб. матем. ж.,
\textbf{40} (1999), \No 1, 201--213.

\bibitem{Filll} Филиппов~В.~Т.,
\textit{О $\delta$-дифференцированиях первичных альтернативных и
мальцевских алгебр}, Алгебра и Логика, \textbf{39} (2000), \No 5,
618--625.  

%\bibitem{LL} Leger~G., Luks~E., 	\textit{Generalized Derivations of Lie Algebras}, J. of Algebra \textbf{228} (2000), 165--203.


\bibitem{kay} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-дифференцированиях простых конечномерных йордановых супералгебр}, 
Алгебра и логика \textbf{46} (2007), \No 5, 585--605. [ http://arxiv.org/abs/1010.2419 ]

\bibitem{kay_lie} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-дифференцированиях классических супералгебр Ли}, Сиб. матем. ж. \textbf{50} (2009), \No 3, 547--565. [ http://arxiv.org/abs/1010.2807 ]

\bibitem{kay_lie2} Кайгородов~И.~Б., 
\textit{О $\delta$-супердифференцированиях простых конечномерных йордановых и лиевых супералгебр}, Алгебра и логика \textbf{49} (2010), \No 2, 195--215. [ http://arxiv.org/abs/1010.2423 ]

\bibitem{kay_ob_kant} Кайгородов И. Б., \textit{Об обобщенном дубле Кантора}, Вестник Самарского гос. университета {\bf 78}  (2010), \No 4, 42--50. [ http://arxiv.org/abs/1101.5212 ]

\bibitem{Zus} Zusmanovich~P., 
\textit{On $\delta$-derivations of Lie algebras and superalgebras}, J. of Algebra {\bf 324} (2010), \No 12, 3470--3486. 
[ http://arxiv.org/abs/0907.2034 ]

\bibitem{kay_zh} Желябин В. Н., Кайгородов И. Б., 
\textit{О $\delta$-супердифференцированиях простых супералгебр йордановой скобки}, 
Алгебра и анализ, {\bf 23} (2011), \No 4, 40--58. [ http://arxiv.org/abs/1106.2884 ]

\bibitem{kg_ss} Кайгородов И. Б., 
{\it О $\delta$-супердифференцированиях полупростых конечномерных йордановых супералгебр}, Мат. заметки, принято к печати, [ http://arxiv.org/abs/1106.2680 ]


\bibitem{kay_okh} Кайгородов И. Б., Охапкина Е. М.,
  {\it О $\delta$-дифференцированиях полупростых структуризуемых алгебр}, сдано в печать.

\bibitem{kay_gendelta} Кайгородов И. Б., {\it Об обобщенных $\delta$-дифференцированиях}, сдано в печать.

\bibitem{Ling} Ling W., {\it On structure of n-Lie algebras}, Thesis, Siegen University-GHS-Siegen (1993), 1--61.

\bibitem{fil_nar} Филиппов В. Т., {\it $n$-Лиевы алгебры}, Сиб. мат. ж., {\bf 26} (1985), \No 6, 126-140.

\bibitem{pozh01} Пожидаев А. П., {\it $n$-Арные алгебры Мальцева,} Алгебра и логика, {\bf 40} (2001), \No 3, 309--329.

\bibitem{pozh06Der} Pozhidaev A. P., Saraiva P., {\it On Derivations of the Ternary Malcev Algebra $M_8$,} Comm. Algebra, {\bf 34} (2006), \No 10, 3593–3608.

\bibitem{pozh05korn} Пожидаев А. П., {\it Корневое разложение тернарной алгебры Мальцева $M_8$,} Сиб. матем. журн., {\bf 46} (2005), \No 4, 901–906. 

\bibitem{zsss} Жевлаков К. А., Слинько А. М., Шестаков И. П., Ширшов А. И., 
{\it Кольца, близкие к ассоциативным,} М.: Наука (1978).



\
\end{thebibliography}

\documentclass[10pt]{amsart}
\usepackage[cp1251]{inputenc}
\usepackage[english,russian]{babel}
\usepackage{amsmath}
\usepackage{amssymb}
\usepackage{amsfonts}

\begin{document}
\sloppy
\begin{center}
{\large\bf $\delta$-DERIVATIONS OF $n$-ARY ALGEBRAS}\\

\hspace*{8mm}

{\large\bf Ivan Kaygorodov}\\
e-mail: kib@math.nsc.ru

{\it 
Sobolev Inst. of Mathematics\\ 
Novosibirsk, Russia\\}
\end{center}

\

\medskip

\

\begin{center} {\bf Abstract: }\end{center}                                                                    
We defined $\delta$-derivations of $n$-ary algebras. 
We described $\delta$-derivations of 
$(n+1)$-dimensional $n$-ary Filippov algebras 
and simple finite-dimensional Filippov algebras over algebraically closed field zero characteristic,
and simple ternary Malcev algebra $M_8$.
We constructed new examples of non-trivial $\delta$-derivations of Filippov algebras
and new examples of non-trivial antiderivations of simple Filippov algebras.

\medskip

{\bf Key words:} $\delta$-derivation, 
Filippov algebra, ternary Malcev algebra.

\medskip

\section{Введение}

\sloppy

Понятие антидифференцирования алгебры, являющееся частным случаем $\delta$-дифференцирования, 
т.е. $(-1)$-дифференцированием,
рассматривалось в работах \cite{hop2,fi}. 
В дальнейшем, в работе \cite{Fil} появляется 
определение $\delta$-дифференцирования алгебры. 
Напомним, что при
фиксированном $\delta$ из основного поля $F,$ 
под $\delta$-дифференцированием
алгебры $A$ понимают линейное отображение $\phi$, удовлетворяющее 
при произвольных элементах $x,y \in A$ условию 
\begin{eqnarray}\label{delta}
\phi(xy)=\delta(\phi(x)y+x\phi(y)).\end{eqnarray}

В работе \cite{Fil} описаны
$\frac{1}{2}$-дифференци\-ро\-ва\-ния произвольной первичной
алгебры Ли $A$ ($\frac{1}{6} \in F$) с невырожденной
симметрической инвариантной билинейной формой. А именно, доказано,
что линейное отображение $\phi$: $A \rightarrow A $ является
$\frac{1}{2}$-дифференцированием тогда и только тогда, когда $\phi
\in \Gamma(A)$, где $\Gamma(A)$ --- центроид алгебры $A$. Отсюда
следует, что если $A$ --- центральная простая алгебра Ли над полем
характеристики $p \neq 2,3 $ с невырожденной симметрической
инвариантной билинейной формой, то любое
$\frac{1}{2}$-дифференцирование $\phi$ имеет вид $\phi(x)=\alpha
x,$ для некоторого $\alpha \in F$. В. Т. Филиппов доказал \cite{Fill}, что любая
первичная алгебра Ли не имеет ненулевого
$\delta$-дифференцирования, если $\delta \neq -1,0,\frac{1}{2},1$.
В работе \cite{Fill} показано, что любая первичная алгебра
Ли $A$ ($\frac{1}{6} \in \Phi$) с ненулевым антидифференцированием
является 3-мерной центральной простой алгеброй над полем частных
центра $Z_{R}(A)$ своей алгебры правых умножений $R(A)$. Также в
этой работе был построен пример нетривиального
$\frac{1}{2}$-дифференцирования для алгебры Витта $W_{1},$ т.е.
такого $\frac{1}{2}$-дифференцирования, которое не является
элементом центроида алгебры $W_{1}.$ В \cite{Filll} описаны
$\delta$-дифференцирования первичных альтернативных и нелиевых
мальцевских алгебр с некоторыми ограничениями на кольцо
операторов $\Phi$. Как оказалось, алгебры из этих классов не имеют
нетривиальных $\delta$-дифференцирований. 

В работе \cite{kay} было дано описание $\delta$-дифференцирований
простых конечномерных йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль.
В дальнейшем, в работе \cite{kay_lie} были описаны $\delta$-дифференцирования классических супералгебр Ли.
Работа \cite{kay_lie2} посвящена описанию $\delta$-дифференцирований 
полупростых конечномерных йордановых супералгебр над произвольным полем характеристики отличной от 2 и 
$\delta$-(супер)дифференцирований простых конечномерных
лиевых и йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль.
Для алгебр и супералгебр из работ \cite{kay,kay_lie,kay_lie2} было показано отсутствие
нетривиальных $\delta$-(супер)дифференцирований.
В дальнейшем, результаты \cite{kay_lie} получили обобщение в работе П. Зусмановича \cite{Zus}.
Им было дано описание $\delta$-(супер)дифференцирований первичных супералгебр Ли.
А именно, он доказал, что первичная супералгебра Ли не имеет нетривиальных $\delta$-(супер)дифференцирований  при $\delta\neq -1,0,\frac{1}{2},1.$
П. Зусманович показал, что для совершенной (т.е., такой что $[A,A]=A$) супералгебры Ли $A$ 
с нулевым центром и невырожденной суперсимметрической инвариантной билинейной
формой  пространство $\frac{1}{2}$-(супер)дифференцирований
совпадает с (супер)центроидом супералгебры $A$. 
Также, П. Зусманович, в случае положительной характеристики поля, дал положительный ответ на вопрос
В. Т. Филип\-по\-ва о существовании делителей нуля в кольце $\frac{1}{2}$-дифференцирований первичной алгебры Ли,
сформулированный в \cite{Fill}. 
В свое время, И. Б. Кайгородовым и В. Н. Желябиным рассматривались 
$\delta$-(супер)дифференцирования простых унитальных супералгебр йордановой
скобки \cite{kay_zh}, где ими было показано отсутствие нетривиальных $\delta$-(супер)дифференцирований
простых супералгебр йордановой скобки, не являющихся супералгебрами векторного типа и
было приведено описание $\delta$-(супер)дифференцирований
простых конечномерных унитальных йордановых супералгебр над
алгебраическим замкнутым полем характеристики отличной от 2.
Как следствие, была обнаружена связь между наличием нетривиальных $\delta$-дифференцирований простых унитальных супералгебр йордановых скобок 
и специальностью супералгебры. 
$\delta$-Супердифференцирования обобщенного дубля Кантора, построенного 
на первичной ассоциативной алгебре, рассматривались в работе \cite{kay_ob_kant}. 
Цикл статей по описанию $\delta$-(супер)дифференцирований простых конечномерных йордановых супералгебр 
заканчивается работой \cite{kg_ss}, где было дано полное описание $\delta$-(супер)дифференцирований
полупростых конечномерных йордановых супералгебр над алгебраически замкнутым полем характеристики отличной от 2. 
В частности, были построены примеры нетривиальных $\frac{1}{2}$-(супер)дифференцирований для простых 
неунитальных конечномерных йордановых супералгебр.
В работе \cite{kay_okh} было дано описание $\delta$-дифференцирований полупростых структуризуемых алгебр.
После этого, рассматривались обобщеные $\delta$-дифференцирования первичных альтернативных и лиевых (супер)алгебр, 
а также унитальных и полупростых йордановых (супер)алгебр \cite{kay_gendelta}. 

\

\section{Новые примеры нетривиальных $\delta$-дифференцирований алгебр Филиппова.}

Алгеброй Филиппова называется алгебра $L$ с одной антикоммутативной $n$-арной операцией $[x_1, \ldots, x_n]$, удовлетворяющей тождеству

$$[[x_1,\ldots, x_n],y_2, \ldots, y_n]=\sum\limits_{i=1}^n[x_1,\ldots, [x_i,y_2,\ldots, y_n], \ldots, x_n].$$

Дифференцированием $n$-арной алгебры $L$ называется линейное отображение $D$, удовлетворяющее условию
\begin{eqnarray}\label{dernary}
D[x_1,\ldots, x_n]=\sum\limits_{i=1}^n[x_1,\ldots, D(x_i),\ldots, x_n].
\end{eqnarray}
По аналогии с $\delta$-дифференцированием бинарных алгебр, которым посвящены работы 
\cite{Fil}-\cite{kay_gendelta}, 
мы можем определить $\delta$-дифференци\-ро\-вание $n$-арной алгебры, 
как линейное отображение $\phi$, 
для фиксированного элемента основного поля $\delta$, удовлетворяющее условию
\begin{eqnarray}\label{deltadernary}
\phi[x_1,\ldots, x_n]=\delta\sum\limits_{i=1}^n[x_1,\ldots, \phi(x_i),\ldots, x_n].
\end{eqnarray}

Пусть $\Gamma(L)=\{\psi \in End(A)| \psi([x_1,\ldots, x_n])=[x_1,\ldots, \psi(x_i),\ldots, x_n] \}$ --- центроид алгебры $L.$
Ясно, что в случае $n$-арной алгебры $L$ каждый элемент $\Gamma(L)$ будет являться $\frac{1}{n}$-дифференцированием. 
Ненулевое $\delta$-дифференцирование $\phi$ будем считать нетривиальным, если 
$\delta\neq 0,1$ и $\phi \notin \Gamma(L).$
В дальнейшем, случаи $\delta=0,1$  мы будем опускать без дополнительных оговорок.

\medskip

В свое время \cite{fil_nar},  В. Т. Филиппов дал описание $n$-арных алгебр Филиппова размерности $n+1.$
Пусть $A$ --- $n$-арная алгебра Филиппова, $dim(A)=n+1$ 
и $\{ e_1, \ldots, e_{n+1}\}$ --- базис алгебры $A$.
Через $\hat{x}_i$ мы будем обозначать отсутствие элемента $x_i.$ Например, $[x_1,x_2,\hat{x}_3,x_4]=[x_1,x_2,x_4].$

Согласно классификации В. Т. Филиппова, $n$-арные алгебры Филиппова размерности $n+1$ над алгебраически замкнутым полем $F$ 
характеристики отличной от $2$ исчерпываются $n+4$ сериями алгебр: 

\medskip

$(A_1).$ $[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $1 \leq i \leq n+1$.

\medskip
$(B_1).$ $[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $1<i \leq n+1$, $[e_2, \ldots, e_{n+1}]=e_1.$

\medskip
$(B_2).$ $[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $1\leq i \leq n$, $[e_1, \ldots, e_{n}]=e_1.$

\medskip
$(C_1).$ $[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $1\leq i \leq n-1$, \\
$[e_1, \ldots, \hat{e}_{n}, e_{n+1}]=e_n,$ $[e_1, \ldots, e_n]=\alpha e_{n+1},$ $\alpha \neq 0.$

\medskip
$(C_2).$ $[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $1\leq i \leq n-1$, \\
$[e_1, \ldots, \hat{e}_{n}, e_{n+1}]=e_n+\beta e_{n+1},$ $[e_1, \ldots, e_n]=e_{n+1},$ $\beta \neq 0.$

\medskip
$(D_r).$ $3 \leq r \leq n+1,$
$[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=e_i,$ для $1 \leq i \leq r,$\\
$[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=0,$ для $r+1 \leq i \leq n+1.$

\medskip

Пусть $\phi$ --- $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда через $[\phi]$ будем обозначать матрицу линейного отображения $\phi$ в базисе $\{ e_1, \ldots, e_{n+1}\}$.
Таким образом, $[\phi(x)]=[x][\phi],$ где $[x]$ --- вектор-строка, составленная из координат вектора $x$ в базисе $\{ e_1, \ldots, e_{n+1}\}$.
Через $\{\phi\}$ и $|\{\phi\}|$ будем, соответственно, обозначать множество, составленное из диагональных элементов матрицы $[\phi],$ 
и его мощность.

Легко заметить, что для алгебр типа $(A_1)$ любой эндоморфизм будет являться $\delta$-дифференцированием для любого $\delta \in F.$

\medskip
\textbf{Лемма 1.} 
\emph{Пусть $A$ --- алгебра типа $(B_1)$ и $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда $|\{\phi\}| \geq 2$ и
$$\phi(e_1)=\delta \sum\limits_{k=2}^{n+1} \beta_{kk}e_1,\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j \ (2 \leq i).$$}

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Пусть $\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, \beta_{ij} \in F.$
Заметим, что 
$$\phi(e_1)=\phi[e_2,\ldots,e_{n+1}]=\delta \sum\limits_{k=2}^{n+1}[e_2,\ldots,\phi(e_k),\ldots, e_{n+1}]=
\delta \sum\limits_{k=2}^{n+1}\beta_{kk}e_1.$$
Легко видеть, что отображение, заданное по правилу 
$$\phi(e_1)=\delta \sum\limits_{k=2}^{n+1}  \beta_{kk}e_1 \mbox{ и } \phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j (2 \leq i)$$
 будет являться $\delta$-дифференцированием.
Отметим, что если $|\{\phi\}|=1$, то все $\beta_{ii}$ равны между собой и $\delta=\frac{1}{n}$. 
В этом случае легко показать, что $\phi \in \Gamma(A).$
Лемма доказана. 

\medskip

\textbf{Лемма 2.} 
\emph{Пусть $A$ --- алгебра типа $(B_2)$ и $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда $|\{\phi\} \setminus \{ \beta_{n+1n+1}\}| \geq 2$ и
$$\phi(e_1)=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=2}^{n} \beta_{kk}e_1,
\phi(e_{n+1})=\beta_{n+1 n+1} e_{n+1},\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j \ (2 \leq i \leq n).$$}

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Пусть $\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, \beta_{ij} \in F.$
Заметим, что 
$$\phi(e_1)=\phi[e_1, \ldots, e_n]=\delta\sum\limits_{k=1}^{n}[e_1,\ldots, \phi(e_k),\ldots, e_{n}]=\delta \sum\limits_{k=1}^{n}\beta_{kk}e_1,$$
откуда $\beta_{11}=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=2}^{n}\beta_{kk}.$
Отметим, что 
$$0=\phi[e_{1}, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=
\delta[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_n, \beta_{n+1 i}e_i],$$
что влечет $\beta_{n+1 i}=0, i \neq n+1.$
Легко видеть, что отображение, заданное по правилу 
$$\phi(e_1)=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=2}^{n} \beta_{kk}e_1,\phi(e_{n+1})=\beta_{n+1 n+1} e_{n+1}, \mbox{ и }\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, 2 \leq i \leq n$$
является $\delta$-дифференцированием.
Отметим, что если $|\{\phi\} \setminus \{ \beta_{n+1n+1}\}|=1$, то все $\beta_{ii} (i \neq n+1)$ 
равны между собой и $\delta=\frac{1}{n}$. 
В этом случае легко показать, что $\phi \in \Gamma(A).$
Лемма доказана. 

\medskip

\textbf{Лемма 3.}
\emph{Пусть $A$ --- алгебра типа $(C_1)$ и $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда }
$[\phi]=\left(\begin{array}{cc}
    A & C   \\
    G & B   \\
    \end{array}\right),$
\emph{где $A \in M_{n-1}, B\in M_{2}, C \in M_{n-1,2}, G={\bf 0} \in M_{2,n-1},$
 $|\{\phi\}| \geq 2$
и при $w=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}$ верно}

$$B=\left(\begin{array}{cc}
    w &  \beta_{nn+1} \\
    \frac{\delta}{\alpha}\beta_{nn+1} & w  \\
    \end{array}\right),\mbox{ где }\beta_{nn+1}=0,\mbox{ если }\delta \neq -1.$$

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Пусть $\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, \beta_{ij} \in F.$
Заметим, что 
$$\alpha \phi(e_{n+1})=\delta\sum\limits_{k=1}^n[e_1,\ldots,\phi(e_k),\ldots, e_n]=
\alpha\delta\sum\limits_{k=1}^n\beta_{kk}e_{n+1}+\delta \beta_{nn+1}e_n,$$
откуда $\phi(e_{n+1})=\delta \sum\limits_{k=1}^n\beta_{kk}e_{n+1}+\frac{\delta}{\alpha}\beta_{nn+1}e_n.$
Легко видеть, что 
$$\phi(e_n)=\phi[e_1, \ldots, e_{n-1}, e_{n+1}]=
\delta\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}e_n + \delta^2\sum_{k=1}^n\beta_{kk}e_n +\delta^2\beta_{nn+1}e_{n+1},$$
откуда $\beta_{nn}=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}$ и 
$$\beta_{n+1n+1}=\delta \sum\limits_{k=1}^n\beta_{kk}=\delta\left(\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}+\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}\right)
=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}.$$
Также, мы видим что $\beta_{nn+1}=\delta^2\beta_{nn+1},$
то есть $\beta_{nn+1} \neq 0$ только при $\delta=-1$.

Положим $w=\frac{\delta}{1-\delta}\sum\limits_{k=1}^{n-1}\beta_{kk}.$
Легко видеть, что отображение $\phi,$ определенное как
$$\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j\mbox{ } (i<n), 
\mbox{ }\phi(e_n)=w e_n + \beta_{nn+1} e_{n+1}, 
\mbox{ }\phi(e_{n+1})= \frac{\delta}{\alpha}\beta_{nn+1} e_{n}+we_{n+1},$$
где $\beta_{nn+1}=0$ если $\delta\neq -1$, является $\delta$-дифференцированием.
Отметим, что если $|\{\phi\}|=1$, то все $\beta_{ii}$ равны между собой и $\delta=\frac{1}{n}$.
В данном случае, легко видеть. что $\phi \in \Gamma(A).$
Лемма доказана. 

\medskip

\textbf{Лемма 4.}
\emph{Пусть $A$ --- алгебра типа $(C_2)$ и $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда }
$[\phi]=\left(\begin{array}{cc}
    A & C   \\
    G & B   \\
    \end{array}\right),$
\emph{где $A \in M_{n-1}, B\in M_{2}, C \in M_{n-1,2}, G={\bf 0} \in M_{2,n-1},$
$|\{\phi \}| \geq 2$ и }

$$B=\left(\begin{array}{cc}
    \frac{\delta tr(A)}{1-\delta}-\frac{\beta\delta}{1+\delta} \gamma & \gamma   \\
    \delta\gamma & \frac{\delta tr(A)}{1-\delta}+\frac{\beta\delta}{1+\delta} \gamma    \\
    \end{array}\right),$$

где $\gamma \neq 0,$ если $\delta \neq \frac{-\beta^2-2 \pm \sqrt{\beta^4+4\beta^2}}{2}$, либо $\delta=-1.$

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Пусть $\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, \beta_{ij} \in F.$
Заметим, что 
$$\phi(e_{n+1})=\phi[e_1, \ldots, e_n]=$$
$$\delta\left(\sum\limits_{i=1}^n\beta_{ii}e_{n+1}+\beta_{nn+1}(e_n+\beta e_{n+1})\right)=\beta_{n+1n}e_n+\beta_{n+1n+1}e_{n+1}.$$
Значит,
$$\phi(e_n)+\beta\beta_{n+1n}e_n+\beta\beta_{n+1n+1}e_{n+1}=\phi(e_n+\beta e_{n+1})=
\phi[e_1, \ldots, \hat{e}_n,e_{n+1}]=$$
$$\delta\left(\sum\limits_{i=1}^{n-1}\beta_{ii}(e_n+\beta e_{n+1})+\beta_{n+1n}e_{n+1}+\beta_{n+1n+1}(e_n+\beta e_{n+1})\right).$$
Откуда, введя новое обозначение $\theta=\sum\limits_{i=1}^{n-1}\beta_{ii},$ видим, что 
\begin{eqnarray}
\label{c2_1}\beta_{nn}=\delta\theta+\delta\beta_{n+1n+1}-\beta\beta_{n+1n},
\end{eqnarray}
\begin{eqnarray}
\label{c2_2}\beta_{nn+1}=\delta\theta\beta+\delta\beta_{n+1n}+\delta\beta\beta_{n+1n+1}-\beta\beta_{n+1n+1},
\end{eqnarray}
\begin{eqnarray}
\label{c2_3}\beta_{n+1n}=\delta\beta_{nn+1},
\end{eqnarray}
\begin{eqnarray}
\label{c2_4}\beta_{n+1n+1}=\delta\theta+\delta\beta_{nn}+\delta\beta\beta_{nn+1}.
\end{eqnarray}
Складывая и вычитая (\ref{c2_1}) и (\ref{c2_4}), мы получаем
\begin{eqnarray}
\label{c2_11}(1-\delta)(\beta_{nn}+\beta_{n+1n+1})=2\delta\theta,
\end{eqnarray}
\begin{eqnarray}
\label{c2_12}
(1+\delta)(\beta_{nn}-\beta_{n+1n+1})=-2\delta\beta\beta_{nn+1}.
\end{eqnarray}
Из (\ref{c2_11}) и (\ref{c2_12}) легко следует, что 
при $\delta\neq-1$ верно
\begin{eqnarray}
\label{c2_21}
\beta_{nn}=\frac{\delta\theta}{1-\delta}-\frac{\beta\delta}{1+\delta}\beta_{nn+1},
\end{eqnarray}
\begin{eqnarray}
\label{c2_22}
\beta_{n+1n+1}=\frac{\delta\theta}{1-\delta}+\frac{\beta\delta}{1+\delta}\beta_{nn+1},
\end{eqnarray}
а при $\delta=-1$ имеем $\beta_{n+1n}=\beta_{nn+1}=0$ и $\beta_{nn}=\beta_{n+1n+1}=-\frac{\theta}{2}.$

Выражения для $\beta_{n+1n+1}$ и $\beta_{n+1n}$ из равенств (\ref{c2_22}) и (\ref{c2_3}) подставим в (\ref{c2_2}),
и, в результате, получим
$$(1-\delta^2)\beta_{nn+1}=\frac{\beta^2\delta(\delta-1)}{1+\delta}\beta_{nn+1},$$
то есть, $\beta_{nn+1}\neq 0$ только при $\delta=\frac{-\beta^2-2 \pm \sqrt{\beta^4+4\beta^2}}{2}.$
Таким образом, мы получили, что отображение $\phi$ имеет вид, описанный в формулировке теоремы.
Ясно, что отображение заданное таким образом будет являться $\delta$-дифференцированием.
Отметим, что если $|\{\phi\}|=1$, то все $\beta_{ii}$ равны между собой и $\delta=\frac{1}{n}$, т.е. $\phi \in \Gamma(A).$
Лемма доказана.

\medskip
\textbf{Лемма 5.}
\emph{Пусть $A$ --- алгебра типа $(D_r)$ и $\phi$ --- нетривиальное $\delta$-дифференцирование алгебры $A$, 
тогда }
$[\phi]=\left(\begin{array}{cc}
    A & C   \\
    G & B   \\
    \end{array}\right),$
\emph{где $A \in M_r, B\in M_{n+1-r}, C \in M_{r,n+1-r}, G= {\bf 0} \in M_{n+1-r,r}$
и }

$1)$ \emph{если $\delta=-1$, то $A=(a_{ij}),$ где $a_{ij}=(-1)^{i-j}a_{ji},i\neq j$ и $tr(A)=-tr(B);$ }

$2)$ \emph{если $\delta = \frac{1}{r-1}$, то $tr(B)=0$ и $A=\beta E, \beta \in F;$ }

$3)$ \emph{если $\delta \neq \frac{1}{r-1},-1$, то  $A=\frac{\delta }{1+\delta-r\delta} tr(B) E;$ }

$4)$ \emph{одновременно не выполняются $C={\bf 0}$ и $|\{ \phi\}|=1.$}

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Пусть $\phi(e_i)=\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{ij}e_j, \beta_{ij} \in F.$
Заметим, что для $i \leq r$ верно
$$\phi(e_i)=\phi[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=\delta \sum\limits_{j\neq i}[e_1, \ldots, \phi(e_j), \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=$$
$$\delta \sum_{j\neq i} \beta_{jj} e_i+ \delta\sum_{j \leq r, j\neq i} (-1)^{i-j+1}\beta_{ji}e_j.$$
Откуда легко следует, что при $j,i\leq r$ верно 
$$\beta_{ii}=\delta\sum\limits_{k\neq i}\beta_{kk}\mbox{ и }\beta_{ij}=(-1)^{i-j+1}\delta\beta_{ji}=\delta^2\beta_{ij},$$
то есть, при $i,j \leq r,i\neq j$ имеем 
либо $\beta_{ij}=(-1)^{i-j}\beta_{ji}$ и $\delta=-1$, 
либо $\beta_{ij}=0$ и $\delta\neq-1.$
Также видим, что при $i\leq r$ верно 

$$(1+\delta)\beta_{ii}=\delta \sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{jj},$$
то есть 
либо $\beta_{ii}=\beta$ при $\delta \neq -1$, 
либо $\sum\limits_{j=1}^{n+1}\beta_{jj}=0$ при $\delta=-1.$
Откуда видим, что терминах формулировки леммы выполненно условие 1).

Если $\delta\neq -1$ и $i\leq r,$ то 
$$\beta_{ii}=\frac{\delta}{1+\delta} tr[\phi]=\frac{r\delta}{1+\delta}\beta_{ii}+\frac{\delta}{1+\delta}tr(B),$$
то есть 
либо $\beta_{ii}=\frac{\delta}{1+\delta-r\delta}tr(B)$ и $\delta \neq \frac{1}{r-1},$ 
либо $tr(B)=0$ и $\delta=\frac{1}{r-1}.$

Если $i>r,$ то стандартными операциями, можем получить 
$$0=\phi[e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, e_{n+1}]=\delta\sum\limits_{j\leq r}\beta_{ji}e_j,$$
то есть $\beta_{ji}=0$, если $i>r$ и $j\leq r.$ То есть, в терминах условия леммы, $G={\bf 0}.$

Легко видеть, что отображение $\phi$, определенное как в условии леммы, является $\delta$-дифференцированием. 

Отметим, что при $C \neq {\bf 0}$, отображение $\phi$ не будет являться элементом центроида алгебры. 
Действительно, если $\beta_{ij}$ --- ненулевая компонента матрицы $C$,
то $$\phi(e_i) \neq [e_1, \ldots, \hat{e}_i, \ldots, \phi( e_{n+1})].$$
Отсюда видим, что выполняется условие 4) в формулировке леммы. Лемма доказана.

\medskip

\textbf{Теорема 6.} 
\emph{Каждая непростая $(n+1)$-мерная $n$-арная алгебра Филиппова 
над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль
имеет нетривиальное $\delta$-дифференцирование при произвольном $\delta\neq 0,1.$}

\medskip
{\bf Доказательство.} 
Согласно классификации $(n+1)$-мерных $n$-арных алгебр Филиппова \cite{fil_nar},
все такие алгебры, не являющиеся простыми, исчерпываются следующими типами алгебр $(A_1), (B_1), (B_2), (C_1), (C_2), (D_r)$ $(r \neq n+1).$
Таким образом, доказательство теоремы следует из приведенной классификации алгебр и лемм 1-5.
Теорема доказана.

\medskip
\textbf{Теорема 7.} 
\emph{Каждая простая конечномерная алгебра Филиппова над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль
имеет нетривиальные антидифференцирования и не имеет нетривиальных $\delta$-дифференцирований, отличных от антидифференцирований.}

\medskip
{\bf Доказательство.} Согласно \cite{Ling}, каждая простая конечномерная $n$-арная алгебра Филиппова над алгебраически 
замкнутым полем характеристики нуль 
изоморфна простой n-арной алгебре Филиппова типа $(D_{n+1}),$ 
впервые описанной В. Т. Филипповым в \cite{fil_nar}. 
Таким образом, условие теоремы следует из леммы 5. Теорема доказана. 

\medskip
Отметим, что $n$-арные алгебры Филиппова типа $(D_{n+1})$ являются обобщением (на случай $n$-арной операции умножения) 
известной простой алгебры Ли $sl_2$ и при $n=2$ совпадают с ней.
В свое время, Н. С. Хопкинс исследовала антидифференцирования простых конечномерных алгебр Ли в работе \cite{hop2}, 
где ей были построены примеры нетривиальных антидифференцирований для алгебры $sl_2.$
Полученные результаты согласуются с результатами Н. С. Хопкин \cite{hop2} и В. Т. Филлипова \cite{Fil,Fill} относительно 
антидифференцирований и $\delta$-дифференцирований простой алгебры Ли $sl_2$.
Заметим, что дифференцирования простых конечномерных алгебр Филиппова над алгебраически замкнутым полем 
характеристики нуль были описаны в \cite{fil_nar}.

\section{$\delta$-дифференцирования тернарной алгебры Мальцева $M_8$.} 

Класс $n$-арных алгебр Мальцева был определен в \cite{pozh01} как некоторый естественный класс $n$-арных алгебр, содержащий 
класс $n$-арных алгебр векторного произведения. 
К настоящему времени единственным известным примером простой $n$-арной алгебры Мальцева, не являющейся алгеброй Филиппова, 
служит простая тернарная алгебра Мальцева $M_8$, возникающая на 8-мерной композиционной алгебре. 
В свое время, дифференцирования тернарной алгебры $M_8$ были описаны в работе \cite{pozh06Der}, 
а в работе \cite{pozh05korn} было построено ее корневое разложение и введена структура $\mathbb{Z}_3$-градуировки.

$n$-Арным якобианом мы называем следующую функцию, определенную на $n$-арной алгебре:

\

$J(x_1, \ldots, x_n; y_2, \ldots, y_n)=$

 $$[[x_1, \ldots, x_n], y_2, \ldots y_n]-\sum\limits_{i=1}^{n}[x_1, \ldots, [x_i,y_2, \ldots, y_n], \ldots,x_n].$$

Из определения следует, что если $A$ --- $n$-арная алгебра Филиппова, то 
$$J(x_1,\ldots, x_n; y_2, \ldots, y_n)=0$$
для всех $x_1,\ldots,x_n,y_2,\ldots, y_n \in A$.

$n$-Арной алгеброй Мальцева $(n\geq3)$ мы называем алгебру $L$ с одной антикоммутативной $n$-арной операцией 
$[x_1, \ldots, x_n]$, удовлетворяющей тождеству
$$-J(zR_x,x_2,\ldots,x_n;y_2,\ldots,y_n)=J(z,x_2,\ldots,x_n;y_2,\ldots,y_n)R_x,$$
где $R_x=R_{x_2,\ldots,x_n}$ --- оператор правого умножения: $zR_x=[z,x_2,\ldots,x_n].$

Далее полагаем, что $F$ --- поле характеристики, отличной от 2,3, и обозначаем через $A$ --- композиционную алгебру
над $F$ с инволюцией $a \rightarrow \overline{a}$ и единицей $1$ (см., например, \cite{zsss}). 
Симметрическую билинейную форму $(x,y)=\frac{1}{2}(x\overline{y}+y\overline{x}),$ определенную на $A$, предполагаем невырожденной и через $n(a)$
обозначаем норму элемента $a\in A.$ Определим на $A$ тернарную операцию умножения $[\cdot, \cdot,\cdot]$ правилом
$$[x,y,z]=x\overline{y}z-(y,z)x+(x,z)y-(x,y)z.$$
Тогда $A$ становится тернарной алгеброй Мальцева \cite{pozh01}, которая обозначается через $M(A),$ а если $dim(A)=8,$ то через $M_8.$

Напомним, что дифференцированием тернарной алгебры называются линейные отображения $D$, удовлетворяющие равенству (\ref{dernary}) при $n=3.$
В работе \cite{pozh06Der} было описаны дифференцирования тернарной алгебры Мальцева $M_8$, 
где было показано, что каждое дифференцирование является внутренним, 
то есть 
$$Der(M_8)=\langle [R_{x,y},R_{x,z}]+R_{x,[y,x,z]} | x,y,z \in M_8 \rangle.$$

Под $\delta$-дифференцированием тернарной алгебры, мы подразумеваем линейные отображения $\phi$, удовлетворяющие равенству (\ref{deltadernary}) при $n=3$.
Ясно, что в случае тернарной алгебры $L$ каждый элемент центроида $\Gamma(L)$ будет являться $\frac{1}{3}$-дифференцированием. 
Ненулевое $\delta$-дифференцирование $\phi$ будем считать нетривиальным, если 
$\delta\neq 0,1$ и $\phi \notin \Gamma(L).$

Пусть $U$ --- подпространство в $V$ и $x \in V$. Через $x|_U$ мы будем обозначать проекцию вектора $x$ на подпространство $U$.

\medskip 

\textbf{Теорема 8.} \emph{Тернарная алгебра $M_8$ не имеет нетривиальных $\delta$-диф\-фе\-ренци\-рований.}

\

{\bf Доказательство.} 
Пусть $1,a,b,c$ --- ортонормированные вектора из $A$. Выберем следующий базис в $A$:
$$\{e_1=1,e_2=a,e_3=b,e_4=ab,e_5=c,e_6=ac,e_7=bc,e_8=abc\}.$$

Оператор правого умножения $R_{x,y}$ называется регулярным, если в фиттинговом разложении $M=M_0 \oplus M_1$ 
относительно $R_{x,y}$ размерность $M_0$ минимальна \cite{pozh05korn}. 
Согласно \cite[Теорема 1]{pozh05korn}, мы имеем корневое разложение алгебры $M_8:$
$M=M_0 \oplus M_{\alpha} \oplus M_{-\alpha},$ где $\alpha \in F$ такой, что $vR_{x,y}=\pm\alpha v$ для любого $v\in M_{\pm\alpha}.$ 
Также, из \cite[Лемма 3]{pozh05korn}, известно, что на тернарной алгебре $M_8$ существует нетривиальная градуировка.
Если мы обозначим $M_{\pm\alpha}$ через $M_{\pm1},$ то $$[M_i, M_j, M_k] \subseteq M_{i+j+k(mod3)}.$$

Пусть $v \in M_{\alpha},$ тогда 
\begin{eqnarray}\label{m8_1}
\alpha \phi(v)=\phi(vR_{x,y})=\delta([\phi(v),x,y]+[v,\phi(x),y]+[v,x,\phi(y)]).
\end{eqnarray}

Будем считать, что $\phi(v)|_{M_{\alpha}}=w_{\alpha}, \phi(x)|_{M_0}=\alpha_x x+\beta_y y, \phi(y)|_{M_0}=\alpha_yx+\beta_yy.$
Учитывая данные соотношения в равенстве (\ref{m8_1}), мы получаем 
$w_{\alpha}=\frac{\alpha_x+\beta_y}{1-\delta}\delta v.$ 
Заметим, что согласно \cite[Лемма 1]{pozh05korn}, 
операторы $R_{e_i,e_i+e_j}$ и $R_{e_j,e_i+e_j}$ при $i \neq j$ являются регулярными.
Следовательно, мы можем заключить, что 
$$\frac{\alpha_{e_i}+\beta_{e_i+e_j}}{1-\delta}\delta v=\frac{\alpha_{e_j}+\beta_{e_i+e_j}}{1-\delta}\delta v,$$
откуда $\alpha_{e_i}=\alpha_{e_j}.$
Также отметим, что верно $\frac{2\alpha_{e_i}}{1-\delta}\delta=\alpha_{e_i}.$
Последнее нам дает либо $\delta=\frac{1}{3}$, либо $\alpha_{e_i}=0.$

Для каждого $i \in \{ 2, \ldots ,8 \}$ возможно выбрать $j,k,l,m,s,t$, зависящие от $i$, такие, что 
\begin{eqnarray}\label{m8_2}
e_i=e_je_k=e_le_m=e_se_t,\\
e_j=e_se_m=e_ke_i=e_te_l,\\
e_k=e_ie_j=e_me_t=e_se_l,\\
e_l=e_me_i=e_ke_s=e_je_t,\\
e_m=e_ie_l=e_te_k=e_je_s,\\
e_s=e_le_k=e_te_i=e_me_j,\\
\label{m8_3}e_t=e_ie_s=e_ke_m=e_le_j.
\end{eqnarray}

Мы можем считать, что $\phi(e_q)=\sum\limits_{p=1}^8a_{qp}e_p.$ Нам уже известно, что $a_{qq}=a_{pp}$, 
а, при $\delta\neq\frac{1}{3}$, выполняется $a_{pp}=0.$
Благодаря тому, что 
$$\phi(e_s)=\phi([e_i,e_j,e_l])=\delta([\phi(e_i),e_j,e_l]+[e_i,\phi(e_j),e_l]+[e_i,e_j,\phi(e_l)]),$$
выполнив соответствующие операции умножений, мы имеем
\begin{eqnarray*}
\sum\limits_{p=1}^{8} a_{sp}e_p= \delta(
&-&a_{it}e_1+a_{ik}e_m-a_{im}e_k+a_{i1}e_t-a_{is}e_i\\
&-&a_{jm}e_1+a_{j1}e_m+a_{jt}e_k-a_{jk}e_t-a_{js}e_j\\
&+&a_{lk}e_1+a_{lt}e_m-a_{l1}e_k-a_{lm}e_t-a_{ls}e_l).
\end{eqnarray*}
(к примеру, $[e_i,e_l,e_k]=(e_i \overline{e_l})e_k=(e_le_i)e_k=-e_me_k=e_ke_m=e_t$).
Следовательно, $a_{sp}=-\delta a_{ps},$ где $p \in \{i,j,l\}$. Произвольность индекса $i$ и соотношения (\ref{m8_2}-\ref{m8_3})
позволяют нам сделать вывод, что $a_{pq}=-\delta a_{qp}$ для всех $p,q \in \{1,\ldots, 8\}.$ 
Используя полученное соотношение, мы можем заключить, что $a_{pq}=-\delta a_{qp}=\delta^2 a_{pq},$
что влечет $\delta=-1$ и $a_{pq}=a_{qp}$, либо тривиальность $\phi$.
Покажем, что алгебра $M_8$ не имеет нетривиальных антидифференцирований. 
В дальнейшем, мы пользуемся приведенной схемой рассуждения и помним, что $\delta=-1$.

Мы рассмотрим $-\phi(e_t)=\phi([e_i,e_k,e_l]),$ что влечет 
\begin{eqnarray*}
-\sum\limits_{p=1}^{8} a_{tp}e_p= -(
&&a_{i1}e_s-a_{ij}e_m+a_{im}e_j-a_{is}e_1+a_{it}e_i\\
&+&a_{k1}e_m+a_{kj}e_s-a_{km}e_1-a_{ks}e_j+a_{kt}e_k\\
&+&a_{l1}e_j-a_{lj}e_1-a_{lm}e_s+a_{ls}e_m+a_{lt}e_l).
\end{eqnarray*}
Откуда мы получаем
\begin{eqnarray}\label{m8_tr}a_{ts}=a_{i1}+a_{jk}-a_{ml}.
\end{eqnarray}

Мы рассмотрим $\phi(e_m)=\phi([e_i,e_j,e_t]),$ что влечет 
\begin{eqnarray*}
\sum\limits_{p=1}^{8} a_{mp}e_p= -(
&&a_{i1}e_l-a_{ik}e_s-a_{il}e_1+a_{im}e_i-a_{is}e_k\\
&+&a_{j1}e_s-a_{jk}e_l+a_{jl}e_k+a_{jm}e_j-a_{js}e_1\\
&+&a_{t1}e_k-a_{tk}e_1-a_{tl}e_s+a_{tm}e_t+a_{ts}e_l).
\end{eqnarray*}
Откуда мы получаем
\begin{eqnarray}\label{m8_pyat}a_{ml}=a_{i1}-a_{jk}+a_{ts}.
\end{eqnarray}

Мы рассмотрим $-\phi(e_t)=\phi([e_i,e_j,e_m]),$ что влечет 
\begin{eqnarray*}
-\sum\limits_{p=1}^{8} a_{tp}e_p= -(
&&a_{i1}e_s-a_{ik}e_l+a_{il}e_k-a_{is}e_1+a_{it}e_i\\
&-&a_{j1}e_l-a_{jk}e_s+a_{jl}e_1+a_{js}e_k+a_{jt}e_j\\
&-&a_{m1}e_k+a_{mk}e_1+a_{ml}e_s-a_{ms}e_l+a_{mt}e_m).
\end{eqnarray*}
Откуда мы получаем
\begin{eqnarray}\label{m8_vtor}a_{ts}=a_{i1}-a_{jk}+a_{ml}.
\end{eqnarray}

Мы рассмотрим $-\phi(e_s)=\phi([e_i,e_k,e_m]),$ что влечет 
\begin{eqnarray*}
-\sum\limits_{p=1}^{8} a_{sp}e_p= -(
&-&a_{i1}e_t+a_{ij}e_l+a_{is}e_i+a_{it}e_1-a_{il}e_j\\
&-&a_{k1}e_l-a_{kj}e_t+a_{ks}e_k+a_{kt}e_j+a_{kl}e_1\\
&+&a_{m1}e_j-a_{mj}e_1+a_{ms}e_m+a_{mt}e_l-a_{ml}e_t).
\end{eqnarray*}
Откуда мы получаем
\begin{eqnarray}\label{m8_che}a_{st}=-a_{i1}-a_{jk}-a_{ml}.
\end{eqnarray}

Заметим, что из (\ref{m8_tr}) и (\ref{m8_pyat}) вытекает
\begin{eqnarray}\label{m8_ku1} a_{kj}=a_{st},a_{ml}=a_{i1}.\end{eqnarray}

Заметим, что из (\ref{m8_tr}) и (\ref{m8_vtor}) вытекает
\begin{eqnarray}\label{m8_ku2} a_{i1}=a_{st},a_{ml}=a_{kj}.\end{eqnarray}

Заметим, что из (\ref{m8_che}) и (\ref{m8_ku1}) вытекает
\begin{eqnarray}\label{m8_ku3} a_{st}=-a_{ml}.\end{eqnarray}

Проанализировав равенства (\ref{m8_ku1}-\ref{m8_ku3}), мы получаем 
$$a_{i1}=a_{st}=a_{ml}=a_{kj}=0.$$
Исходя из произвольности индекса $i$ и соотношений (\ref{m8_2}-\ref{m8_3}), мы получаем тривиальность отображения $\phi.$
Теорема доказана.

\medskip

Полученная теорема дает существование простой $n$-арной алгебры Мальцева, не являющейся $n$-арной алгеброй Филиппова, 
над алгебраически замкнутым полем характеристики нуль, которая, в отличии от $n$-арных алгебр Филиппова над алгебраически замкнутым полем
характеристики нуль, не имеет нетривиальных $\delta$-дифференцирований.
Отметим, что данные результаты согласуются с результатами В. Т. Филиппова \cite{Filll} об отсутствии нетривиальных $\delta$-дифференцирований
на первичных бинарных нелиевых алгебрах Мальцева.

\medskip

В заключение, автор выражает благодарность В. Н. Желябину и А. П. Пожидаеву за внимание к работе и конструктивные замечания.

\newpage

\end{document}